«Как хорошо мы плохо жили »
«Рыжий». «Мастерская Петра Фоменко»
Вроде бы все, как обычно: зрители по узенькому проходу пробираются в крошечный зал, вежливые билетерши подсказывают направление. Если бы не дамочка в железнодорожной униформе, типичная «совковая» проводница, даже, кажется, чуточку под хмельком. Грубовато покрикивает на входящих: «Живей проходи, не задерживайся, сейчас поедем». Маршрут: Екатеринбург Свердловск и обратно. Такую вот ностальгическую поездку в 80 90-е годы века минувшего предлагает сегодня"Мастерская Петра Фоменко"в спектакле-поездке «Рыжий».
Рыжий это фамилия свердловско-екатеринбургского поэта по имени Борис Борисович. Впрочем, до величания по отчеству он не дожил, покончил с собой в возрасте 26 лет, в 2001-м. И, в общем-то, биография его достаточно типична для так называемого «хрестоматийного» русского поэта: талант, неустроенность быта и личной жизни, водка, психушка, депрессия, самоубийство. Остались стихи, прижизненные и посмертные поэтические сборники, даже премии и награды. А там, в этих стихах, остался город Свердловск в своих непарадных проявлениях: с рабочими общежитиями, гипсовыми пионерами в парке имени Маяковского, «вторчерметовской» шпаной, «азерами» и криминальными авторитетами-депутатами, с первыми влюбленностями и ранними похоронами. Осталась удивительной чистоты романтика, выросшая из убогого «сора» промзоновских окраин и прочих совковых примет. Остался мир, вроде бы абсолютно реальный, и в то же время авторски преображенный, словно бы сочиненный заново из живых примет эпохи.
Впрочем, этот мир был сочинен дважды автором и театром. Молодых актеров и режиссеров из стажерской группы «Мастерской» поэзией Бориса Рыжего «заразил» известный бард и композитор Сергей Никитин, в репертуаре которого есть немало песен на стихи свердловского автора. Музыкально-поэтически-ностальгическое путешествие, организованное режиссером Юрием Буториным под общим руководством Евгения Каменьковича, так и назвали «Рыжий». В этом названии, как и в самой фамилии, конечно же, есть смысловая многослойность. Рыжий это не только паспортные данные, это клоунская метка, знак отличия от прочих, быть может, даже некая юродивость, в добром, впрочем, ключе.
И в этот «рыжий» мир мы действительно поедем. Раздастся паровозный гудок, и та же проводница (Наджа Мэр) занудит: «Чай 50 рублей, пиво 50 рублей, бутерброды свежие 50 рублей » А «зрительский островок» вдруг тронется с места и начнет медленно вращаться, от остановки до остановки: «Общежитие, стоянка пять минут», «Крыша, стоянка 20 минут». Все дальше, все глубже, до полного погружения в иную ностальгически-сентиментальную, комичную, игровую реальность.
Тут не просто читают стихи и поют песни, нанизанные на некую сюжетную конструкцию. Тут не живут даже, но виртуозно играют в жизнь. Да и сюжета никакого нет так, путевые заметки. Но из этих разнокрасочных и разноинтонационных набросков сама собой складывается, сочиняется человеческая жизнь реального поэта и многих его современников с их коротенькими, то грустными, то забавными историями. Вот две женщины (Моника Санторо и Елена Ворончихина), обреченные на пожизненное «общежитие», в халатах и тапочках, с кружочками огурца на веках. Вот они же, набелив лица и сбросив халаты, оживут в обличье «девушек с веслами» и гипсовых парковых пионеров. А в «парке Маяковского имени отдыха» играет ментовский джаз (Александр Мичков, Николай Орловский, Иван Вакуленко, Дмитрий Смирнов). Вот «азер»-сапожник, он же ритуальных дел мастер (Игорь Войнаровский) споет что-то жалостное про дауна на похоронах, а минутой позже, получив на руки «кулек» с новорожденным сыном, лихо исполнит нечто «из Рыжего», положенное на бабаджаняновскую мелодию «Королева красоты». А на крыше вдруг явится Ангел (Вера Строкова), готовый, кажется, уже принять грешную душу стихотворца. И девушка Ирина (Мария Андреева), не расстающаяся с телефонной трубкой, будет искать своего пьяного поэта. Компанию ментам составят «кенты» (Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Игорь Войнаровский), один из них припадет к микрофону с депутатской речью и тут же его, подстреленного «конкурентами», накроют белой простыней. В переполненном «бесплатном» трамвае качаются усталые горожане, они же томятся в очереди, чтобы сдать бутылки («Нам пиво воздух заменяло ») или какие-нибудь литавры в качестве «вторсырья». «Зеленый змий» (Александр Мичков) искушает очередное воплощение Рыжего (Дмитрий Рудков) на лавочке в парке. И закончится все торжественно и красиво полетом поэта-ангела над нами, с последней песней «Господи, это я».
В «Рыжем» реальные человеческие истории опрокинуты в историю города и мира, перемешаны, слеплены в единое целое. И внутренне, и по внешним приметам, хотя бы музыкальным: здесь звучит не только музыка Сергея Никитина, но слышны узнаваемые «цитаты» от Бетховена до Тото Кутуньо и Мадонны, от Александры Пахмутовой до Юрия Антонова. Музыка это нечто объединяющее, задающее эмоциональный камертон. То, как все это исполнено спето, прочитано, сыграно, станцовано, отдельная «песня». Так, наверное, могут только здесь, в «Мастерской Петра Фоменко»: с абсолютным профессионализмом, подчас доходящим до виртуозности. И так легко, будто и не работают вовсе, а просто существуют в привычной стихии. Еще одно уникальность общей интонации. В «Рыжем» нет ни ностальгического надрыва, ни ернического стеба по поводу «этой страны». Есть истина и искренность, непосредственность самой обычной жизни, искусством «облагороженной» и выведенной на иной уровень восприятия и к ней отношения. Что, впрочем, не исключает индивидуальных отношений каждого. Но умением спровоцировать общность настроения пусть и небольшой зрительской массы обладают немногие коллективы. «Фоменки» из их числа.
Рыжий это фамилия свердловско-екатеринбургского поэта по имени Борис Борисович. Впрочем, до величания по отчеству он не дожил, покончил с собой в возрасте 26 лет, в 2001-м. И, в общем-то, биография его достаточно типична для так называемого «хрестоматийного» русского поэта: талант, неустроенность быта и личной жизни, водка, психушка, депрессия, самоубийство. Остались стихи, прижизненные и посмертные поэтические сборники, даже премии и награды. А там, в этих стихах, остался город Свердловск в своих непарадных проявлениях: с рабочими общежитиями, гипсовыми пионерами в парке имени Маяковского, «вторчерметовской» шпаной, «азерами» и криминальными авторитетами-депутатами, с первыми влюбленностями и ранними похоронами. Осталась удивительной чистоты романтика, выросшая из убогого «сора» промзоновских окраин и прочих совковых примет. Остался мир, вроде бы абсолютно реальный, и в то же время авторски преображенный, словно бы сочиненный заново из живых примет эпохи.
Впрочем, этот мир был сочинен дважды автором и театром. Молодых актеров и режиссеров из стажерской группы «Мастерской» поэзией Бориса Рыжего «заразил» известный бард и композитор Сергей Никитин, в репертуаре которого есть немало песен на стихи свердловского автора. Музыкально-поэтически-ностальгическое путешествие, организованное режиссером Юрием Буториным под общим руководством Евгения Каменьковича, так и назвали «Рыжий». В этом названии, как и в самой фамилии, конечно же, есть смысловая многослойность. Рыжий это не только паспортные данные, это клоунская метка, знак отличия от прочих, быть может, даже некая юродивость, в добром, впрочем, ключе.
И в этот «рыжий» мир мы действительно поедем. Раздастся паровозный гудок, и та же проводница (Наджа Мэр) занудит: «Чай 50 рублей, пиво 50 рублей, бутерброды свежие 50 рублей » А «зрительский островок» вдруг тронется с места и начнет медленно вращаться, от остановки до остановки: «Общежитие, стоянка пять минут», «Крыша, стоянка 20 минут». Все дальше, все глубже, до полного погружения в иную ностальгически-сентиментальную, комичную, игровую реальность.
Тут не просто читают стихи и поют песни, нанизанные на некую сюжетную конструкцию. Тут не живут даже, но виртуозно играют в жизнь. Да и сюжета никакого нет так, путевые заметки. Но из этих разнокрасочных и разноинтонационных набросков сама собой складывается, сочиняется человеческая жизнь реального поэта и многих его современников с их коротенькими, то грустными, то забавными историями. Вот две женщины (Моника Санторо и Елена Ворончихина), обреченные на пожизненное «общежитие», в халатах и тапочках, с кружочками огурца на веках. Вот они же, набелив лица и сбросив халаты, оживут в обличье «девушек с веслами» и гипсовых парковых пионеров. А в «парке Маяковского имени отдыха» играет ментовский джаз (Александр Мичков, Николай Орловский, Иван Вакуленко, Дмитрий Смирнов). Вот «азер»-сапожник, он же ритуальных дел мастер (Игорь Войнаровский) споет что-то жалостное про дауна на похоронах, а минутой позже, получив на руки «кулек» с новорожденным сыном, лихо исполнит нечто «из Рыжего», положенное на бабаджаняновскую мелодию «Королева красоты». А на крыше вдруг явится Ангел (Вера Строкова), готовый, кажется, уже принять грешную душу стихотворца. И девушка Ирина (Мария Андреева), не расстающаяся с телефонной трубкой, будет искать своего пьяного поэта. Компанию ментам составят «кенты» (Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Игорь Войнаровский), один из них припадет к микрофону с депутатской речью и тут же его, подстреленного «конкурентами», накроют белой простыней. В переполненном «бесплатном» трамвае качаются усталые горожане, они же томятся в очереди, чтобы сдать бутылки («Нам пиво воздух заменяло ») или какие-нибудь литавры в качестве «вторсырья». «Зеленый змий» (Александр Мичков) искушает очередное воплощение Рыжего (Дмитрий Рудков) на лавочке в парке. И закончится все торжественно и красиво полетом поэта-ангела над нами, с последней песней «Господи, это я».
В «Рыжем» реальные человеческие истории опрокинуты в историю города и мира, перемешаны, слеплены в единое целое. И внутренне, и по внешним приметам, хотя бы музыкальным: здесь звучит не только музыка Сергея Никитина, но слышны узнаваемые «цитаты» от Бетховена до Тото Кутуньо и Мадонны, от Александры Пахмутовой до Юрия Антонова. Музыка это нечто объединяющее, задающее эмоциональный камертон. То, как все это исполнено спето, прочитано, сыграно, станцовано, отдельная «песня». Так, наверное, могут только здесь, в «Мастерской Петра Фоменко»: с абсолютным профессионализмом, подчас доходящим до виртуозности. И так легко, будто и не работают вовсе, а просто существуют в привычной стихии. Еще одно уникальность общей интонации. В «Рыжем» нет ни ностальгического надрыва, ни ернического стеба по поводу «этой страны». Есть истина и искренность, непосредственность самой обычной жизни, искусством «облагороженной» и выведенной на иной уровень восприятия и к ней отношения. Что, впрочем, не исключает индивидуальных отношений каждого. Но умением спровоцировать общность настроения пусть и небольшой зрительской массы обладают немногие коллективы. «Фоменки» из их числа.
Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010