История одного преступления
Рассказ Берберовой переложили на музыку
Оно произошло в маленьком театрике на Спортивной, но не может остаться незамеченным слишком ярко и эффектно произведено. Совершил преступление «Никто» именно так называется моноспектакль, представленный в Театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой.
«Никто» навеян рассказом «Аккомпаниаторша» Нины Берберовой личности интересной, писательницы, не избалованной подмостками.
Так что обращение театра к прозе писательницы большая редкость и опасность. В опасное путешествие по чувственному, но без особых сантиментов жесткому стилю, приправленному горечью, мог пуститься только отчаянный смельчак. Таковыми оказались актриса Ирина Евдокимова и режиссер Владимир Михельсон.
На сцене без грима актриса, которая не боится быть некрасивой. И даже эту некрасивость всячески подчеркивает резкой сменой гримас. Особенно когда от первого лица рассказывает о себе, девочке Сонечке, рожденной в нелюбви от учительницы и прыщавого гимназиста. Плод бледной любви также бледен, бесцветен, с тонкими ручками и ножками, чью тонкость и прозрачность усиливает голод первых лет революции. Однако у Сонечки талант аккомпаниаторши, который оценила певица роскошная красивая женщина, всем желанная и мужу, и любовнику, и публике, и советской власти.
Два женских образа в одном представляет Ирина Евдокимова. Темперамент, энергия┘ И она берет зал с первых же минут повествования о жизни и преступлении бедной Сонечки. Преступление юной аккомпаниаторши, ставшей тенью оперной примадонны, продиктовано завистью, что часто правит миром. Сонечка с комплексом «бледного никого» вынашивает план, как сдать хозяйку с любовником мужу. Смятение чувств, что душат преступное создание, Евдокимова играет остро и тонко точно скальпелем вырезает кружева на бумаге.
В ее игру врывается музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича, Равеля и Шнитке. Проза органично переходит в вокал. Причем не фонограммный, а актриса сама великолепно поет фрагменты сложнейших произведений. Между прочим, ее вокальное мастерство в сочетании с актерской индивидуальностью еще несколько лет назад оценили на конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова, где Ирина Евдокимова стала лауреатом. Спектакль «Никто» можно оценить как очень серьезный шаг актрисы в синтезе вокального и драматургического материала. Это вам не просто ладно скроенные в программу песенки, это музыкально-драматический моноспектакль высокой культуры и филигранной техники. Автор инсценировки и постановки Владимир Михельсон сознательно до минимума свел вспомогательные средства для актрисы декорации, костюмы и таким образом показал ее силу и талант.
СПРАВКА «МК»
Берберова родилась в Петербурге в семье служащего Министерства финансов. В 1921-м вошла в литературные круги Петрограда как поэтесса. В июне 1922-го получила разрешение на выезд из страны вместе с мужем, поэтом Владиславом Ходасевичем. Сначала жила у Горького в Италии, затем в Париже. В течение 15 лет была литературным сотрудником парижской газеты «Последние новости», после войны еженедельника «Русская мысль». Автор книг «Люди и ложи» об истории масонства, воспоминаний «Курсив мой», романов и рассказов.
В 1950-м переехала в США, где и умерла в 1993 году. Характер имела сложный никогда никому ничего не прощала. Может быть, поэтому никто из мемуаристов не рискнул написать о ней не хотелось получить полновесную сдачу.
«Никто» навеян рассказом «Аккомпаниаторша» Нины Берберовой личности интересной, писательницы, не избалованной подмостками.
Так что обращение театра к прозе писательницы большая редкость и опасность. В опасное путешествие по чувственному, но без особых сантиментов жесткому стилю, приправленному горечью, мог пуститься только отчаянный смельчак. Таковыми оказались актриса Ирина Евдокимова и режиссер Владимир Михельсон.
На сцене без грима актриса, которая не боится быть некрасивой. И даже эту некрасивость всячески подчеркивает резкой сменой гримас. Особенно когда от первого лица рассказывает о себе, девочке Сонечке, рожденной в нелюбви от учительницы и прыщавого гимназиста. Плод бледной любви также бледен, бесцветен, с тонкими ручками и ножками, чью тонкость и прозрачность усиливает голод первых лет революции. Однако у Сонечки талант аккомпаниаторши, который оценила певица роскошная красивая женщина, всем желанная и мужу, и любовнику, и публике, и советской власти.
Два женских образа в одном представляет Ирина Евдокимова. Темперамент, энергия┘ И она берет зал с первых же минут повествования о жизни и преступлении бедной Сонечки. Преступление юной аккомпаниаторши, ставшей тенью оперной примадонны, продиктовано завистью, что часто правит миром. Сонечка с комплексом «бледного никого» вынашивает план, как сдать хозяйку с любовником мужу. Смятение чувств, что душат преступное создание, Евдокимова играет остро и тонко точно скальпелем вырезает кружева на бумаге.
В ее игру врывается музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича, Равеля и Шнитке. Проза органично переходит в вокал. Причем не фонограммный, а актриса сама великолепно поет фрагменты сложнейших произведений. Между прочим, ее вокальное мастерство в сочетании с актерской индивидуальностью еще несколько лет назад оценили на конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова, где Ирина Евдокимова стала лауреатом. Спектакль «Никто» можно оценить как очень серьезный шаг актрисы в синтезе вокального и драматургического материала. Это вам не просто ладно скроенные в программу песенки, это музыкально-драматический моноспектакль высокой культуры и филигранной техники. Автор инсценировки и постановки Владимир Михельсон сознательно до минимума свел вспомогательные средства для актрисы декорации, костюмы и таким образом показал ее силу и талант.
СПРАВКА «МК»
Берберова родилась в Петербурге в семье служащего Министерства финансов. В 1921-м вошла в литературные круги Петрограда как поэтесса. В июне 1922-го получила разрешение на выезд из страны вместе с мужем, поэтом Владиславом Ходасевичем. Сначала жила у Горького в Италии, затем в Париже. В течение 15 лет была литературным сотрудником парижской газеты «Последние новости», после войны еженедельника «Русская мысль». Автор книг «Люди и ложи» об истории масонства, воспоминаний «Курсив мой», романов и рассказов.
В 1950-м переехала в США, где и умерла в 1993 году. Характер имела сложный никогда никому ничего не прощала. Может быть, поэтому никто из мемуаристов не рискнул написать о ней не хотелось получить полновесную сдачу.
Марина Райкина, ««Московский Комсомолец»», 28.04.2006
- НИКТОМарина Гаевская, ««Театральная афиша»», 1.09.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- Высочайшее актерское мастерствоБорче Грозданов, ««Вечер», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- НиктоЕлена Денисова, ««Крестьянка»», 06.2006
- История о серой мышке и черной завистиГалина Облезова, ««Новое время»», 30.04.2006
- История одного преступленияМарина Райкина, ««Московский Комсомолец»», 28.04.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- НиктоАнастасия Касумова, «“Timeout”», 20.03.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Человек-некто Театра КамбуровойПавел Руднев, ««ВЗГЛЯД. Деловая газета» интернет-издание», 26.01.2006
- «Никто»Яна Букчина, ««Театральная касса»», 01.2006
- Никто это нечтоЕлена Груева, «Ваш Досуг», 1.12.2005
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- О каплях датского короля, абсенте и грезахАнна Грибкова-Тхостова, 07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,