«Фантазии Фарятьева»: люди с другой планеты
В Мастерской Фоменко поставили спектакль о мечтах зубного врача.
Пьеса Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Фарятьеве, влюбленном в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу, написана в советские времена (многие помнят экранизацию Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях). И хотя с той поры в стране многое изменилось, люди, мечтающие о далеких мирах и всеобщем счастье, еще находятся. О современных фарятьевых и поставила свой спектакль Вера Камышникова. А художник Мария Трегубова ей в этом очень помогла.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014