Мир не делится на черное и белое
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович подался шекспировским страстям и явил миру свою версию «Короля Лира». В этих театральных стенах трагедия звучит в не самом известном переводе Осии Сороки, но все же развивается строго по тексту, без всяких новомодных выдумок и экспериментов. Само сценическое пространство тоже выглядит лаконично и выдержано исключительно в черно-белой гамме. Актеры одеты ровна в такие же цвета: Лир и три дочери — в белом, остальные — в черном. Созданное монохромное царство-государство немного разбавляет один только шут (Александр Мичков), без которого театральная картина выглядела бы незавершенной. Можно сделать вывод, что главная изюминка новой постановки «фоменок» скрыта от посторонних глаз. Данная постановка — не притча, где в конце будут наказаны все злодеи, а старик Лир после всех выпавших на его долю испытаний прозреет и публично раскается. Увидеть такого Шекспира на сцене — огромное разочарование, и, конечно же, режиссерский размах Евгения Борисовича масштабнее и объемнее.
Это очень живое, динамичное и глубокое прочтение истории со сложным хитросплетением человеческих страстей и слабостей, искаженным пониманием любви и преданности, настоящая трагедия, где воедино смешиваются добро и зло. Как известно, делить мир на черное и белое нельзя. И если запутать и создать такую картинку чисто внешне удается, то для передачи внутреннего содержания трагедии нужна, куда более богатая палитра. По своей сути большинство героев «Короля Лира» не подается делению на злодеев и праведников. И хотя Карэн Бадалов играет, скорее, располагающего к себе короля, глядя на него в конце, сердце буквально разрывается от осознания его несчастья, но он же был так убедителен и решителен в самом начале, когда отказывался от своей младшей дочери Корделии (Дарья Коныжева). Видя не лучший пример перед глазами, Гонерилья (Полина Кутепова) и Регана (Серафима Огарева) поступают, в сущности, ни хуже и ни лучше собственного отца. Доказывает то, что судить однозначно о героях сложно, и у каждой медали есть обратная сторона, прекрасная во всех отношениях сцена прощания старших сестер с Корделией. Они в нежных струящихся платьях похожи на сказочных лесных нимф, от которых не ждешь ничего подлого. В этот трогательный момент сестры- беззащитные жертвы жестокости и несправедливости короля Лира.
И только позже мир развернется на сто восемьдесят градусов: Гонерилья и Регана из рыжеволосых богинь превратятся в одержимых бестий. Они демонстративно сбросят свой женственный наряд, сменят его на более воинственное обмундирование и будут готовы идти против отца и друг друга. От того самого трепета нам останется только приятное воспоминание. Власть — лакмусовая бумажка для всех собравшихся на сцене, и проходят проверку немногие. Но жажда власти – не просто испытание, но и непосильная ноша. Данная мысль наглядно иллюстрируется еще в самом начале спектакля: Лир буквально тащит на своих плечах все «королевство». По факту это деревянная конструкция, впоследствии на ней будут разворачиваться все пять актов трагедии. На делящемся на части подиуме герои смогут выкатываться ближе к зрителям и закатываться обратно, в кулисы, что поспособствует молниеносному перемещению из сцены в сцену. На этом же многофункциональном сооружении в конце появятся все павшие в результате трагической схватки здравого смысла и злого рока. Причем ощущение именно рока не покидает: герои принимают все самые страшные решения, не задумываясь, и рубят с плеча. «Из ничего не выйдет ничего», — у Шекспира фраза звучит однажды, Евгений Каменькович же цепляется за нее и вкладывает в уста чуть ли не половине действующих лиц. И эта простая и хорошая мысль останется в награду после проведенного вечера в театре. Из «ничего» шекспировских героев, действительно, не вышло ничего хорошего. Но благо в мире есть гармония, и из таланта и любви к искусству в стенах мастерской рождаются такие сильные и нужные спектакли. На этом все и держится.
Источник: «Глазурь»
Это очень живое, динамичное и глубокое прочтение истории со сложным хитросплетением человеческих страстей и слабостей, искаженным пониманием любви и преданности, настоящая трагедия, где воедино смешиваются добро и зло. Как известно, делить мир на черное и белое нельзя. И если запутать и создать такую картинку чисто внешне удается, то для передачи внутреннего содержания трагедии нужна, куда более богатая палитра. По своей сути большинство героев «Короля Лира» не подается делению на злодеев и праведников. И хотя Карэн Бадалов играет, скорее, располагающего к себе короля, глядя на него в конце, сердце буквально разрывается от осознания его несчастья, но он же был так убедителен и решителен в самом начале, когда отказывался от своей младшей дочери Корделии (Дарья Коныжева). Видя не лучший пример перед глазами, Гонерилья (Полина Кутепова) и Регана (Серафима Огарева) поступают, в сущности, ни хуже и ни лучше собственного отца. Доказывает то, что судить однозначно о героях сложно, и у каждой медали есть обратная сторона, прекрасная во всех отношениях сцена прощания старших сестер с Корделией. Они в нежных струящихся платьях похожи на сказочных лесных нимф, от которых не ждешь ничего подлого. В этот трогательный момент сестры- беззащитные жертвы жестокости и несправедливости короля Лира.
И только позже мир развернется на сто восемьдесят градусов: Гонерилья и Регана из рыжеволосых богинь превратятся в одержимых бестий. Они демонстративно сбросят свой женственный наряд, сменят его на более воинственное обмундирование и будут готовы идти против отца и друг друга. От того самого трепета нам останется только приятное воспоминание. Власть — лакмусовая бумажка для всех собравшихся на сцене, и проходят проверку немногие. Но жажда власти – не просто испытание, но и непосильная ноша. Данная мысль наглядно иллюстрируется еще в самом начале спектакля: Лир буквально тащит на своих плечах все «королевство». По факту это деревянная конструкция, впоследствии на ней будут разворачиваться все пять актов трагедии. На делящемся на части подиуме герои смогут выкатываться ближе к зрителям и закатываться обратно, в кулисы, что поспособствует молниеносному перемещению из сцены в сцену. На этом же многофункциональном сооружении в конце появятся все павшие в результате трагической схватки здравого смысла и злого рока. Причем ощущение именно рока не покидает: герои принимают все самые страшные решения, не задумываясь, и рубят с плеча. «Из ничего не выйдет ничего», — у Шекспира фраза звучит однажды, Евгений Каменькович же цепляется за нее и вкладывает в уста чуть ли не половине действующих лиц. И эта простая и хорошая мысль останется в награду после проведенного вечера в театре. Из «ничего» шекспировских героев, действительно, не вышло ничего хорошего. Но благо в мире есть гармония, и из таланта и любви к искусству в стенах мастерской рождаются такие сильные и нужные спектакли. На этом все и держится.
Источник: «Глазурь»
Виктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010