Ночные забавы
Под занавес сезона «Мастерская Фоменко» представила постановку Ивана Поповски — «Сон в летнюю ночь». Последний показ состоится 26 июля, затем спектакль можно будет увидеть только осенью.
Зал «Мастерской» забит до отказа, билеты распроданы далеко вперед, а на бис актеров вызывают по пять-шесть раз. Многие критики единодушно признали творение Поповски одной из главных удач уходящего сезона.
Успех, к которому так истово стремятся современные постановщики, лежит на поверхности. В «Сне » Поповски нет второго дна и посторонних смыслов. Режиссер возвращается к тому «архаичному» типу театра, когда действие рождается и развивается точно по авторскому тексту, но внутри столько выдумки, шарма и непредсказуемости, что захватывает дух.
Спектакль продолжительностью более трех часов смотрится на одном дыхании. Его открывает нежный звон колокольчика, который доносится не со стороны сцены, а откуда-то из зала. Зрители начинают заинтересованно вертеть головами, а из боковой двери появляется непомерно высокий Филострат (Амбарцум Кабанян) в придворном камзоле с воротником-фрезой. Распорядитель празднеств манерно шествует вдоль прохода, отделяющего партер от амфитеатра — приветствует господ, целует ручки дамам, поднимается на сцену и снова звенит в колокольчик. Тишина в зале, занавес поднимается.
Любовный переполох шекспировской комедии стартует накануне свадьбы герцога Тезея (Карэн Бадалов) с царицей амазонок Ипполитой (Галина Тюнина). Афинский двор — застывший портик, где шекспировские герои — фигуры атлантов и кариатид. Они поочередно оживают, обрушивая на государя свои стенания. Эгей жалуется на Гермию: непокорная дочь не хочет подчиниться отцовской воле и выйти замуж за Деметрия. Гермия (Серафима Огарева) влюблена в Лисандра (Александр Мичков) и даже под страхом сурового наказания не готова изменить сердцу. Деметрий (Юрий Буторин) обожает Гермию, забыв давнюю возлюбленную Елену (Ирина Горбачева), которая по-прежнему питает к нему нежные чувства.
Утонченная стилизация — реверанс в сторону античной драмы: отсюда обувь на высокой деревянной подошве (напоминание о котурнах), преувеличенный актерский жест, торжественная декламация.
Когда монаршие особы удаляются, действие набирает темп: оставшиеся наедине Гермия и Лисандр сбрасывают нелепые платформы и пылко обсуждают план побега. С появлением Елены сомнений в том, что перед нами разыгрывается комедия, не остается. Ирина Горбачева феерически хороша в бесплотных попытках завладеть сердцем Деметрия.
В то же время афинские мастеровые готовят представление к свадебному торжеству. Репетировать они отправляются в близлежащий лес. Туда же ночью убегают от родительского гнета Гермия и Лисандр. За ними бросаются вдогонку Деметрий и Елена.
Лес — неведомая стихия, где властвуют повелители эльфов Оберон и Титания, а люди становятся невольными жертвами их столкновений и интриг. Однако постановщики затевают любопытную игру: небожителей того и другого мира изображает одна и та же пара актеров. Мудрыми глазами Карэна Бадалова взирает на размолвки молодых Оберон, пока его супруга Титания (Галина Тюнина) млеет от любви к ослу. Страсть, навеянная чарами, лишена порыва и напоминает транс.
До поры до времени публика не подозревает, что весь зал превращен в лесную обитель. Зрителям придется уворачиваться и беречь свои головы от взбесившихся юнцов, раскачивающихся на свисающих тюлях-лианах. Простейшая по замыслу декорация из кусков ткани (разработчик — Константин Лебедев) приведена в движение, исполненное красоты и грации. Невесомые полупрозрачные полотна лентами спадают вниз. Энергия жизни имитируется через «текучесть» тканей, которые колышутся, струятся, взмывают и опадают при малейшем дуновении. Среди них блуждают горемычные влюбленные, кружат лесные феи, прячется проказливый эльф Робин (преобразившийся Амбарцум Кабанян).
Не растрачивая энергию на поиски тщетной новизны, Иван Поповски создает театр, который захватывает и увлекает публику ввысь.
Зал «Мастерской» забит до отказа, билеты распроданы далеко вперед, а на бис актеров вызывают по пять-шесть раз. Многие критики единодушно признали творение Поповски одной из главных удач уходящего сезона.
Успех, к которому так истово стремятся современные постановщики, лежит на поверхности. В «Сне » Поповски нет второго дна и посторонних смыслов. Режиссер возвращается к тому «архаичному» типу театра, когда действие рождается и развивается точно по авторскому тексту, но внутри столько выдумки, шарма и непредсказуемости, что захватывает дух.
Спектакль продолжительностью более трех часов смотрится на одном дыхании. Его открывает нежный звон колокольчика, который доносится не со стороны сцены, а откуда-то из зала. Зрители начинают заинтересованно вертеть головами, а из боковой двери появляется непомерно высокий Филострат (Амбарцум Кабанян) в придворном камзоле с воротником-фрезой. Распорядитель празднеств манерно шествует вдоль прохода, отделяющего партер от амфитеатра — приветствует господ, целует ручки дамам, поднимается на сцену и снова звенит в колокольчик. Тишина в зале, занавес поднимается.
Любовный переполох шекспировской комедии стартует накануне свадьбы герцога Тезея (Карэн Бадалов) с царицей амазонок Ипполитой (Галина Тюнина). Афинский двор — застывший портик, где шекспировские герои — фигуры атлантов и кариатид. Они поочередно оживают, обрушивая на государя свои стенания. Эгей жалуется на Гермию: непокорная дочь не хочет подчиниться отцовской воле и выйти замуж за Деметрия. Гермия (Серафима Огарева) влюблена в Лисандра (Александр Мичков) и даже под страхом сурового наказания не готова изменить сердцу. Деметрий (Юрий Буторин) обожает Гермию, забыв давнюю возлюбленную Елену (Ирина Горбачева), которая по-прежнему питает к нему нежные чувства.
Утонченная стилизация — реверанс в сторону античной драмы: отсюда обувь на высокой деревянной подошве (напоминание о котурнах), преувеличенный актерский жест, торжественная декламация.
Когда монаршие особы удаляются, действие набирает темп: оставшиеся наедине Гермия и Лисандр сбрасывают нелепые платформы и пылко обсуждают план побега. С появлением Елены сомнений в том, что перед нами разыгрывается комедия, не остается. Ирина Горбачева феерически хороша в бесплотных попытках завладеть сердцем Деметрия.
В то же время афинские мастеровые готовят представление к свадебному торжеству. Репетировать они отправляются в близлежащий лес. Туда же ночью убегают от родительского гнета Гермия и Лисандр. За ними бросаются вдогонку Деметрий и Елена.
Лес — неведомая стихия, где властвуют повелители эльфов Оберон и Титания, а люди становятся невольными жертвами их столкновений и интриг. Однако постановщики затевают любопытную игру: небожителей того и другого мира изображает одна и та же пара актеров. Мудрыми глазами Карэна Бадалова взирает на размолвки молодых Оберон, пока его супруга Титания (Галина Тюнина) млеет от любви к ослу. Страсть, навеянная чарами, лишена порыва и напоминает транс.
До поры до времени публика не подозревает, что весь зал превращен в лесную обитель. Зрителям придется уворачиваться и беречь свои головы от взбесившихся юнцов, раскачивающихся на свисающих тюлях-лианах. Простейшая по замыслу декорация из кусков ткани (разработчик — Константин Лебедев) приведена в движение, исполненное красоты и грации. Невесомые полупрозрачные полотна лентами спадают вниз. Энергия жизни имитируется через «текучесть» тканей, которые колышутся, струятся, взмывают и опадают при малейшем дуновении. Среди них блуждают горемычные влюбленные, кружат лесные феи, прячется проказливый эльф Робин (преобразившийся Амбарцум Кабанян).
Не растрачивая энергию на поиски тщетной новизны, Иван Поповски создает театр, который захватывает и увлекает публику ввысь.
Мария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010