О каплях датского короля, абсенте и грезах
Самым удивительным моментом этого действа стал тот, когда на балконе в темноте и тишине заплясали и стали выбивать ритм равелевского болеро светящиеся палочки. Они множились, и их «голоса крепчали», потом они спустились вниз на игровую площадку и внезапно в женских руках превратились в голубых бабочек, Этому предшествовало верчение-кручение, как в природе. Эта сцена сама по себе была чудесно естественной. Но когда из коконов черных платьев стали продираться, освобождаясь, прекрасные простоволосые женщины в огненно-красных, невиданных крылатых платьях, и пение сопровождало каждое их небыстрое, энергичное движение, трудно было удержаться от изумленного возгласа. Эти поющие женщины летали в темноте перед зрителями на расстоянии вытянутой руки. Режиссер так выстроил эту сцену, дал ей столько воздуха, что каждый зритель расшифровывал ее смысл, опираясь на свой житейский опыт для меня это было сотворение мира, рождение души, ожидание и любовь, отчаяние и гибель. Время искривилось, и на меня полетели четыре разгневанные фурии. ..
Ведь каждая женщина, обманутая в своих надеждах, легко превращается в фурию!
АБСЕНТ...
Элегантная цвета абсента программка коротко и увлекательно рассказывает историю зеленого полынного напитка, вызывающего яркие видения. Среди поклонников абсента культовые художники, актеры, поэты Верлен, Рембо, Мопассан, Ван Гог и иже с ними.
Иван Поповски, постановщик спектакля, и Олег Синкин, автор композиции и музыкальный руководитель, назвали действо концертом-галлюцинацией.
Как и всякое опьянение, это начинается незаметно с очарования. Зрители вереницей бредут «в зал для представлений», как в старой камбуровской песенке. Сначала в темноте, через мгновение в неверном свете свечей и под чудную музыку. Потому что в маленьких открытых взору комнатах, мимо которых зритель бредет «в театр», «живет» музыкант и играет кто на флейте, кто на скрипке, кто на аккордеоне, кто на фаготе, кто на виолончели, а кто и на гитаре. Играют что-то. Французское
В зале всех встретил человек, который помог найти свои места. Это было мило и обыкновенно флер мог бы растаять, однако изюминка в том, что нам предлагают посмотреть не подготовленный концерт, а нашу «собственную», но умело вызванную галлюцинацию, а от ее очарования отделаться не так просто.
Из темноты узкой и длинной авансцены (сценой это не назовешь) свет выхватывает по очереди фигурки четырех лежащих на столах в забытьи женщин. Грустных. Пьяных. А потому правдивых и смелых. Это героини или фигурантки концерта. Узнаваемые по портретам мсье Лотрека и по песням
Три временных и смысловых пространства: повседневная жизнь любовь-разочарование драки- шалость- глупость- удаль, нечеловечески прекрасная (а потому невыносимая) жизнь души и жизнь души, адаптированная к повседневности
Несколько месяцев я ждала встречи с Еленой Камбуровой, чтобы сделать это интервью.
Появилась идея написать интервью, которого не было, и разыграть литературную сценку, в которой я задаю Елене Антоновне вопросы, а потом предполагаю, как она бы на них ответила
Я смотрела замечательные спектакли, была на концерте Камбуровой в театре Райхельгауза на Фестивале, посвященном Булату Окуджаве. Я ждала. И все-таки звонок Елены Амбарцумян пресс-атташе театра застал меня врасплох.
Да. Завтра состоится эта беседа
Да. Меня ждет Елена Камбурова
Да. Я смогу задать ей любые интересующие меня вопросы
И она мне, а не кому-то другому, «откроет свои детские секреты».
Когда я была маленькой, у нас появилась пластинка с шестью песнями в исполнении Камбуровой. Подозреваю, что в то время я мыслила не отдельными словами, а некими образами, одним из которых и был песникамбуровой. И голос был необыкновенным звонким, но не резким, энергичным и теплым. Это был голос друга, который спешит на выручку, что бы со мной не случилось, и где бы я ни была.
На всю жизнь.
У Елены Антоновны (мне очень нравится называть Камбурову по имени-отчеству она как-будто обретает земные корни) теперь есть свой театр. Он называется Театр Музыки и Поэзии и живет уже двенадцать лет. Некоторое время назад, после разных мытарств и невообразимых трудностей. Театр получил свое крошечное помещение. Теперь его крылечко смотрит на Новодевичий монастырь они с монастырем как бы держат энергетику всей площади.
О своем доме она рассказывает так:
Мне все понравилось и монастырь, и сам дом. Мне захотелось обустроить его не в едином стиле, а как бывает в мастерской художника и то, и это! Единственное это же театр, и мы стараемся, чтобы у нас все-таки был порядок, а в мастерской художника все так разбросано!.. Но разнообразие предметов у нас в театре есть.
Более всего я люблю примитивистов, я просто млею от них! И из них самый мой любимый югослав Генералич! Он - просто чудо какое-то!
А мир, который подарила людям украинская художница Екатерина Белокур. простая женщина, это божий мир! Отражение божьего мира!
У нас в фойе висят несколько хороших картин одна. голубая художника Ревякина, другая- с билетиком на спектакль «Капли датского короля» Майорова.
А скоро в нашем маленьком фойе поселится настоящий «Ежик в тумане»!..
Вы из «Геликона»? Так интересно все складывается! Первый зал, в который я в Москве попала Дом культуры медиков'. Там был самый лучший в Москве коллектив художественного чтения. Вела эту студию Инна Адамовна Буйван, а звездой тогда был Саша Калягин. Вот и я пришла в Дом медработников. Потом через некоторое время это была моя база! Так что долгое время это был и мой дом!
Как Вам сегодня.живется?
Живется отдельно. Потому что трудно бывает соединить себя с тем временем, на которое пришлась твоя жизнь. Многое в этом времени не созвучно твоим внутренним потребностям. Но я обладаю прекрасным миром моих песен. Вокруг меня мои друзья, мой театр, который во многом разделяет мои представления о том, какой должна быть жизнь человека на земле, каким должен быть наш театр, о том, с чем я выхожу к своим зрителям.
Я не согласна, что жить надо в ногу со временем. Не всегда. Иногда надо жить отдельно, чтобы сохранить свои какие-то ценности.
Как же Вы взвалили на себя махину театральной машины с кучей административных и организационных обязанностей?
Слава Богу, у нас есть и директор Борис Меликджанов. и администратор, и главный администратор, и мой помощник Надежда Василевская. Они занимаются всеми необходимыми вопросами.
Нам. конечно, нужна помощь! Мы получаем ее каким-то чудом! Нам помогает фирма недвижимости «Миэль» в выпуске моих дисков, в выпуске спектаклей. А основные средства мы получаем из Комитета по культуре.
(Прим. В этом здании располагается сегодня театр, в котором я работаю «Геликон-Опера»)
Когда я была на Вашем концерте, я видела, как за два часа до начала вокруг театра начинает собираться толпа, которая пытается раздобыть билетик. Она буквально штурмует здание театра. А в зале цирит такое оживление, как будто вы - всехняя сестра, дочка, жена, любимая, мама.
Так оно и получается. Большинство моих сегодняшних друзей это выходцы из моих зрительных залов. Сначала они пришли в мой зрительный зал, а потом в мою жизнь.
В городах, где я постоянно бываю, сохранился мой зритель. Более того, у моих зрителей родились дети, а у других внуки, и все они приходят на концерты. Я прекрасно знаю, что у меня очень много потенциальных зрителей, которые даже не подозревают, что они могли бы меня слушать. Поэтому меня потрясает мой зритель во всех наших крупных городах! Как они ориентируются и собираются на концерты, несмотря на то, что я совсем не медийное лицо?
Ваши зрители как факел передают Вашу любовь молодежи. Я была ошеломлена тем, что молодые артисты несут Ваше отношение к песне, Ваш стиль.
Как я могу быть против того, чтобы в стенах нашего театра звучала музыка? Песни Шуберта, Шумана, Форе, Равеля. Это чисто музыкальные спектакли. Это форма выражения музыки и «Грезы» и «Абсент». Прекрасно, что у них один режиссер Ваня Поповски. Случайно, или неслучайно, но даже определился некий жанр. Трудно определить, а что это такое? Но театр и зарождался как синтез слова, музыки, пластики! Потом уже все как-то разделилось
Ваши программы обновляются часто? На Вашем концерте я насчитала двадцать восемь песен, включая бисы. Это же огромная работа!
Я привыкла так работать. И хотя поменялось время сейчас. Другие стандарты. Я так располагаю: это в первом отделении, это во втором. Но мои программы мне трудно сокращать. Мне кажется, что они требуют некоего постепенного погружения. Для этого нужно чуть-чуть больше сценического времени тогда для человека слушающего будет большая сценическая возможность войти. Количество песен огромное. В моем репертуаре есть две-три вещи, которые можно назвать шлягерами «Маленький принц», «Любовь и разлука». Их знают за пределами моих зрительных залов. Остальные песни, приходя, никуда не уходят, не теряют своего качества. Для меня они так же интересны сегодня, как двадцать лет назад. Более того, в сегодняшнем суровом времени каждая из них является источником света. У света есть такая особенность он сильнее виден в темноте. Сегодня фон скорее прозаический, чем романтический.
Некоторые мои вещи сегодня уже и родиться уже бы не могли. Настолько они предельно романтичны, настолько не соединяются с основными догматами сегодняшнего времени, что к ним особенно интересно возвращаться. В то же время приходят новые песни, я с ними тоже хочу познакомиться. Но зрители по песням тоскуют, и просят спеть те или иные, любимые. Понимаете, это очень важно!
Вот сейчас я дважды исполнила песню «Черемуха», которую не пела уже лет пятнадцать. И думаю, как же так я могла без нее? А когда-то я не представляла концерта без нее┘
Гастрольная карта Ваших концертов сеточкой покрывает всю Россию. А зарубежные гастроли у Вас бывают?
Сложились мои бесчисленные пути-дорожки по нашим городам. Куда я приезжаю в одно и то же время и выступаю в одном и том же месте уже больше десяти лет. Конечно, я уже воспитала там свою публику. Я приезжаю, и с каждым годом все труднее пробиться в зал так много желающих. Я не могу сказать, что у меня сложилась зарубежная карьера. За меня брались продюсеры то поляк, то англичанин. .. Наверное, если бы все сложилось, не было бы ни театра, ничего бы не было
Хотя я вкусила радость выступления перед иностранным зрителем, не знающим русского языка. Так же, как я впервые слушала французских шансонье, совершенно не зная французского языка. Я слушала взахлеб. Мне даже в голову не приходило сожалеть о том, что я чего-то не понимаю. В зал идет очень мощная эмоциональная волна посыл. Более полный, более целостный, потому что ты не задерживаешься на значении слов. Выступать перед иностранным зрителем мне очень нравится. Это бывает очень редко! Иногда кто-то приходит в наш театр, иногда я пою за границей. Я пела в Германии в Израиле. Америке. Я знаю точно, что у меня было бы много слушателей в Японии у многих из них моя кожа! Когда Олег Синкин ездил на гастроли в Японию, в антракте звучали мои песни, это по атмосфере было очень точно! Нежный металл!
Ваш театр такой маленький, что он вынужденно абсолютно элитарный. А он такой необходимый, как «Капли датского короля», как прививка правильного отношения к жизни. А у театра есть гастрольные предложения?
Конечно. Например, первая же поездка «Грез» в Македонию в 2003 году прошла с огромным успехом и принесла спектаклю Гран-при фестиваля «Охридское лето». Я надеюсь, что этой осенью «Капли датского короля» поедут в Вильнюс. Все можно было бы наладить, были бы деньги! В этом смысле в советское время было легче с гастролями, все вопросы брало на себя государство. Но я верю, что и «Грезы» и «Абсент» еще поездят.
Вы работаете в кино? Ведь Ваши песни придавали фильмам совсем иное звучание и настроение, иную высоту.
Последний раз я участвовала в фильме «Приходи на меня посмотреть» Олега Янковского. Это было полтора года назад. А сейчас я должна спеть французский шансон в фильме у Владимира Мотыля, которого очень люблю. Ну, может, чем-то и поможет моя песня фильму
Как Вы находите своих актрис? Вы их сами подбираете?
Поиски ведутся в разных направлениях. Наш музыкальный руководитель Олег Синкин обладает широчайшей палитрой интересов и знаний. Пришла к нам Елена Веремеенко, привела за собой Анну Комову. Потом они вместе нашли мальчика, чудесного совершенно в спектакль «Капли датского короля». Так все и складывается. Постепенно.
Ирину Евдокимову я знаю давно, еще по конкурсу актерской песни я была там в жюри. Вот! Она с удовольствием слушает мировую эстраду, ей нравится Патрисия Каас, которая меня не волнует. Но Ирина очень талантлива и выразительна, и поэтому она мне очень интересна!
И совершенно другое дело Анна Комова, которая не пропускает ни одного моего концерта. Она понимает, что для нее мои концерты это уроки. У нее красивый голос. Но участвуя в спектакле «Капли датского короля», она поет совсем не классическим голосом.
Иногда мы просто устраиваем прослушивания. Так что артисты по-разному приходят
Мне приятно, что с нами хотели бы сотрудничать многие известные актеры и режиссеры. В общем-то, попеть любят процентов восемьдесят драматических актеров важен репертуар! Мало кто из них обращается к драматической песне, они как бы на песне отдыхают. Рассуждают примерно так: «Вот там. в театре серьезно, а здесь отдыхаем!» На самом деле, песня может говорить о более серьезных вещах, чем даже драматический спектакль.
Я тогда только заинтересовалась французским шансоном. И вот французского шансонье Сержа Реджани спросили, почему он ушел из театра? Он сказал правильно, что когда играют большой спектакль, собирается много людей, но, по большому счету, и проблема ставится в общем, и решение находится какое-то размыто-поверхностное. Песня же способна на грандиозное влияние на человека!..
Песню нужно понимать, чувствовать. Опосредованно я все-таки училась у тех. кто и не подозревает, что я была их ученицей. У Жака Бреля, у других французов, выступления которых я видела у нас в Театре Эстрады. Для меня это была грандиозная школа! И я увидела, насколько Франция опередила весь мир в понимании того. что такое песня, какая она, что она требует от исполнителя всего спектра данных, и как важно все- и голос, и аранжировка. Все вместе и составляет чудо французской песни, с которым я тогда познакомилась. Сейчас, правда, Франция тоже переживает не лучшие годы. Расцвет французской песни приходится на шестидесятые-семидесятые годы, на годы моей юности. Я это видела
Я была потрясена, как работали с песней Зигмунд Конечный и Эва Демарчик. Ничего подобного я не видела ни у французов, вообще ни у кого! Он интересен сегодня точно так же, как и тогда! Вот это классика! Невероятно!
Я очень люблю слушать классическую музыку! Но не ту, что со словами. Я стремлюсь к гармонии Вивальди, Моцарта. Многое из того, что написано в двадцатом веке, пронизано таким разъятием, такой абстракцией, а музыка родилась, как гармонизирующее начало, которое может соединить тебя с этим божьим миром! Это не значит, что сами композиторы в то время были высокодуховными, но через них проходил этот свет, потому что было меньше суеты! Сегодня немногие могут позволить себе не суетиться!.. Юрий Норштейн не суетится. Он в своей мастерской, в павильоне делает волшебные вещи.
Я помню какую-то ставшую мифологической историю, как Вы поступали в театральный институт и поджидали кого-то из актеров в подъезде на лестнице.
Это был не кто-то, а гениальная актриса Цицилия Львовна Мансурова, первая Турандот, удивительная женщина, удивительная личность. Я бы никогда сама к ней не отправилась, но дело было так. Я сдавала экзамены в Щукинское училище и читала программу, как говорят, ярче всех. Все решили, что меня хорошо подготовили. А подготовленных брать не хотели боялись штампов и так далее. Меня отправили к Мансуровой, чтобы она рассудила. А потом уж мы с ней подружились, я у нее часто бывала
Она считала, что я имею полное право быть студенткой Щукинского училища, но судьба распорядилась иначе, и я думаю, что на все воля божья. Видимо, точно определилось мое направление. Если бы я тогда попала на курс Любимова, то дальше мне было бы очень непросто. Особенно, попади я в такого рода театр, как у Юрия Петровича. Если бы это был Анатолий Васильевич Эфрос, это была бы другая история. Я весьма сожалею, что все идеи Анатолия Васильевича Эфроса, связанные со мной, не реализовались. Я была тогда не готова, да и обстоятельства не сложились.
Елена Антоновна, а Вам никогда не хотелось иметь учеников?
Хотелось! Но пока не получается. Я только иногда на репетициях что-то подсказываю, какие-то нюансы. Это очень интересно! Учить кого-то это, в первую очередь, учить себя. Но пока нет возможности.
Я знаю, что в Вашем театре должна выйти премьера с Вашим участием «Антигона» Софокла. Скоро ли это произойдет?
Летом должна была состояться премьера, два генеральных прогона, да собственно, один и был даже. Но я попала в аварию. Все перенеслось Для меня это очень интересная история. Ставят, в основном, «Антигону» Ануя. Я решила освежить память и прочитала Софокла. После него Ануя вообще читать не могла как будто мы пересказываем «Войну и мир» своими словами. Текст Софокла настолько гениален, он потрясает! Уже по ходу работы я все время удивлялась, как точно все выстроено, какая драматургия, какие очень важные философские размышления, которые справедливы были и три тысячи лет назад и сегодня, когда он произносит
Для многих странница
Надежда залог блаженства,
Но для многих она пустое обольщение
Мирских безудержных желаний. ..
Музыку к спектаклю пишет композитор Александр Марченко, это тоже наш музыкант, гитарист. Человек большого спектра. Он и режиссер и композитор. Его музыка исполняется и в концертах. И звучит в фильмах
То, что этот театр это ристалище души это понятно, но есть какая-то излюбленная форма?
Форма спектаклей очень разная. «Грезы» и «Абсента» один жанр. Какими будут пушкинские «Цыгане» пока не знаю. Как оно родится, таким и будет! Форма «Антигоны» тоже определяется в работе
Меньше всего я хотела бы загонять именно этот театр в рамки какой-то единой формы. Например, я очень хочу, чтобы в стенах этого дома проживал любимый мною жанр художественного чтения, который процветал в годы моей юности. Мы бегали на концерты Юрского. Невероятно! Но этот удивительный жанр сегодняшнее время просто поглотило!
А у нас в зале проводятся чтецкие вечера. Из чтецов хочется отметить Рафаэля Клейнера и Антонину Кузнецову. Вот когда мурашки по коже! Больше ничего не надо! Это не просто чтение! Они очень интересно и значительно существуют на сцене.
У нас поют классические и камерные певцы. У нас выступали барды. Нашу сцену любят. Раньше у нас часто пела Ирина Богушевская
Дело в том, что гонорар у нас физически один, а морально совершенно другой. Мы не можем собрать больших денег в таком маленьком зале и не можем продавать очень дорогие билеты, потому что к нам ходят не богатые интеллигенты. Мы часто вообще ничего не зарабатываем, или сводим финансовый баланс к нулю!
Когда мы только переехали, нас никто не знал. И на некоторых очень хороших вечерах было зрителей человек десять. Постепенно мы обросли зрителем, как снежный ком. Иногда спектакль только объявляем, а через два дня в кассе уже нет билетов.
Я часто езжу в монастыри. Вот была на Валааме. Считаю, что увидела только вершину айсберга. Есть монастырь, монахини которого молятся за меня. Они ведь не сразу оказались в монастыре, а сначала были в моих зрительных залах
Я думаю, в этот театр нужно приводить всех людей на лечение чтобы поддерживать в человечестве нормальную сердечность. Выпить «Капли датского короля», или даже «Абсент», предаться сладостным «Грезам» и не бояться ничего! Ведь нас хранят «часовые любви»
Господи! Спасибо, что живем!
С благодарностью к Елене Антоновне Камбуровой
Ведь каждая женщина, обманутая в своих надеждах, легко превращается в фурию!
АБСЕНТ...
Элегантная цвета абсента программка коротко и увлекательно рассказывает историю зеленого полынного напитка, вызывающего яркие видения. Среди поклонников абсента культовые художники, актеры, поэты Верлен, Рембо, Мопассан, Ван Гог и иже с ними.
Иван Поповски, постановщик спектакля, и Олег Синкин, автор композиции и музыкальный руководитель, назвали действо концертом-галлюцинацией.
Как и всякое опьянение, это начинается незаметно с очарования. Зрители вереницей бредут «в зал для представлений», как в старой камбуровской песенке. Сначала в темноте, через мгновение в неверном свете свечей и под чудную музыку. Потому что в маленьких открытых взору комнатах, мимо которых зритель бредет «в театр», «живет» музыкант и играет кто на флейте, кто на скрипке, кто на аккордеоне, кто на фаготе, кто на виолончели, а кто и на гитаре. Играют что-то. Французское
В зале всех встретил человек, который помог найти свои места. Это было мило и обыкновенно флер мог бы растаять, однако изюминка в том, что нам предлагают посмотреть не подготовленный концерт, а нашу «собственную», но умело вызванную галлюцинацию, а от ее очарования отделаться не так просто.
Из темноты узкой и длинной авансцены (сценой это не назовешь) свет выхватывает по очереди фигурки четырех лежащих на столах в забытьи женщин. Грустных. Пьяных. А потому правдивых и смелых. Это героини или фигурантки концерта. Узнаваемые по портретам мсье Лотрека и по песням
Три временных и смысловых пространства: повседневная жизнь любовь-разочарование драки- шалость- глупость- удаль, нечеловечески прекрасная (а потому невыносимая) жизнь души и жизнь души, адаптированная к повседневности
Несколько месяцев я ждала встречи с Еленой Камбуровой, чтобы сделать это интервью.
Появилась идея написать интервью, которого не было, и разыграть литературную сценку, в которой я задаю Елене Антоновне вопросы, а потом предполагаю, как она бы на них ответила
Я смотрела замечательные спектакли, была на концерте Камбуровой в театре Райхельгауза на Фестивале, посвященном Булату Окуджаве. Я ждала. И все-таки звонок Елены Амбарцумян пресс-атташе театра застал меня врасплох.
Да. Завтра состоится эта беседа
Да. Меня ждет Елена Камбурова
Да. Я смогу задать ей любые интересующие меня вопросы
И она мне, а не кому-то другому, «откроет свои детские секреты».
Когда я была маленькой, у нас появилась пластинка с шестью песнями в исполнении Камбуровой. Подозреваю, что в то время я мыслила не отдельными словами, а некими образами, одним из которых и был песникамбуровой. И голос был необыкновенным звонким, но не резким, энергичным и теплым. Это был голос друга, который спешит на выручку, что бы со мной не случилось, и где бы я ни была.
На всю жизнь.
У Елены Антоновны (мне очень нравится называть Камбурову по имени-отчеству она как-будто обретает земные корни) теперь есть свой театр. Он называется Театр Музыки и Поэзии и живет уже двенадцать лет. Некоторое время назад, после разных мытарств и невообразимых трудностей. Театр получил свое крошечное помещение. Теперь его крылечко смотрит на Новодевичий монастырь они с монастырем как бы держат энергетику всей площади.
О своем доме она рассказывает так:
Мне все понравилось и монастырь, и сам дом. Мне захотелось обустроить его не в едином стиле, а как бывает в мастерской художника и то, и это! Единственное это же театр, и мы стараемся, чтобы у нас все-таки был порядок, а в мастерской художника все так разбросано!.. Но разнообразие предметов у нас в театре есть.
Более всего я люблю примитивистов, я просто млею от них! И из них самый мой любимый югослав Генералич! Он - просто чудо какое-то!
А мир, который подарила людям украинская художница Екатерина Белокур. простая женщина, это божий мир! Отражение божьего мира!
У нас в фойе висят несколько хороших картин одна. голубая художника Ревякина, другая- с билетиком на спектакль «Капли датского короля» Майорова.
А скоро в нашем маленьком фойе поселится настоящий «Ежик в тумане»!..
Вы из «Геликона»? Так интересно все складывается! Первый зал, в который я в Москве попала Дом культуры медиков'. Там был самый лучший в Москве коллектив художественного чтения. Вела эту студию Инна Адамовна Буйван, а звездой тогда был Саша Калягин. Вот и я пришла в Дом медработников. Потом через некоторое время это была моя база! Так что долгое время это был и мой дом!
Как Вам сегодня.живется?
Живется отдельно. Потому что трудно бывает соединить себя с тем временем, на которое пришлась твоя жизнь. Многое в этом времени не созвучно твоим внутренним потребностям. Но я обладаю прекрасным миром моих песен. Вокруг меня мои друзья, мой театр, который во многом разделяет мои представления о том, какой должна быть жизнь человека на земле, каким должен быть наш театр, о том, с чем я выхожу к своим зрителям.
Я не согласна, что жить надо в ногу со временем. Не всегда. Иногда надо жить отдельно, чтобы сохранить свои какие-то ценности.
Как же Вы взвалили на себя махину театральной машины с кучей административных и организационных обязанностей?
Слава Богу, у нас есть и директор Борис Меликджанов. и администратор, и главный администратор, и мой помощник Надежда Василевская. Они занимаются всеми необходимыми вопросами.
Нам. конечно, нужна помощь! Мы получаем ее каким-то чудом! Нам помогает фирма недвижимости «Миэль» в выпуске моих дисков, в выпуске спектаклей. А основные средства мы получаем из Комитета по культуре.
(Прим. В этом здании располагается сегодня театр, в котором я работаю «Геликон-Опера»)
Когда я была на Вашем концерте, я видела, как за два часа до начала вокруг театра начинает собираться толпа, которая пытается раздобыть билетик. Она буквально штурмует здание театра. А в зале цирит такое оживление, как будто вы - всехняя сестра, дочка, жена, любимая, мама.
Так оно и получается. Большинство моих сегодняшних друзей это выходцы из моих зрительных залов. Сначала они пришли в мой зрительный зал, а потом в мою жизнь.
В городах, где я постоянно бываю, сохранился мой зритель. Более того, у моих зрителей родились дети, а у других внуки, и все они приходят на концерты. Я прекрасно знаю, что у меня очень много потенциальных зрителей, которые даже не подозревают, что они могли бы меня слушать. Поэтому меня потрясает мой зритель во всех наших крупных городах! Как они ориентируются и собираются на концерты, несмотря на то, что я совсем не медийное лицо?
Ваши зрители как факел передают Вашу любовь молодежи. Я была ошеломлена тем, что молодые артисты несут Ваше отношение к песне, Ваш стиль.
Как я могу быть против того, чтобы в стенах нашего театра звучала музыка? Песни Шуберта, Шумана, Форе, Равеля. Это чисто музыкальные спектакли. Это форма выражения музыки и «Грезы» и «Абсент». Прекрасно, что у них один режиссер Ваня Поповски. Случайно, или неслучайно, но даже определился некий жанр. Трудно определить, а что это такое? Но театр и зарождался как синтез слова, музыки, пластики! Потом уже все как-то разделилось
Ваши программы обновляются часто? На Вашем концерте я насчитала двадцать восемь песен, включая бисы. Это же огромная работа!
Я привыкла так работать. И хотя поменялось время сейчас. Другие стандарты. Я так располагаю: это в первом отделении, это во втором. Но мои программы мне трудно сокращать. Мне кажется, что они требуют некоего постепенного погружения. Для этого нужно чуть-чуть больше сценического времени тогда для человека слушающего будет большая сценическая возможность войти. Количество песен огромное. В моем репертуаре есть две-три вещи, которые можно назвать шлягерами «Маленький принц», «Любовь и разлука». Их знают за пределами моих зрительных залов. Остальные песни, приходя, никуда не уходят, не теряют своего качества. Для меня они так же интересны сегодня, как двадцать лет назад. Более того, в сегодняшнем суровом времени каждая из них является источником света. У света есть такая особенность он сильнее виден в темноте. Сегодня фон скорее прозаический, чем романтический.
Некоторые мои вещи сегодня уже и родиться уже бы не могли. Настолько они предельно романтичны, настолько не соединяются с основными догматами сегодняшнего времени, что к ним особенно интересно возвращаться. В то же время приходят новые песни, я с ними тоже хочу познакомиться. Но зрители по песням тоскуют, и просят спеть те или иные, любимые. Понимаете, это очень важно!
Вот сейчас я дважды исполнила песню «Черемуха», которую не пела уже лет пятнадцать. И думаю, как же так я могла без нее? А когда-то я не представляла концерта без нее┘
Гастрольная карта Ваших концертов сеточкой покрывает всю Россию. А зарубежные гастроли у Вас бывают?
Сложились мои бесчисленные пути-дорожки по нашим городам. Куда я приезжаю в одно и то же время и выступаю в одном и том же месте уже больше десяти лет. Конечно, я уже воспитала там свою публику. Я приезжаю, и с каждым годом все труднее пробиться в зал так много желающих. Я не могу сказать, что у меня сложилась зарубежная карьера. За меня брались продюсеры то поляк, то англичанин. .. Наверное, если бы все сложилось, не было бы ни театра, ничего бы не было
Хотя я вкусила радость выступления перед иностранным зрителем, не знающим русского языка. Так же, как я впервые слушала французских шансонье, совершенно не зная французского языка. Я слушала взахлеб. Мне даже в голову не приходило сожалеть о том, что я чего-то не понимаю. В зал идет очень мощная эмоциональная волна посыл. Более полный, более целостный, потому что ты не задерживаешься на значении слов. Выступать перед иностранным зрителем мне очень нравится. Это бывает очень редко! Иногда кто-то приходит в наш театр, иногда я пою за границей. Я пела в Германии в Израиле. Америке. Я знаю точно, что у меня было бы много слушателей в Японии у многих из них моя кожа! Когда Олег Синкин ездил на гастроли в Японию, в антракте звучали мои песни, это по атмосфере было очень точно! Нежный металл!
Ваш театр такой маленький, что он вынужденно абсолютно элитарный. А он такой необходимый, как «Капли датского короля», как прививка правильного отношения к жизни. А у театра есть гастрольные предложения?
Конечно. Например, первая же поездка «Грез» в Македонию в 2003 году прошла с огромным успехом и принесла спектаклю Гран-при фестиваля «Охридское лето». Я надеюсь, что этой осенью «Капли датского короля» поедут в Вильнюс. Все можно было бы наладить, были бы деньги! В этом смысле в советское время было легче с гастролями, все вопросы брало на себя государство. Но я верю, что и «Грезы» и «Абсент» еще поездят.
Вы работаете в кино? Ведь Ваши песни придавали фильмам совсем иное звучание и настроение, иную высоту.
Последний раз я участвовала в фильме «Приходи на меня посмотреть» Олега Янковского. Это было полтора года назад. А сейчас я должна спеть французский шансон в фильме у Владимира Мотыля, которого очень люблю. Ну, может, чем-то и поможет моя песня фильму
Как Вы находите своих актрис? Вы их сами подбираете?
Поиски ведутся в разных направлениях. Наш музыкальный руководитель Олег Синкин обладает широчайшей палитрой интересов и знаний. Пришла к нам Елена Веремеенко, привела за собой Анну Комову. Потом они вместе нашли мальчика, чудесного совершенно в спектакль «Капли датского короля». Так все и складывается. Постепенно.
Ирину Евдокимову я знаю давно, еще по конкурсу актерской песни я была там в жюри. Вот! Она с удовольствием слушает мировую эстраду, ей нравится Патрисия Каас, которая меня не волнует. Но Ирина очень талантлива и выразительна, и поэтому она мне очень интересна!
И совершенно другое дело Анна Комова, которая не пропускает ни одного моего концерта. Она понимает, что для нее мои концерты это уроки. У нее красивый голос. Но участвуя в спектакле «Капли датского короля», она поет совсем не классическим голосом.
Иногда мы просто устраиваем прослушивания. Так что артисты по-разному приходят
Мне приятно, что с нами хотели бы сотрудничать многие известные актеры и режиссеры. В общем-то, попеть любят процентов восемьдесят драматических актеров важен репертуар! Мало кто из них обращается к драматической песне, они как бы на песне отдыхают. Рассуждают примерно так: «Вот там. в театре серьезно, а здесь отдыхаем!» На самом деле, песня может говорить о более серьезных вещах, чем даже драматический спектакль.
Я тогда только заинтересовалась французским шансоном. И вот французского шансонье Сержа Реджани спросили, почему он ушел из театра? Он сказал правильно, что когда играют большой спектакль, собирается много людей, но, по большому счету, и проблема ставится в общем, и решение находится какое-то размыто-поверхностное. Песня же способна на грандиозное влияние на человека!..
Песню нужно понимать, чувствовать. Опосредованно я все-таки училась у тех. кто и не подозревает, что я была их ученицей. У Жака Бреля, у других французов, выступления которых я видела у нас в Театре Эстрады. Для меня это была грандиозная школа! И я увидела, насколько Франция опередила весь мир в понимании того. что такое песня, какая она, что она требует от исполнителя всего спектра данных, и как важно все- и голос, и аранжировка. Все вместе и составляет чудо французской песни, с которым я тогда познакомилась. Сейчас, правда, Франция тоже переживает не лучшие годы. Расцвет французской песни приходится на шестидесятые-семидесятые годы, на годы моей юности. Я это видела
Я была потрясена, как работали с песней Зигмунд Конечный и Эва Демарчик. Ничего подобного я не видела ни у французов, вообще ни у кого! Он интересен сегодня точно так же, как и тогда! Вот это классика! Невероятно!
Я очень люблю слушать классическую музыку! Но не ту, что со словами. Я стремлюсь к гармонии Вивальди, Моцарта. Многое из того, что написано в двадцатом веке, пронизано таким разъятием, такой абстракцией, а музыка родилась, как гармонизирующее начало, которое может соединить тебя с этим божьим миром! Это не значит, что сами композиторы в то время были высокодуховными, но через них проходил этот свет, потому что было меньше суеты! Сегодня немногие могут позволить себе не суетиться!.. Юрий Норштейн не суетится. Он в своей мастерской, в павильоне делает волшебные вещи.
Я помню какую-то ставшую мифологической историю, как Вы поступали в театральный институт и поджидали кого-то из актеров в подъезде на лестнице.
Это был не кто-то, а гениальная актриса Цицилия Львовна Мансурова, первая Турандот, удивительная женщина, удивительная личность. Я бы никогда сама к ней не отправилась, но дело было так. Я сдавала экзамены в Щукинское училище и читала программу, как говорят, ярче всех. Все решили, что меня хорошо подготовили. А подготовленных брать не хотели боялись штампов и так далее. Меня отправили к Мансуровой, чтобы она рассудила. А потом уж мы с ней подружились, я у нее часто бывала
Она считала, что я имею полное право быть студенткой Щукинского училища, но судьба распорядилась иначе, и я думаю, что на все воля божья. Видимо, точно определилось мое направление. Если бы я тогда попала на курс Любимова, то дальше мне было бы очень непросто. Особенно, попади я в такого рода театр, как у Юрия Петровича. Если бы это был Анатолий Васильевич Эфрос, это была бы другая история. Я весьма сожалею, что все идеи Анатолия Васильевича Эфроса, связанные со мной, не реализовались. Я была тогда не готова, да и обстоятельства не сложились.
Елена Антоновна, а Вам никогда не хотелось иметь учеников?
Хотелось! Но пока не получается. Я только иногда на репетициях что-то подсказываю, какие-то нюансы. Это очень интересно! Учить кого-то это, в первую очередь, учить себя. Но пока нет возможности.
Я знаю, что в Вашем театре должна выйти премьера с Вашим участием «Антигона» Софокла. Скоро ли это произойдет?
Летом должна была состояться премьера, два генеральных прогона, да собственно, один и был даже. Но я попала в аварию. Все перенеслось Для меня это очень интересная история. Ставят, в основном, «Антигону» Ануя. Я решила освежить память и прочитала Софокла. После него Ануя вообще читать не могла как будто мы пересказываем «Войну и мир» своими словами. Текст Софокла настолько гениален, он потрясает! Уже по ходу работы я все время удивлялась, как точно все выстроено, какая драматургия, какие очень важные философские размышления, которые справедливы были и три тысячи лет назад и сегодня, когда он произносит
Для многих странница
Надежда залог блаженства,
Но для многих она пустое обольщение
Мирских безудержных желаний. ..
Музыку к спектаклю пишет композитор Александр Марченко, это тоже наш музыкант, гитарист. Человек большого спектра. Он и режиссер и композитор. Его музыка исполняется и в концертах. И звучит в фильмах
То, что этот театр это ристалище души это понятно, но есть какая-то излюбленная форма?
Форма спектаклей очень разная. «Грезы» и «Абсента» один жанр. Какими будут пушкинские «Цыгане» пока не знаю. Как оно родится, таким и будет! Форма «Антигоны» тоже определяется в работе
Меньше всего я хотела бы загонять именно этот театр в рамки какой-то единой формы. Например, я очень хочу, чтобы в стенах этого дома проживал любимый мною жанр художественного чтения, который процветал в годы моей юности. Мы бегали на концерты Юрского. Невероятно! Но этот удивительный жанр сегодняшнее время просто поглотило!
А у нас в зале проводятся чтецкие вечера. Из чтецов хочется отметить Рафаэля Клейнера и Антонину Кузнецову. Вот когда мурашки по коже! Больше ничего не надо! Это не просто чтение! Они очень интересно и значительно существуют на сцене.
У нас поют классические и камерные певцы. У нас выступали барды. Нашу сцену любят. Раньше у нас часто пела Ирина Богушевская
Дело в том, что гонорар у нас физически один, а морально совершенно другой. Мы не можем собрать больших денег в таком маленьком зале и не можем продавать очень дорогие билеты, потому что к нам ходят не богатые интеллигенты. Мы часто вообще ничего не зарабатываем, или сводим финансовый баланс к нулю!
Когда мы только переехали, нас никто не знал. И на некоторых очень хороших вечерах было зрителей человек десять. Постепенно мы обросли зрителем, как снежный ком. Иногда спектакль только объявляем, а через два дня в кассе уже нет билетов.
Я часто езжу в монастыри. Вот была на Валааме. Считаю, что увидела только вершину айсберга. Есть монастырь, монахини которого молятся за меня. Они ведь не сразу оказались в монастыре, а сначала были в моих зрительных залах
Я думаю, в этот театр нужно приводить всех людей на лечение чтобы поддерживать в человечестве нормальную сердечность. Выпить «Капли датского короля», или даже «Абсент», предаться сладостным «Грезам» и не бояться ничего! Ведь нас хранят «часовые любви»
Господи! Спасибо, что живем!
С благодарностью к Елене Антоновне Камбуровой
Анна Грибкова-Тхостова, 07.2005
- НИКТОМарина Гаевская, ««Театральная афиша»», 1.09.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- Высочайшее актерское мастерствоБорче Грозданов, ««Вечер», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- НиктоЕлена Денисова, ««Крестьянка»», 06.2006
- История о серой мышке и черной завистиГалина Облезова, ««Новое время»», 30.04.2006
- История одного преступленияМарина Райкина, ««Московский Комсомолец»», 28.04.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- НиктоАнастасия Касумова, «“Timeout”», 20.03.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Человек-некто Театра КамбуровойПавел Руднев, ««ВЗГЛЯД. Деловая газета» интернет-издание», 26.01.2006
- «Никто»Яна Букчина, ««Театральная касса»», 01.2006
- Никто это нечтоЕлена Груева, «Ваш Досуг», 1.12.2005
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- О каплях датского короля, абсенте и грезахАнна Грибкова-Тхостова, 07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,