Это был не сон?
«Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски — бальзам на сердце поклонников Мастерской. Тут есть все, за что мы любили «фоменок» золотого века — упоение игрой, журчащие интонации и порхающая пластика.
У Мастерской Петра Фоменко, положа руку на сердце, давно не было настоящих удач. Осиротевший театр мужественно искал новые пути: пробовал заниматься пластическим театром («Моряки и шлюхи»), политической сатирой («Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина«), даже взялся за современную пьесу (Олимпия“ Ольги Мухиной и Летние осы“ Ивана Вырыпаева). Но все было не то и не так. Серия проб и ошибок“ опасно затягивалась. Пока Иван Поповски не решил вернуться к тому, что фоменки“ хорошо знают и любят — к комедиям Шекспира. Бывалые театралы до сих пор с придыханием вспоминают легендарную Двенадцатую ночь“, с которой когда-то и начался театр. А зрители помоложе — Сказку Арденнского леса“, ставшую боевым крещением для стажерской группы.
У Ивана Поповски в спектакле заняты оба поколения: герцога Тезея и Ипполиту, а также властителей эльфов Оберона и Титанию играют Карэн Бадалов и Галина Тюнина, а афинскую молодежь — бывшие стажеры. И возникает ощущение, что на наших глазах основоположники“ передают свой опыт следующему поколению, а те сдают перед старшими коллегами экзамен по актерскому мастерству. По крайней мере, в речах актрис явно сквозят интонации сестер Кутеповых, а Оберон Карэна Бадалова наблюдает за резвящимся молодняком в театральный бинокль с нежной усмешкой и грустной снисходительностью — так бывалый артист смотрит на этюды первокурсников.
Конечно, Серафима Огарева, Ирина Горбачева и Юрий Буторин — уже далеко не новички, на них держится весь новый репертуар театра. Но в спектакле Поповски они играют именно что неопытную и порывистую юность. Их влюбленные тычутся друг в друга, как слепые щенки, неловко обнимаются и невпопад целуются, вхолостую вырабатывая атомную энергию страсти. Хореограф Олег Глушков придумал для актеров хитроумную пластическую партитуру почти цирковых поддержек, групповых скульптурных композиций и акробатических упражнений на полотнищах, которые служат у Ивана Поповски основным элементом сценографии.
Энергия плоти, человеческое естество в его физически ощущаемом торжестве крепких и ловких тел здесь противопоставлены загадочной бестелесности, эфирности лесного мира эльфов. Деревья из шелковых полотнищ оказываются обманчиво податливыми и ускользающими, ниспадающие одежды царицы Титании будто наполнены летучим газом, а играющие для ее услады музыканты и вовсе парят в воздухе подобно огромным глубоководным медузам.
Этот ночной, потусторонний мир, в свою очередь, оказывается изнанкой мира дневного. В первой сцене новобрачные Тезей и Ипполита предстают перед нами этакими каменными изваяниями на котурнах, скованными официальным дворцовым протоколом (и тут многие вспомнят Отравленную тунику“ Гумилева в постановке того же Поповски, эстетский и рафинированный театр восковых фигур). Какие страсти бушевали в душе у амазонки Ипполиты, завоеванной Тезеем, какие размолвки ожидали впереди царственных особ, невозможно догадаться — чувства скрывают непроницаемые светские маски. Но то, что прячет дневное, рациональное сознание, всплывает на поверхность ночью. И вот уже Тезей — Оберон с изощренной мстительностью наказывает свою супругу за строптивость (мальчик паж — только повод, только очередной предмет для споров и самоутверждения), заставляя ее влюбиться в чудовище с ослиной головой.
Но режиссер не стремится погружаться слишком глубоко в пучины психоанализа, как это делал Кирилл Серебренников. Он, скорее, продолжает линию Дмитрия Крымова, взявшего из Сна“ одну только линию с любительским спектаклем ремесленников и развернувшего ее до глобальных рассуждений о природе театра. Самая сильная и важная стихия в постановке Поповски — это, безусловно, игра. Она пронизывает и подчиняет себе все. Оберон Карэна Бадалова тут выступает как режиссер ночного действа, а его подручный Робин в превосходном исполнении гибкого и пластичного Амбарцума Кабаняна становится нерадивым помрежем, который путает роли, мешается под ногами у артистов и создает все эти так необходимые комедии qui pro quo.
Настоящим триумфом и гимном лицедейства становится Горестная история про Пирама и Фисбу“ в исполнении афинских ремесленников. Кто бы мог предположить, что сегодня, в век постдраматического театра, можно так хохотать над этой нюниной гробницей“, над простейшим, площадным, фарсовым театром. Что интеллигентные зрители, подобно Тезею, с видом знатока отмечающему да они не там акценты расставляют“, будут по-детски радоваться, наблюдая, как Андрей Казаков, Рустэм Юскаев и прекрасный Кирилл Пирогов самозабвенно, со всей серьезностью валяют дурака“.
Так что возникает робкая мысль — не все еще потеряно. Если Ян Фабр в Горе Олимп“ предлагает нам наслаждаться своей трагедией“, которая все длится и длится со времен Античности, то Поповски и компания возвращают Шекспира-комедиографа, с которым мы, оказывается, можем по-прежнему легкомысленно смеяться. И заодно — ту самую Мастерскую, что мы любили много лет.
У Мастерской Петра Фоменко, положа руку на сердце, давно не было настоящих удач. Осиротевший театр мужественно искал новые пути: пробовал заниматься пластическим театром («Моряки и шлюхи»), политической сатирой («Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина«), даже взялся за современную пьесу (Олимпия“ Ольги Мухиной и Летние осы“ Ивана Вырыпаева). Но все было не то и не так. Серия проб и ошибок“ опасно затягивалась. Пока Иван Поповски не решил вернуться к тому, что фоменки“ хорошо знают и любят — к комедиям Шекспира. Бывалые театралы до сих пор с придыханием вспоминают легендарную Двенадцатую ночь“, с которой когда-то и начался театр. А зрители помоложе — Сказку Арденнского леса“, ставшую боевым крещением для стажерской группы.
У Ивана Поповски в спектакле заняты оба поколения: герцога Тезея и Ипполиту, а также властителей эльфов Оберона и Титанию играют Карэн Бадалов и Галина Тюнина, а афинскую молодежь — бывшие стажеры. И возникает ощущение, что на наших глазах основоположники“ передают свой опыт следующему поколению, а те сдают перед старшими коллегами экзамен по актерскому мастерству. По крайней мере, в речах актрис явно сквозят интонации сестер Кутеповых, а Оберон Карэна Бадалова наблюдает за резвящимся молодняком в театральный бинокль с нежной усмешкой и грустной снисходительностью — так бывалый артист смотрит на этюды первокурсников.
Конечно, Серафима Огарева, Ирина Горбачева и Юрий Буторин — уже далеко не новички, на них держится весь новый репертуар театра. Но в спектакле Поповски они играют именно что неопытную и порывистую юность. Их влюбленные тычутся друг в друга, как слепые щенки, неловко обнимаются и невпопад целуются, вхолостую вырабатывая атомную энергию страсти. Хореограф Олег Глушков придумал для актеров хитроумную пластическую партитуру почти цирковых поддержек, групповых скульптурных композиций и акробатических упражнений на полотнищах, которые служат у Ивана Поповски основным элементом сценографии.
Энергия плоти, человеческое естество в его физически ощущаемом торжестве крепких и ловких тел здесь противопоставлены загадочной бестелесности, эфирности лесного мира эльфов. Деревья из шелковых полотнищ оказываются обманчиво податливыми и ускользающими, ниспадающие одежды царицы Титании будто наполнены летучим газом, а играющие для ее услады музыканты и вовсе парят в воздухе подобно огромным глубоководным медузам.
Этот ночной, потусторонний мир, в свою очередь, оказывается изнанкой мира дневного. В первой сцене новобрачные Тезей и Ипполита предстают перед нами этакими каменными изваяниями на котурнах, скованными официальным дворцовым протоколом (и тут многие вспомнят Отравленную тунику“ Гумилева в постановке того же Поповски, эстетский и рафинированный театр восковых фигур). Какие страсти бушевали в душе у амазонки Ипполиты, завоеванной Тезеем, какие размолвки ожидали впереди царственных особ, невозможно догадаться — чувства скрывают непроницаемые светские маски. Но то, что прячет дневное, рациональное сознание, всплывает на поверхность ночью. И вот уже Тезей — Оберон с изощренной мстительностью наказывает свою супругу за строптивость (мальчик паж — только повод, только очередной предмет для споров и самоутверждения), заставляя ее влюбиться в чудовище с ослиной головой.
Но режиссер не стремится погружаться слишком глубоко в пучины психоанализа, как это делал Кирилл Серебренников. Он, скорее, продолжает линию Дмитрия Крымова, взявшего из Сна“ одну только линию с любительским спектаклем ремесленников и развернувшего ее до глобальных рассуждений о природе театра. Самая сильная и важная стихия в постановке Поповски — это, безусловно, игра. Она пронизывает и подчиняет себе все. Оберон Карэна Бадалова тут выступает как режиссер ночного действа, а его подручный Робин в превосходном исполнении гибкого и пластичного Амбарцума Кабаняна становится нерадивым помрежем, который путает роли, мешается под ногами у артистов и создает все эти так необходимые комедии qui pro quo.
Настоящим триумфом и гимном лицедейства становится Горестная история про Пирама и Фисбу“ в исполнении афинских ремесленников. Кто бы мог предположить, что сегодня, в век постдраматического театра, можно так хохотать над этой нюниной гробницей“, над простейшим, площадным, фарсовым театром. Что интеллигентные зрители, подобно Тезею, с видом знатока отмечающему да они не там акценты расставляют“, будут по-детски радоваться, наблюдая, как Андрей Казаков, Рустэм Юскаев и прекрасный Кирилл Пирогов самозабвенно, со всей серьезностью валяют дурака“.
Так что возникает робкая мысль — не все еще потеряно. Если Ян Фабр в Горе Олимп“ предлагает нам наслаждаться своей трагедией“, которая все длится и длится со времен Античности, то Поповски и компания возвращают Шекспира-комедиографа, с которым мы, оказывается, можем по-прежнему легкомысленно смеяться. И заодно — ту самую Мастерскую, что мы любили много лет.
Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010