В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»
Мастерская Петра Фоменко восстановила один из самых шедевральных спектаклей Петра Наумовича – «Египетские ночи». В своей постановке 2002 года он соединил два века – романтический XIX и Серебряный – начало XX, произведения двух поэтов, прозаиков, которые были во многом похожи.
Александр Пушкин и Валерий Брюсов экспериментировали с жанрами, стилями, языком, и «Египетские ночи» – один из таких смелых экспериментов, в котором стих сочетается с прозой. Между прочим, на это соединение стиха и прозы первым во всем мире отважился Пушкин в сочинении «Египетские ночи». Правда, не закончив начатое Пушкин нередко ставил многоточия (как и его незавершенная поэма «Евгений Онегин»), как и обожал многоточия Петр Фоменко. Его ученики, которые играют в реставрированном спектакле «Египетские ночи», любят повторять фразу Учителя «Не ставьте точек».
Валерий Брюсов изучал творчество Александра Сергеевича. В своем труде «Пушкин-мастер» он пришел к предположению: «В конце жизни Пушкина занимала мысль – сопоставить в большом художественном создании идеи язычества и христианства. К этой мысли он подходил в Галубе“ и в гипетских ночах“. Но чтобы полнее усвоить себе оба миросозерцания, языческое (античное) и христианское, он писал ряд подготовительных этюдов».
Петр Фоменко поставил иронический спектакль «Египетские ночи», в котором шутит, иногда с гротеском, шутит над модной в начале 19 века философией, согласно которой можно быть и язычником, и христианином, и русским, и египтянином. Пушкин, писавший «Египетские ночи» с 1824 года по 1836 годы, и сам подверг сарказму помешательство светских людей на мистике, на гаданиях, поисках перевоплощений. В «Пиковой Даме» он цитирует мистика Эммануила Сведенборга в ироническом контексте и выносит безжалостный приговор попавшему в западню чертовщины и дьявольской игры Герману. Петр Фоменко поставил спектакль в тот год, когда Россию заполнили экстрасенсы, маги и астрологи. Подобного мага он нашел в произведении Пушкина «Египетские ночи» – импровизатора из Италии синьора Пиндемонти.
Это этот импровизатор – вылитая копия графа Калиостро – из фильма Марка Захарова «Формула любви». Импровизатор проводит сеанс с гостями великосветского салона, в результате которого они попадают в Древний Египет, в царство Клеопатры, до ее встречи с Антонием. По жребию быть Клеопатрой выпадает участь мечтающей о необыкновенной любви Зинаиде Вольской. Клеопатра Полины Кутеповой, безусловно, и царица, и палач, и жертва. Полина играет на грани реальности и фантастики, трагедии и фарса. Играет виртуозно. «Египетские ночи» – филигранная, изысканная история Пушкина, которую он начал писать в ссылке в Михайловском, и продолжал, когда возвращался в родовое имение. Почему в Михайловском он думал о Клеопатре?, кто знает. Пушкин, как и герой «Египетских ночей» – поэт Чарский (актер Юрий Буторин) нередко оказывался в плену роковых женщин. У него был бурный роман с международной шпионкой и авантюристкой – сестрой жены Бальзака – Каролиной Сабонской. В течение многих лет Пушкин писал любовные письма Каролине, и получал от нее ответы. У Каролины в России тоже был литературный салон, как у героини спектакля «Египетские ночи» Княгини D (Наталия Курдюбова), и в нем и стихи читали, и о любви говорили, и спиритические сеансы проводили. И, конечно, музицировали.
В спектакле «Египетские ночи» много музыки. Наполовину он состоит из музыки. Текст Пушкина переходит в музыку, которую напевают актеры. В спектакле звучит музыка: Россини, Листа, Титова, Оранского. Петр Фоменко был большим знатоком музыки. Он сам великолепно играл на скрипке. Все его ученики играют на нескольких музыкальных инструментах, и демонстрируют это в спектакле «Египетские ночи».
Публика бурными аплодисментами благодарила артистов за этот подарок – возвращение в репертуар театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакля «Египетские ночи».
Источник: «Вечерняя Москва»
Александр Пушкин и Валерий Брюсов экспериментировали с жанрами, стилями, языком, и «Египетские ночи» – один из таких смелых экспериментов, в котором стих сочетается с прозой. Между прочим, на это соединение стиха и прозы первым во всем мире отважился Пушкин в сочинении «Египетские ночи». Правда, не закончив начатое Пушкин нередко ставил многоточия (как и его незавершенная поэма «Евгений Онегин»), как и обожал многоточия Петр Фоменко. Его ученики, которые играют в реставрированном спектакле «Египетские ночи», любят повторять фразу Учителя «Не ставьте точек».
Валерий Брюсов изучал творчество Александра Сергеевича. В своем труде «Пушкин-мастер» он пришел к предположению: «В конце жизни Пушкина занимала мысль – сопоставить в большом художественном создании идеи язычества и христианства. К этой мысли он подходил в Галубе“ и в гипетских ночах“. Но чтобы полнее усвоить себе оба миросозерцания, языческое (античное) и христианское, он писал ряд подготовительных этюдов».
Петр Фоменко поставил иронический спектакль «Египетские ночи», в котором шутит, иногда с гротеском, шутит над модной в начале 19 века философией, согласно которой можно быть и язычником, и христианином, и русским, и египтянином. Пушкин, писавший «Египетские ночи» с 1824 года по 1836 годы, и сам подверг сарказму помешательство светских людей на мистике, на гаданиях, поисках перевоплощений. В «Пиковой Даме» он цитирует мистика Эммануила Сведенборга в ироническом контексте и выносит безжалостный приговор попавшему в западню чертовщины и дьявольской игры Герману. Петр Фоменко поставил спектакль в тот год, когда Россию заполнили экстрасенсы, маги и астрологи. Подобного мага он нашел в произведении Пушкина «Египетские ночи» – импровизатора из Италии синьора Пиндемонти.
Это этот импровизатор – вылитая копия графа Калиостро – из фильма Марка Захарова «Формула любви». Импровизатор проводит сеанс с гостями великосветского салона, в результате которого они попадают в Древний Египет, в царство Клеопатры, до ее встречи с Антонием. По жребию быть Клеопатрой выпадает участь мечтающей о необыкновенной любви Зинаиде Вольской. Клеопатра Полины Кутеповой, безусловно, и царица, и палач, и жертва. Полина играет на грани реальности и фантастики, трагедии и фарса. Играет виртуозно. «Египетские ночи» – филигранная, изысканная история Пушкина, которую он начал писать в ссылке в Михайловском, и продолжал, когда возвращался в родовое имение. Почему в Михайловском он думал о Клеопатре?, кто знает. Пушкин, как и герой «Египетских ночей» – поэт Чарский (актер Юрий Буторин) нередко оказывался в плену роковых женщин. У него был бурный роман с международной шпионкой и авантюристкой – сестрой жены Бальзака – Каролиной Сабонской. В течение многих лет Пушкин писал любовные письма Каролине, и получал от нее ответы. У Каролины в России тоже был литературный салон, как у героини спектакля «Египетские ночи» Княгини D (Наталия Курдюбова), и в нем и стихи читали, и о любви говорили, и спиритические сеансы проводили. И, конечно, музицировали.
В спектакле «Египетские ночи» много музыки. Наполовину он состоит из музыки. Текст Пушкина переходит в музыку, которую напевают актеры. В спектакле звучит музыка: Россини, Листа, Титова, Оранского. Петр Фоменко был большим знатоком музыки. Он сам великолепно играл на скрипке. Все его ученики играют на нескольких музыкальных инструментах, и демонстрируют это в спектакле «Египетские ночи».
Публика бурными аплодисментами благодарила артистов за этот подарок – возвращение в репертуар театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакля «Египетские ночи».
Источник: «Вечерняя Москва»
Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010