Во сне я горько плакал
Какой славный маленький театр создала Елена Камбурова! Он встроен в мощный «сталинский» дом на углу Большой Пироговской, как потайной ящичек в дубовый трехстворчатый гардероб. Он глядит сквозь метель на точеное ярославское барокко колокольни и надвратных церквей Новодевичьего монастыря. Он стоит, таким образом, на Девичьем поле: рядом с желтыми шкатулками клиник Московского университета, где проходил некогда практику интерн А. П. Чехов. Рядом со зданием Высших женских курсов Герье. Рядом с надгробной часовней Владимира Соловьева, перед которой в 1900-х годах молодые московские символисты, предводимые Андреем Белым, созерцали небывало яркие, розово-золотые и карминные зори первых лет XX века. И зори казались им знаком скорого преображения Москвы чуть ли не в Небесный Иерусалим.
Наивность и блестящий интеллект тех людей оттеняли друга, сливались как голоса в дуэте. Рожденные в канун Серебряного века, «в тени колоссального музея культур», они дышали и культурой немецкого романтизма. Их ожидания были озвучены Шуманом и Шубертом. Дом немецкой песни, созданный старомосковским чудаком-энтузиастом, был местом их встреч. А великолепная камерная певица Оленина-д'Альгейм, принесшая в Москву 1900-х истинные “Lieder” Шумана и Шуберта, была кумиром и одной из провозвестниц розово-золотого, рояльного и скрипичного преображения всего сущего.
Поздним постскриптумом к их грезам и стал спектакль Ивана Поповски. Шуман и Шуберт звучат на там же месте в иной час. В иной аранжировке. Но звучат по-прежнему. С ясным великолепием труднейших вокализов.
В маленьком пространстве театра, меж двумя подсвеченными занавесами из белой кисеи, проходят белые, шумящие шелком широких юбок
эпохи бидермейера силуэты четырех певиц (Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина). И мощная тревожная фигура растрепанного Музыканта между ними в черном суконном плаще романтического (но и нынешнего уличного, непритязательного) покроя: он похож и на Ворона, и на Странника шубертовского романса, и на потрепанного интеллигента из последнего троллейбуса.
«Грезы», «Форель», «Лесной царь», “Ave Maria”, Баркарола“, Серенада“, Во сне я горько плакал “, Песнь странника“, Я не сержусь “ звучат по-немецки. (Виртуозная и анафемски сложная задача адекватного перевода на русский текстов“ песен Шуберта и Шумана была поставлена в 1900-х все теми же московскими символистами но и ими не решена.) Осовремененная, резкая аранжировка, электрогитара и клавишные (при молчащем рояле, чернокрылом вороне прошлого в углу сцены), тревога вокализов, глубокое, мятежное контральто Анны Комовой, пластика четырех женских фигур, возникающих на просцениуме, в проемах арок, на балконах, создают ощущение сна. В котором театр горько плачет о тех, кто Шуберта наверчивал“ за кисеей прошлого. В ясном мире домашних концертов Пречистенки. В метелях и свечах Девичьего поля.
И если вначале зритель ждет, что пластика концерта-фантазии“ будет близка к уютному миру, к церемонной пасторальности черно-белых силуэтов бидермейера (чего бы проще и исторически логичнее!), то в конце понимает: это резкое, взвихренное, сломанное движение ближе к пластике сна об утраченном.
Иван Поповски ученик Петра Наумовича Фоменко, постановщик давнего блоковского Балаганчика“, великолепного цветаевского Приключения“, недавней, столь декоративной, напоминающей о фресках Равенны Отравленной туники“ Николая Гумилева (все это спектакли Мастерской Петра Фоменко“). Он и в Театре Елены Камбуровой верен своей внутренней теме. В круг русских поэтов Серебряного века, возвращенных в театр спектаклями Поповски, вошли их культурные герои, их прародители-романтики Шуман, Шуберт, немецкие поэты начала XIX века. Вошли в темных тенях и гротескной пластике сна об ушедших.
Наивность и блестящий интеллект тех людей оттеняли друга, сливались как голоса в дуэте. Рожденные в канун Серебряного века, «в тени колоссального музея культур», они дышали и культурой немецкого романтизма. Их ожидания были озвучены Шуманом и Шубертом. Дом немецкой песни, созданный старомосковским чудаком-энтузиастом, был местом их встреч. А великолепная камерная певица Оленина-д'Альгейм, принесшая в Москву 1900-х истинные “Lieder” Шумана и Шуберта, была кумиром и одной из провозвестниц розово-золотого, рояльного и скрипичного преображения всего сущего.
Поздним постскриптумом к их грезам и стал спектакль Ивана Поповски. Шуман и Шуберт звучат на там же месте в иной час. В иной аранжировке. Но звучат по-прежнему. С ясным великолепием труднейших вокализов.
В маленьком пространстве театра, меж двумя подсвеченными занавесами из белой кисеи, проходят белые, шумящие шелком широких юбок
эпохи бидермейера силуэты четырех певиц (Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина). И мощная тревожная фигура растрепанного Музыканта между ними в черном суконном плаще романтического (но и нынешнего уличного, непритязательного) покроя: он похож и на Ворона, и на Странника шубертовского романса, и на потрепанного интеллигента из последнего троллейбуса.
«Грезы», «Форель», «Лесной царь», “Ave Maria”, Баркарола“, Серенада“, Во сне я горько плакал “, Песнь странника“, Я не сержусь “ звучат по-немецки. (Виртуозная и анафемски сложная задача адекватного перевода на русский текстов“ песен Шуберта и Шумана была поставлена в 1900-х все теми же московскими символистами но и ими не решена.) Осовремененная, резкая аранжировка, электрогитара и клавишные (при молчащем рояле, чернокрылом вороне прошлого в углу сцены), тревога вокализов, глубокое, мятежное контральто Анны Комовой, пластика четырех женских фигур, возникающих на просцениуме, в проемах арок, на балконах, создают ощущение сна. В котором театр горько плачет о тех, кто Шуберта наверчивал“ за кисеей прошлого. В ясном мире домашних концертов Пречистенки. В метелях и свечах Девичьего поля.
И если вначале зритель ждет, что пластика концерта-фантазии“ будет близка к уютному миру, к церемонной пасторальности черно-белых силуэтов бидермейера (чего бы проще и исторически логичнее!), то в конце понимает: это резкое, взвихренное, сломанное движение ближе к пластике сна об утраченном.
Иван Поповски ученик Петра Наумовича Фоменко, постановщик давнего блоковского Балаганчика“, великолепного цветаевского Приключения“, недавней, столь декоративной, напоминающей о фресках Равенны Отравленной туники“ Николая Гумилева (все это спектакли Мастерской Петра Фоменко“). Он и в Театре Елены Камбуровой верен своей внутренней теме. В круг русских поэтов Серебряного века, возвращенных в театр спектаклями Поповски, вошли их культурные герои, их прародители-романтики Шуман, Шуберт, немецкие поэты начала XIX века. Вошли в темных тенях и гротескной пластике сна об ушедших.
Елена Дьякова, «Новая Газета“»,
- НИКТОМарина Гаевская, ««Театральная афиша»», 1.09.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- Высочайшее актерское мастерствоБорче Грозданов, ««Вечер», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- НиктоЕлена Денисова, ««Крестьянка»», 06.2006
- История о серой мышке и черной завистиГалина Облезова, ««Новое время»», 30.04.2006
- История одного преступленияМарина Райкина, ««Московский Комсомолец»», 28.04.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- НиктоАнастасия Касумова, «“Timeout”», 20.03.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Человек-некто Театра КамбуровойПавел Руднев, ««ВЗГЛЯД. Деловая газета» интернет-издание», 26.01.2006
- «Никто»Яна Букчина, ««Театральная касса»», 01.2006
- Никто это нечтоЕлена Груева, «Ваш Досуг», 1.12.2005
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- О каплях датского короля, абсенте и грезахАнна Грибкова-Тхостова, 07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,