То ли явь, то ли сон, не пойму
В театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой уже второй сезон с аншлагом идет спектакль «P. S. Грезы
» концерт фантазия по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана.
Четыре актрисы, пять музыкантов, черно-белые костюмы, 78 минут действа, 16 песен и чуть более 60 зрителей. Такова статистика, которая, с одной стороны, ничего не говорит о постановке Ивана Поповски в театре Камбуровой. А другой значит очень многое. Именно камерность зала та самая необходимая деталь, которая создает простор для талантливого во всех смыслах спектакля. Такой парадокс: камерность для простора. У зрителя есть возможность полного погружения в музыку Роберта Шумана и Франца Шуберта, звучащую в концерте-фантазии в оригинальной версии и в обработке О. Синкина и А. Марченко. Завороженно следя за передвижениями актрис, исполняющих на немецком языке! известные песни композиторов, присутствующие в зале люди словно растворяются в действе, будто попадают туда, в неизвестный post scriptum жизни.
И это очень явное ощущение приходит с первой композицией на музыку Шумана «Грезы», которую мы так часто слышим во время печальных минут прощания с ушедшими в мир иной. Но белый занавес, как белый саван, вдруг спадает, как с глаз пелена, и все оживает. Мизансцены, до мелочей продуманные Иваном Поповски (учеником П. Фоменко), пластичные и изящные актрисы такие разные внешне девушки и такие талантливые певицы Е. Веремеенко, И. Евдокимова, А. Комова и Е. Пронина, тонкая игра света и чистый звук заслуга работников постановочной группы. Все так взаимосвязано, неделимо и согласованно, что, кажется, допущенный хоть в чем-то недочет разрушит это композиционное единство, как разобьется от неловкого движения тонкая фарфоровая ваза… И хрупкие образы то ли лесных нимф, то ли поэтических муз, то ли сказочных привидений растают в воздухе, оставят после себя легкое облачко дыма и звенящий от чудных голосов воздух.
Любителям музыки, наверное, не раз доводилось слышать в исполнении сопрано и теноров «В цветах белоснежных лилий» и «Посвящение», «Во сне я горько плакал» и «Я не сержусь» Р. Шумана, «Лесной царь» и «Мельник и ручей», «Форель» и, наконец, “Ave Maria” Ф. Шуберта. Но такое оригинальное сочетание и последовательность композиций, как в постановке «P. S. Грезы », наверняка порадовали бы и изумили самих немецких композиторов. Синкин и Марченко, которые весь спектакль находятся тут же, на авансцене, среди других музыкантов маленького оркестра (никак язык не поворачивается назвать квинтет инструменталистов группой), с необыкновенной любовью к классическим исходникам придали им современное звучание, благодаря виртуозным аранжировкам и вариациям на темы песенных мелодий.
В спектакле нет пауз, все заполнено музыкой или голосами актрис, логичными перемещениями участников постановки в ограниченном пространстве сцены и зрительного зала. И непатетичная, на первый взгляд, финальная сцена спектакля последний номер концерта-фантазии напомнит вам тихие музыкальные вечера дворянских усадеб XIX века у рояля со свечами и навеет ностальгию по утраченному душевному теплу, уюту и спокойствию. И непременно захочется уже дома, при свете торшера забраться с ногами в кресло и, закутавшись в плед, включить любимую запись и погрузиться в собственный мир грез.
Четыре актрисы, пять музыкантов, черно-белые костюмы, 78 минут действа, 16 песен и чуть более 60 зрителей. Такова статистика, которая, с одной стороны, ничего не говорит о постановке Ивана Поповски в театре Камбуровой. А другой значит очень многое. Именно камерность зала та самая необходимая деталь, которая создает простор для талантливого во всех смыслах спектакля. Такой парадокс: камерность для простора. У зрителя есть возможность полного погружения в музыку Роберта Шумана и Франца Шуберта, звучащую в концерте-фантазии в оригинальной версии и в обработке О. Синкина и А. Марченко. Завороженно следя за передвижениями актрис, исполняющих на немецком языке! известные песни композиторов, присутствующие в зале люди словно растворяются в действе, будто попадают туда, в неизвестный post scriptum жизни.
И это очень явное ощущение приходит с первой композицией на музыку Шумана «Грезы», которую мы так часто слышим во время печальных минут прощания с ушедшими в мир иной. Но белый занавес, как белый саван, вдруг спадает, как с глаз пелена, и все оживает. Мизансцены, до мелочей продуманные Иваном Поповски (учеником П. Фоменко), пластичные и изящные актрисы такие разные внешне девушки и такие талантливые певицы Е. Веремеенко, И. Евдокимова, А. Комова и Е. Пронина, тонкая игра света и чистый звук заслуга работников постановочной группы. Все так взаимосвязано, неделимо и согласованно, что, кажется, допущенный хоть в чем-то недочет разрушит это композиционное единство, как разобьется от неловкого движения тонкая фарфоровая ваза… И хрупкие образы то ли лесных нимф, то ли поэтических муз, то ли сказочных привидений растают в воздухе, оставят после себя легкое облачко дыма и звенящий от чудных голосов воздух.
Любителям музыки, наверное, не раз доводилось слышать в исполнении сопрано и теноров «В цветах белоснежных лилий» и «Посвящение», «Во сне я горько плакал» и «Я не сержусь» Р. Шумана, «Лесной царь» и «Мельник и ручей», «Форель» и, наконец, “Ave Maria” Ф. Шуберта. Но такое оригинальное сочетание и последовательность композиций, как в постановке «P. S. Грезы », наверняка порадовали бы и изумили самих немецких композиторов. Синкин и Марченко, которые весь спектакль находятся тут же, на авансцене, среди других музыкантов маленького оркестра (никак язык не поворачивается назвать квинтет инструменталистов группой), с необыкновенной любовью к классическим исходникам придали им современное звучание, благодаря виртуозным аранжировкам и вариациям на темы песенных мелодий.
В спектакле нет пауз, все заполнено музыкой или голосами актрис, логичными перемещениями участников постановки в ограниченном пространстве сцены и зрительного зала. И непатетичная, на первый взгляд, финальная сцена спектакля последний номер концерта-фантазии напомнит вам тихие музыкальные вечера дворянских усадеб XIX века у рояля со свечами и навеет ностальгию по утраченному душевному теплу, уюту и спокойствию. И непременно захочется уже дома, при свете торшера забраться с ногами в кресло и, закутавшись в плед, включить любимую запись и погрузиться в собственный мир грез.
Оксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- НИКТОМарина Гаевская, ««Театральная афиша»», 1.09.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- Высочайшее актерское мастерствоБорче Грозданов, ««Вечер», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- НиктоЕлена Денисова, ««Крестьянка»», 06.2006
- История о серой мышке и черной завистиГалина Облезова, ««Новое время»», 30.04.2006
- История одного преступленияМарина Райкина, ««Московский Комсомолец»», 28.04.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- НиктоАнастасия Касумова, «“Timeout”», 20.03.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Человек-некто Театра КамбуровойПавел Руднев, ««ВЗГЛЯД. Деловая газета» интернет-издание», 26.01.2006
- «Никто»Яна Букчина, ««Театральная касса»», 01.2006
- Никто это нечтоЕлена Груева, «Ваш Досуг», 1.12.2005
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- О каплях датского короля, абсенте и грезахАнна Грибкова-Тхостова, 07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,