О молодом Лире и других находках Мастерской Фоменко
В театре «Мастерская Петра Фоменко» премьера-подарок – Король Лир, который бы понравился и Шекспиру. И по духу, и по содержанию он следует тексту английского классика. Это одна из лучших театральных постановок этого сезона в Москве. И при этом так современен!
Трагедия «Король Лир», написанная Уильямом Шекспиром, ведет свое происхождение от древней легенды о кельтском короле Лире, жившим в VIII веке до н.э. Она впервые была переработана в литературное произведение Джеффри Монмутским и вошла в его полумифилогическую Историю королей Британии, созданную в XII веке.
Предание гласит, что Лир, находившийся на престоле 60 лет, приближаясь к смерти, разделил свое царство между тремя дочерьми. Гонерилья и Регана, выданные замуж, за герцогов Олбани и Корнуолла соответственно, льстили отцу и получили по своей части надела. Любимица старика Корделия, считая, что отцу не нужны особые заверения в её любви, отказывалась ему льстить, за что была лишена наследства и приданного. По счастью, франкский король Аганипус полюбил Корделию и взял её в жены.
Отдав часть страны Гонерилье и Регане, Лир думал завещать им и оставшееся после своей смерти. Однако зятья восстали и захватили все королевство. В распоряжении Лира у Олбани, где он обосновался, была свита из 60 рыцарей, но через 2 года Гонерилья сократила их число вдвое. Тогда Лир бежал к Регане и Корнуоллу – но те урезали свиту до 5 человек. По возвращении к Гонерилье старому королю было позволено держать только одного рыцаря, и фактически лишенный охраны старик бежал во Францию к Корделии, где та приняла его по-царски. Вместе с мужем она вторглась в Британию и успешно свергла сестер.
Лир правил страной еще три года до самой смерти. Его трон унаследовала Корделия, которая похоронила его в подземном святилище бога Януса под рекой Соар близ основанного когда-то Лиром города Лестер.
Шекспир творчески переработал сюжет легенды, создав по-настоящему великую трагедию со множеством подтекстов. Здесь и вечные темы любви и предательства, и два взгляда на природу человека и разум, обсуждавшиеся в шекспировское время. Первое – Френсиса Бэкона, второе позднее сформулировано Гоббсом. Рациональности Эдмунда, доведенной до безумия, иронично противопоставляется Лировский “разум в безумии” и Шутовская “мудрость в глупости”.
Я смотрел несколько постановок Лира, включая телевизионные, но ни одна из них меня так не тронула, как творение Евгения Каменьковича. Премьера, состоявшаяся на новой сцене театра «Мастерская Петра Фоменко», являет собой удивительный пример мириад достоинств: и состав, и актерская игра, и режиссерская работа, и музыка, и декорации. Все превосходно, судя по сочным благодарным аплодисментам 400 с лишним зрителей в зале. Долгое и восхитительное послевкусие от спектакля, вероятно, испытал не я один.
Первая удача режиссера, о которой хочется сказать – это Дарья Коныжева, чья игра и образ Корделии заворожили своей юностью, чистотой, искренностью и одновременно взрослой мудростью будущей королевы. Но если Корделия просто «сбивает с ног», то две её рыже-кучерявые сестры-бестии Полина Кутепова (Гонерилья) и Серафима Огарёва (Регана) раскрывают свой образ постепенно, смакуя его, доставляя тем самым огромное удовольствие и себе, и зрителям.
Еще одна приятная неожиданность от Евгения Каменьковича – довольно молодой король Лир, исполненный Карэном Бадаловым, что в начале придает этой роли двусмысленность, но благодаря этому решению тщеславие властителя получает дополнительную глубину. Яркая краска спектакля – это Шут, которого играет Александр Мичков. Рука так и тянется к справочнику Росстата, чтобы посмотреть, какая у шутов в стране средняя зарплата. Органичная и очень современная специальность.
Всем рекомендую – идите! 3.5 часа представления пролетают неожиданно быстро. Но самое главное – шекспировский дух пьесы полностью сохранен. «Король Лир» в Мастерской Фоменко – это, на мой взгляд, лучший вариант приобщиться к Шекспиру и почувствовать, что и через 400 с лишним лет английский классик также современен, а его текст можно вновь разбирать на цитаты.
Источник: «Э-вести»
Трагедия «Король Лир», написанная Уильямом Шекспиром, ведет свое происхождение от древней легенды о кельтском короле Лире, жившим в VIII веке до н.э. Она впервые была переработана в литературное произведение Джеффри Монмутским и вошла в его полумифилогическую Историю королей Британии, созданную в XII веке.
Предание гласит, что Лир, находившийся на престоле 60 лет, приближаясь к смерти, разделил свое царство между тремя дочерьми. Гонерилья и Регана, выданные замуж, за герцогов Олбани и Корнуолла соответственно, льстили отцу и получили по своей части надела. Любимица старика Корделия, считая, что отцу не нужны особые заверения в её любви, отказывалась ему льстить, за что была лишена наследства и приданного. По счастью, франкский король Аганипус полюбил Корделию и взял её в жены.
Отдав часть страны Гонерилье и Регане, Лир думал завещать им и оставшееся после своей смерти. Однако зятья восстали и захватили все королевство. В распоряжении Лира у Олбани, где он обосновался, была свита из 60 рыцарей, но через 2 года Гонерилья сократила их число вдвое. Тогда Лир бежал к Регане и Корнуоллу – но те урезали свиту до 5 человек. По возвращении к Гонерилье старому королю было позволено держать только одного рыцаря, и фактически лишенный охраны старик бежал во Францию к Корделии, где та приняла его по-царски. Вместе с мужем она вторглась в Британию и успешно свергла сестер.
Лир правил страной еще три года до самой смерти. Его трон унаследовала Корделия, которая похоронила его в подземном святилище бога Януса под рекой Соар близ основанного когда-то Лиром города Лестер.
Шекспир творчески переработал сюжет легенды, создав по-настоящему великую трагедию со множеством подтекстов. Здесь и вечные темы любви и предательства, и два взгляда на природу человека и разум, обсуждавшиеся в шекспировское время. Первое – Френсиса Бэкона, второе позднее сформулировано Гоббсом. Рациональности Эдмунда, доведенной до безумия, иронично противопоставляется Лировский “разум в безумии” и Шутовская “мудрость в глупости”.
Я смотрел несколько постановок Лира, включая телевизионные, но ни одна из них меня так не тронула, как творение Евгения Каменьковича. Премьера, состоявшаяся на новой сцене театра «Мастерская Петра Фоменко», являет собой удивительный пример мириад достоинств: и состав, и актерская игра, и режиссерская работа, и музыка, и декорации. Все превосходно, судя по сочным благодарным аплодисментам 400 с лишним зрителей в зале. Долгое и восхитительное послевкусие от спектакля, вероятно, испытал не я один.
Первая удача режиссера, о которой хочется сказать – это Дарья Коныжева, чья игра и образ Корделии заворожили своей юностью, чистотой, искренностью и одновременно взрослой мудростью будущей королевы. Но если Корделия просто «сбивает с ног», то две её рыже-кучерявые сестры-бестии Полина Кутепова (Гонерилья) и Серафима Огарёва (Регана) раскрывают свой образ постепенно, смакуя его, доставляя тем самым огромное удовольствие и себе, и зрителям.
Еще одна приятная неожиданность от Евгения Каменьковича – довольно молодой король Лир, исполненный Карэном Бадаловым, что в начале придает этой роли двусмысленность, но благодаря этому решению тщеславие властителя получает дополнительную глубину. Яркая краска спектакля – это Шут, которого играет Александр Мичков. Рука так и тянется к справочнику Росстата, чтобы посмотреть, какая у шутов в стране средняя зарплата. Органичная и очень современная специальность.
Всем рекомендую – идите! 3.5 часа представления пролетают неожиданно быстро. Но самое главное – шекспировский дух пьесы полностью сохранен. «Король Лир» в Мастерской Фоменко – это, на мой взгляд, лучший вариант приобщиться к Шекспиру и почувствовать, что и через 400 с лишним лет английский классик также современен, а его текст можно вновь разбирать на цитаты.
Источник: «Э-вести»
Андрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010