История о серой мышке и черной зависти
Двойная роль для Ирины Евдокимовой
Театр Елены Камбуровой недаром называется «Театром поэзии и музыки». Слово и драматическое действие, актерская игра и пение, виртуозные соло музыкантов-инструменталистов и монологи героев древнегреческих трагедий все это создает полижанровый сплав. Во многих случаях музыка основа. На песнях Окуджавы построены «Капли датского короля», на балладах Жака Бреля спектакль «Здравствуйте, Жак Брель!», на четырех Lieder Шумана и одиннадцати Шуберта, в контрапункте с барочной полифонией, Малером, песнями «Битлз», джазом и ритмами фламенко «P. S. Грезы┘».
Атмосфера и география пушкинских «Цыган» (Россия, Балканы, Восточная Европа) подсказали звуковое решение «Счастливых дорог», в которых звучат молдавские, русские, украинские, цыганские, македонские и словацкие народные песни и романсы.
«Абсент» гремучая смесь кабаретного шансона и утонченных шедевров Клода Дебюсси, Габриеля Форе и Мориса Равеля.
Почти во всех этих спектаклях участвуют четыре молодые артистки, камерный мини-хор, составленный из голосов Ирины Евдокимовой, Елены Веремеенко, Анны Комовой и Елены Прониной. Филигранно поющая высокопрофессиональная четверка.
У каждой свое амплуа: Пронина простодушна, Веремеенко кокетлива, а Комова инфернальна. Евдокимова драматична.
Она, собственно, и есть драматическая актриса: играла в МТЮЗе, антрепризе Сергея Виноградова, театре «Третье направление». Новая работа Театра Камбуровой «Никто» это «соло» Ирины Евдокимовой, моноспектакль с музыкой.
Евдокимова читает текст, музицирует на рояле, поет. Свободно движется по крошечному театральному пространству, взлетает с паркета на второй и третий уровни сцены, танцует. Живет в образе.
А образ этот непростой. Как и избранный для спектакля материал. Постановщик петербургский режиссер Владимир Михельсон. Его называют перелетной птицей. Начинал как актер в театре «Фарсы», был главным режиссером экспериментального театра «Особняк», преподавал в Театральной академии. Сейчас ставит финскоязычные пьесы в Петрозаводске. Колесит по СНГ, дает мастер-классы. Залетел в камбуровский театр. И выбрал для своей первой постановки раритет: повесть Нины Берберовой «Аккомпаниаторша». Эта небольшая по размеру вещица мало кому из широкой публики известна. Вещь жесткая, местами трагическая. «Психологическое подполье», драма с элементами детектива. Что-то от Достоевского, еще больше от психологической прозы Стефана Цвейга. Еще один отголосок литературы Серебряного века. В Театре Камбуровой «Аккомпаниаторша» переименована в «Никто». Никто это бесцветная, завистливая главная героиня Сонечка Антоновская┘
«┘Мне было 18 лет. Я кончила консерваторию. Я не была ни умна, ни красива: у меня не было ни дорогих платьев, ни выдающегося таланта. Я ничего из себя не представляла┘ Случайная работа на музыкальных вечерах, на заводах и в клубах. Ночь напролет за мыло и сало я играла танцы┘» Берберова блестяще воссоздает холодную и голодную обстановку петроградской зимы 1919 года┘
Ее героине неожиданно везет. Знаменитая певица Мария Николаевна Травина нуждается в пианисте-концертмейстере. Вот обстоятельства их знакомства. «┘Огромный дом на Фурштатской. Стучу в дверь. Звоню. Открывает горничная в наколке и туфельках. Тепло! Кафельная печка. Ковры, занавески. Живые цветы┘ Травина высокого роста. Красивое лицо, улыбка неизъяснимой прелести. Черные, с зеленым отливом глаза. У меня глаза светлые, лицо треугольное, скуластое, зубы мелкие и редкие. .. Принесла и положила на тарелку ломтики белого хлеба, намазанные маслом, покрытые ветчиной и сыром. Я ела, ела, ела┘»
Сонечка становится своей в семье Марии Николаевны и ее мужа Павла Федоровича. Аккомпанирует певице на концертах, сопровождает ее на светские приемы. «На каком-то ужине она должна была сидеть рядом с Луначарским. В последнюю минуту посадила меня вместо себя┘»
Случайно Сонечка узнает тайну своей благодетельницы у Травиной тщательно скрываемый роман с таинственным Андреем Григорьевичем Бером. Письма, телефонные звонки, редкие встречи. Отогретая, обласканная оперной дивой Сонечка начинает верно служить Травиной. Чтобы потом уже после приезда за границу, в Париж предать. Почему, за что? А за то, что «она одна, а таких, как я, тысячи. За то, что мне не идут ее перешитые платья. За то, что она не знает, что такое бедность и стыд, за то, что она любит, а я даже не понимаю, что это такое!.. Предать ее - со всей ее красотой и голосом, доказать, что есть вещи, которые могут заставить ее плакать!» Озлобленный «маленький человек», серая мышка, завидующая черной завистью чужой славе, чужой красоте, чужому счастью, чужой любви. Ненавистная Травина счастлива даже с нелюбимым мужем, у нее поклонник. Именно с этой стороны Сонечка решает нанести удар. У нее ведь тоже был ухажер и даже возможный супруг. Мария Николаевна его высмеяла, с замужеством ничего не получилось, зато появился еще один повод для мести.
Ирина Евдокимова играет обеих героинь оперную певицу и ее аккомпаниаторшу. Она создана для этой двойной роли: неплохо играет на рояле и превосходно поет. Сильное, богатое обертонами лирическое сопрано. Огромное по диапазону: в некоторых эпизодах слышен как бы другой голос блистательная колоратура, а в некоторых даже и третий бархатное меццо. Всему этому Евдокимова научилась в Гнесинском музыкальном училище, которое закончила по отделению музыкального театра (ее педагогами были мхатовец Юрий Щербатов и вахтанговка Флора Нерсесова, а педагогом по вокалу Татьяна Лошманова). Правда, танцами Ирина специально не занималась. Балетность, выразительность жестов, гибкая пластика это природная одаренность.
«Аккомпаниаторша» пронизана музыкой. В самом начале, когда зритель впервые знакомится с Сонечкой Антоновской, звучит сюита для виолончели соло Баха, благородные, мудрые, отрешенные от земной суеты звуки (запись Мстислава Ростроповича). В следующем эпизоде трио Шостаковича для фортепиано, скрипки и виолончели. Жесткая, даже страшная «пляска смерти». Трагизм, боль, отчаяние. Шостакович прозвучит на протяжении моноспектакля еще несколько раз, интонации трио станут музыкальным лейтмотивом пьесы. Вторая доминанта спектакля Равель, медленный вальсовый мотив из фортепианного концерта G-dur (запись Артуро Бенедетти Микеланджели). Музыка божественно красивая, очень медленная, углубленная в себя, холодноватая, с диссонантными обострениями.
Прочие музыкальные цитаты иллюстративны. Так, один из персонажей некий вундеркинд-композитор Митенька (не на молодого ли Шостаковича намекает Берберова?) «┘был как бы проводником сумбурных звуков, которые через него рвались из небытия в действительность. Поступив в класс композиции, он удивил всех своей левизной и революционностью┘». На несколько тактов включаются авангардные звучания Альфреда Шнитке┘ Далее говорится о баритоне, блиставшем в «Иоланте», и тут же раздается «Кто сможет сравниться с Матильдой моей!». Фраза о замужестве сопровождается цитатой из «Свадебного марша» Мендельсона, прибытие в Париж мелодией французской шансонетки.
В другом эпизоде из повести Берберовой речь идет о концерте, на котором Травина поет «Жаворонка» Глинки. Аккомпанемент рояля слышен из-за сцены в записи (играет один из соавторов подобранной к спектаклю музыки: Олег Синкин); героиня, в данном случае Ирина Евдокимова, поет «вживую»┘ Ветер песенку несет, а кому не знает┘ Но мелодия прерывается, мы слышим текст Берберовой: «Вдруг, в первом ряду, я увидела Бера. Он был бледен, как его белая фрачная грудь┘ Нас было теперь трое. Я взяла первый аккорд. Мария Николаевна смотрела поверх зала, но я угадала, что она знает, что он здесь┘»
┘Финал драмы. Мечта «мышки» отомстить! осуществилась. Правда, только наполовину. Павел Федорович застрелился, Мария Николаевна в Америке замужем за Андреем Григорьевичем. Посылает Сонечке письма с вырезками о себе и деньги. Сонечкина мама умерла, в Россию маленькая завистливая серая мышка не вернулась.
В конце мая концерт Ирины Евдокимовой по стихам, письмам и прозе Бунина и романсам Рахманинова на его стихи.
Атмосфера и география пушкинских «Цыган» (Россия, Балканы, Восточная Европа) подсказали звуковое решение «Счастливых дорог», в которых звучат молдавские, русские, украинские, цыганские, македонские и словацкие народные песни и романсы.
«Абсент» гремучая смесь кабаретного шансона и утонченных шедевров Клода Дебюсси, Габриеля Форе и Мориса Равеля.
Почти во всех этих спектаклях участвуют четыре молодые артистки, камерный мини-хор, составленный из голосов Ирины Евдокимовой, Елены Веремеенко, Анны Комовой и Елены Прониной. Филигранно поющая высокопрофессиональная четверка.
У каждой свое амплуа: Пронина простодушна, Веремеенко кокетлива, а Комова инфернальна. Евдокимова драматична.
Она, собственно, и есть драматическая актриса: играла в МТЮЗе, антрепризе Сергея Виноградова, театре «Третье направление». Новая работа Театра Камбуровой «Никто» это «соло» Ирины Евдокимовой, моноспектакль с музыкой.
Евдокимова читает текст, музицирует на рояле, поет. Свободно движется по крошечному театральному пространству, взлетает с паркета на второй и третий уровни сцены, танцует. Живет в образе.
А образ этот непростой. Как и избранный для спектакля материал. Постановщик петербургский режиссер Владимир Михельсон. Его называют перелетной птицей. Начинал как актер в театре «Фарсы», был главным режиссером экспериментального театра «Особняк», преподавал в Театральной академии. Сейчас ставит финскоязычные пьесы в Петрозаводске. Колесит по СНГ, дает мастер-классы. Залетел в камбуровский театр. И выбрал для своей первой постановки раритет: повесть Нины Берберовой «Аккомпаниаторша». Эта небольшая по размеру вещица мало кому из широкой публики известна. Вещь жесткая, местами трагическая. «Психологическое подполье», драма с элементами детектива. Что-то от Достоевского, еще больше от психологической прозы Стефана Цвейга. Еще один отголосок литературы Серебряного века. В Театре Камбуровой «Аккомпаниаторша» переименована в «Никто». Никто это бесцветная, завистливая главная героиня Сонечка Антоновская┘
«┘Мне было 18 лет. Я кончила консерваторию. Я не была ни умна, ни красива: у меня не было ни дорогих платьев, ни выдающегося таланта. Я ничего из себя не представляла┘ Случайная работа на музыкальных вечерах, на заводах и в клубах. Ночь напролет за мыло и сало я играла танцы┘» Берберова блестяще воссоздает холодную и голодную обстановку петроградской зимы 1919 года┘
Ее героине неожиданно везет. Знаменитая певица Мария Николаевна Травина нуждается в пианисте-концертмейстере. Вот обстоятельства их знакомства. «┘Огромный дом на Фурштатской. Стучу в дверь. Звоню. Открывает горничная в наколке и туфельках. Тепло! Кафельная печка. Ковры, занавески. Живые цветы┘ Травина высокого роста. Красивое лицо, улыбка неизъяснимой прелести. Черные, с зеленым отливом глаза. У меня глаза светлые, лицо треугольное, скуластое, зубы мелкие и редкие. .. Принесла и положила на тарелку ломтики белого хлеба, намазанные маслом, покрытые ветчиной и сыром. Я ела, ела, ела┘»
Сонечка становится своей в семье Марии Николаевны и ее мужа Павла Федоровича. Аккомпанирует певице на концертах, сопровождает ее на светские приемы. «На каком-то ужине она должна была сидеть рядом с Луначарским. В последнюю минуту посадила меня вместо себя┘»
Случайно Сонечка узнает тайну своей благодетельницы у Травиной тщательно скрываемый роман с таинственным Андреем Григорьевичем Бером. Письма, телефонные звонки, редкие встречи. Отогретая, обласканная оперной дивой Сонечка начинает верно служить Травиной. Чтобы потом уже после приезда за границу, в Париж предать. Почему, за что? А за то, что «она одна, а таких, как я, тысячи. За то, что мне не идут ее перешитые платья. За то, что она не знает, что такое бедность и стыд, за то, что она любит, а я даже не понимаю, что это такое!.. Предать ее - со всей ее красотой и голосом, доказать, что есть вещи, которые могут заставить ее плакать!» Озлобленный «маленький человек», серая мышка, завидующая черной завистью чужой славе, чужой красоте, чужому счастью, чужой любви. Ненавистная Травина счастлива даже с нелюбимым мужем, у нее поклонник. Именно с этой стороны Сонечка решает нанести удар. У нее ведь тоже был ухажер и даже возможный супруг. Мария Николаевна его высмеяла, с замужеством ничего не получилось, зато появился еще один повод для мести.
Ирина Евдокимова играет обеих героинь оперную певицу и ее аккомпаниаторшу. Она создана для этой двойной роли: неплохо играет на рояле и превосходно поет. Сильное, богатое обертонами лирическое сопрано. Огромное по диапазону: в некоторых эпизодах слышен как бы другой голос блистательная колоратура, а в некоторых даже и третий бархатное меццо. Всему этому Евдокимова научилась в Гнесинском музыкальном училище, которое закончила по отделению музыкального театра (ее педагогами были мхатовец Юрий Щербатов и вахтанговка Флора Нерсесова, а педагогом по вокалу Татьяна Лошманова). Правда, танцами Ирина специально не занималась. Балетность, выразительность жестов, гибкая пластика это природная одаренность.
«Аккомпаниаторша» пронизана музыкой. В самом начале, когда зритель впервые знакомится с Сонечкой Антоновской, звучит сюита для виолончели соло Баха, благородные, мудрые, отрешенные от земной суеты звуки (запись Мстислава Ростроповича). В следующем эпизоде трио Шостаковича для фортепиано, скрипки и виолончели. Жесткая, даже страшная «пляска смерти». Трагизм, боль, отчаяние. Шостакович прозвучит на протяжении моноспектакля еще несколько раз, интонации трио станут музыкальным лейтмотивом пьесы. Вторая доминанта спектакля Равель, медленный вальсовый мотив из фортепианного концерта G-dur (запись Артуро Бенедетти Микеланджели). Музыка божественно красивая, очень медленная, углубленная в себя, холодноватая, с диссонантными обострениями.
Прочие музыкальные цитаты иллюстративны. Так, один из персонажей некий вундеркинд-композитор Митенька (не на молодого ли Шостаковича намекает Берберова?) «┘был как бы проводником сумбурных звуков, которые через него рвались из небытия в действительность. Поступив в класс композиции, он удивил всех своей левизной и революционностью┘». На несколько тактов включаются авангардные звучания Альфреда Шнитке┘ Далее говорится о баритоне, блиставшем в «Иоланте», и тут же раздается «Кто сможет сравниться с Матильдой моей!». Фраза о замужестве сопровождается цитатой из «Свадебного марша» Мендельсона, прибытие в Париж мелодией французской шансонетки.
В другом эпизоде из повести Берберовой речь идет о концерте, на котором Травина поет «Жаворонка» Глинки. Аккомпанемент рояля слышен из-за сцены в записи (играет один из соавторов подобранной к спектаклю музыки: Олег Синкин); героиня, в данном случае Ирина Евдокимова, поет «вживую»┘ Ветер песенку несет, а кому не знает┘ Но мелодия прерывается, мы слышим текст Берберовой: «Вдруг, в первом ряду, я увидела Бера. Он был бледен, как его белая фрачная грудь┘ Нас было теперь трое. Я взяла первый аккорд. Мария Николаевна смотрела поверх зала, но я угадала, что она знает, что он здесь┘»
┘Финал драмы. Мечта «мышки» отомстить! осуществилась. Правда, только наполовину. Павел Федорович застрелился, Мария Николаевна в Америке замужем за Андреем Григорьевичем. Посылает Сонечке письма с вырезками о себе и деньги. Сонечкина мама умерла, в Россию маленькая завистливая серая мышка не вернулась.
В конце мая концерт Ирины Евдокимовой по стихам, письмам и прозе Бунина и романсам Рахманинова на его стихи.
Галина Облезова, ««Новое время»», 30.04.2006
- НИКТОМарина Гаевская, ««Театральная афиша»», 1.09.2006
- Мощная энергия и великолепные постановкиЛильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- Высочайшее актерское мастерствоБорче Грозданов, ««Вечер», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз««Россия»», 8.06.2006
- НиктоЕлена Денисова, ««Крестьянка»», 06.2006
- История о серой мышке и черной завистиГалина Облезова, ««Новое время»», 30.04.2006
- История одного преступленияМарина Райкина, ««Московский Комсомолец»», 28.04.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- НиктоАнастасия Касумова, «“Timeout”», 20.03.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Человек-некто Театра КамбуровойПавел Руднев, ««ВЗГЛЯД. Деловая газета» интернет-издание», 26.01.2006
- «Никто»Яна Букчина, ««Театральная касса»», 01.2006
- Никто это нечтоЕлена Груева, «Ваш Досуг», 1.12.2005
- «Абсент»Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- Океан очарования и
абсентаСветлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- «Закажите мне мартини и абсент»Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змияМария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- О каплях датского короля, абсенте и грезахАнна Грибкова-Тхостова, 07.2005
- Когда-то в Париже
Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Затишье перед нашествиемДина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Зелен, аж жуть««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная силаМайя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не поймуОксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- «Грезы» в театре Елены КамбуровойАндрей Лавров, «Эспрессо“ итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Необычный вариантОльга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости музЕлена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Фламенко Шуберту не помехаАркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- «Грезы» в балаганчикеИрина Лукьянова, «Молодежь Московии“»,
- Грезы четырех нимфОльга Галахова, «Дом актера“»,
- Во сне я горько плакалЕлена Дьякова, «Новая Газета“»,
- Романтизм за занaвескойЛюбовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»,