Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской Фоменко
В Мастерской Фоменко прошла премьера великой поэмы Твардовского
«Переправа, переправа, берег левый, берег правый» или «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» — кто не знает этих и других строк из великой поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Литературный памятник русскому солдату неизменно появляется в афишах театров ко Дню Победы, относя постановки «Василия Теркина» в разряд детских спектаклей. Показанный в Мастерской Фоменко премьерный «Теркин» детским не назовешь.
Свой спектакль Федор Малышев, активно заявляющий о себе как интересный, со своим почерком режиссер, начинает неожиданно, как будто не фронтовую летопись солдата Теркина, а чеховских «Трех сестер » собрался поставить. Три актрисы в длинных строгих платьях (Александра Кесельман, София Лукиных, Наталья Мартынова), по возрасту и образу идеально расходящиеся на роли сестер Прозоровых, присели на подвешенном беленом брусе, что вытянулся на тросах по всей ширине сцены. Мечтательно и одновременно тревожно барышни вглядываются в темноту зала. Но вместо ожидаемого «В Москву! В Москву!» произносят «Теркин! Теркин!», начиная читать строки из поэмы Твардовского.
И тут же в здоровенной конструкции из серых досок, что возвышается за их спинами, чьи-то сильные руки изнутри откинут небольшие дверцы, и один за другим начнут появляться бойцы в солдатской форме. В продолжении стиха, что читали барышни, каждый уверяет, что, мол, Теркин — это он. И все одиннадцать как один — Теркины.
Из досье «МК»: Впервые солдат Теркин Вася (именно Вася) появился в 1939-м, во время советско-финской войны, в фельетонах, публикуемых в ленинградской газете «На страже Родины». Красноармейцы любили эти похожие на современные комиксы истории. Но все-таки по-настоящему популярным Теркин стал только в 1942-м, когда Александр Твардовский, военный корреспондент, написал первые главы. Каждая новая из-под пера поэта сразу уходила в набор и появлялась на страницах «Правды», «Известий», «Знамени». На фронте бойцы ждали очередного появления Теркина, и неудивительно, что, когда Твардовский попытался закончить поэму возвращением Теркина в строй после ранения, он стал получать письма читателей с просьбой не заканчивать поэму, пока идет война. В итоге заключительная глава «От автора» была написана в ночь с 9 на 10 мая 1945 года. Партийному руководству страны не нравилось, что в поэме нет упоминания о руководящей роли партии. Однако любовь народная к «Василию Теркину» настолько была велика, что еще до окончания поэмы Твардовский был удостоен Сталинской премии.
Надо сказать, что Федор Малышев, как мало кто, умеет поэзии дать сценическую жизнь, будто та только для подмостков и создавалась. В прошлом сезоне он это убедительно доказал Маяковским («Послушайте!») и Есениным («Пугачев»), а в этом вот выдал «Теркина». Все три воплощения сложных и мощных поэтических текстов дают представление о стиле молодого режиссера. Стиль очень мужской — лаконичный и строгий, где нет ничего лишнего, и нежность тоже с мужским характером. Где слово и музыка (композитор Рафкат Бадретдинов) друг без друга никак. Тут перебор частушки, плачи и колыбельные со словом как будто рифмуются. Музыка поет гармонью, гремит ложками, плачет виолончелью. В стиле режиссера и то, что массовые сцены — это не массовка, а сделаны скульптурными композициями.
Собственно, это явлено в первой же главе «Переправа»: она звучит не повествовательно с раздумчивой интонацией о пережитом, а действенно, но не иллюстративно. Когда обмякшее тело раненого героя бойцы передают с рук на руки, это напоминает Пьету, а теплый желтый свет (художник по свету Степан Синицын) только усиливает это впечатление. Метафора понятна и уместна — мучениками на войне были не маршалы.
В этой же сцене дощатая конструкция (художник Евгения Шутина) составлена из четырех подвижных секций, которые бесшумно разъезжаются и в сочетании с нижними дымами создают завораживающую картину ночной воды и… бойни на выживание. Сцена эта наполнена мощной внутренней энергией.
В «Теркине» персонажи не делятся на главных и второстепенных. Актеры поочередно становятся Теркиным — совсем молодой Василий, зрелый, худой или плотного телосложения, рослый или невысокий, кучерявый или даже с залысинами — все одно «парень хоть куда». В зависимости от историй очередной главы, сшитых одним полотном, — балагуром, гармонистом, находчивым подчиненным, народным умельцем. Собирательный образ героя у Малышева конкретно собран из актерских индивидуальностей — Анатолий Анциферов, Степан Владимиров, Дмитрий Захаров, Вениамин Краснянский, Максим Литовченко, Виталий Довгалюк, Дмитрий Рудков, Владислав Ташбулатов, Владимир Топцов, Павел Яковлев, Сергей Якубенко.
Реквизит в спектакле практически не предусмотрен. Предметами реквизита становятся сами артисты: один — часовым механизмом, который без инструментов чинит. А рядом прижимистая бабка (Наталья Курдюбова) со сковородой в руках и салом, которых тоже нет, а вроде как есть. Одна из барышень оборачивается смертью (София Лукиных), но не «косой», как называет ее герой, а очаровательной соблазнительницей бойца, истекающего кровью на снегу. Три женских образа с тихим многоголосием будут сопровождать мужчин, «живущих на войне». Очень точное определение у Твардовского — живущих вместо воюющих, оно и стало ключевым для Малышева при постановке спектакля.
Интересно, что зал слушает так внимательно, будто впервые слышит эти знакомые, затертые временем строки о войне. Стоит признать, что сегодня та война, 80-летней давности, воспринимается совсем иначе, чем пять и уж тем более десять, двадцать лет назад. Потому что вот она, новая, совсем близко, в новостях про беспилотники, которая так или иначе касается каждого.
В финале поэма вернется к тому, с чего началась: на беленом брусе, что вытянулся на тросах по всей ширине сцены, рядом с милыми барышнями сидит весь мужской состав «Теркина». Задумчиво так курит. А чуть впереди — автор «Теркина» (Карэн Бадалов) произносит, пожалуй, самые важные строки:
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.
После спектакля говорим с Федором Малышевым.
— Сколько глав поэмы вошло в спектакль и по какому принципу ты их отбирал?
— Все главы поэмы у меня задействованы, другое дело, что из какой-то главы мы брали просто четверостишие, из всех что-то брали, и по идее, в нашем спектакле весь «Теркин». Я использовал монтаж, поскольку у меня была идея повествование пропустить через образ трех женщин, которые ждут своих мужчин. И какие-то отрывки отдал им, а что-то — старшине, генералу, но так или иначе все главы использованы, пусть и не целиком.
— Почему «Теркин» начинается именно с главы «Переправа»?
— «Переправа» — самый известный кусок поэмы, и хотелось начать именно с него, чтобы для тех, кому это еще знакомо, вспомнили об этом. А с другой стороны, хотелось принципиально по-другому решить эту сцену, где со временем сложились свои штампы. Хотелось показать, что это тяжелейшая для солдат работа и что в момент этой невыносимой работы они друг на друга смотрят и думают: «А что будет дальше?» Пытаются жить одним днем. И к тому же «Переправа» мне показалась наиболее интересной постановочно, мы ею долго занимались.
— Главное, ради чего ты взял поэму Твардовского?
— Для меня были важны авторские слова в конце поэмы: «Я мечтал о сущем чуде,/Чтоб от выдумки моей/На войне живущим людям/Стало, может быть, теплей». И еще такие: «Разнеслась молва по свету,/Объявился старый друг./Ну-ка к свету, ну-ка вслух!» Хотелось сказать что-то теплое, доброе и утешительное. Про то, что даже в самые темные времена, и необязательно на войне, когда тебе совсем никак, в твоей русской душе загорается такой маленький светлячок, и ты думаешь: «Ничего, перетерпим, перетрем» — и идешь дальше. Вот эта тяга к жизни важна при любых обстоятельствах, юмор и теплота, которые спасут и перекроют любую гадость.
Источник: «Московский комсомолец»
Свой спектакль Федор Малышев, активно заявляющий о себе как интересный, со своим почерком режиссер, начинает неожиданно, как будто не фронтовую летопись солдата Теркина, а чеховских «Трех сестер » собрался поставить. Три актрисы в длинных строгих платьях (Александра Кесельман, София Лукиных, Наталья Мартынова), по возрасту и образу идеально расходящиеся на роли сестер Прозоровых, присели на подвешенном беленом брусе, что вытянулся на тросах по всей ширине сцены. Мечтательно и одновременно тревожно барышни вглядываются в темноту зала. Но вместо ожидаемого «В Москву! В Москву!» произносят «Теркин! Теркин!», начиная читать строки из поэмы Твардовского.
И тут же в здоровенной конструкции из серых досок, что возвышается за их спинами, чьи-то сильные руки изнутри откинут небольшие дверцы, и один за другим начнут появляться бойцы в солдатской форме. В продолжении стиха, что читали барышни, каждый уверяет, что, мол, Теркин — это он. И все одиннадцать как один — Теркины.
Из досье «МК»: Впервые солдат Теркин Вася (именно Вася) появился в 1939-м, во время советско-финской войны, в фельетонах, публикуемых в ленинградской газете «На страже Родины». Красноармейцы любили эти похожие на современные комиксы истории. Но все-таки по-настоящему популярным Теркин стал только в 1942-м, когда Александр Твардовский, военный корреспондент, написал первые главы. Каждая новая из-под пера поэта сразу уходила в набор и появлялась на страницах «Правды», «Известий», «Знамени». На фронте бойцы ждали очередного появления Теркина, и неудивительно, что, когда Твардовский попытался закончить поэму возвращением Теркина в строй после ранения, он стал получать письма читателей с просьбой не заканчивать поэму, пока идет война. В итоге заключительная глава «От автора» была написана в ночь с 9 на 10 мая 1945 года. Партийному руководству страны не нравилось, что в поэме нет упоминания о руководящей роли партии. Однако любовь народная к «Василию Теркину» настолько была велика, что еще до окончания поэмы Твардовский был удостоен Сталинской премии.
Надо сказать, что Федор Малышев, как мало кто, умеет поэзии дать сценическую жизнь, будто та только для подмостков и создавалась. В прошлом сезоне он это убедительно доказал Маяковским («Послушайте!») и Есениным («Пугачев»), а в этом вот выдал «Теркина». Все три воплощения сложных и мощных поэтических текстов дают представление о стиле молодого режиссера. Стиль очень мужской — лаконичный и строгий, где нет ничего лишнего, и нежность тоже с мужским характером. Где слово и музыка (композитор Рафкат Бадретдинов) друг без друга никак. Тут перебор частушки, плачи и колыбельные со словом как будто рифмуются. Музыка поет гармонью, гремит ложками, плачет виолончелью. В стиле режиссера и то, что массовые сцены — это не массовка, а сделаны скульптурными композициями.
Собственно, это явлено в первой же главе «Переправа»: она звучит не повествовательно с раздумчивой интонацией о пережитом, а действенно, но не иллюстративно. Когда обмякшее тело раненого героя бойцы передают с рук на руки, это напоминает Пьету, а теплый желтый свет (художник по свету Степан Синицын) только усиливает это впечатление. Метафора понятна и уместна — мучениками на войне были не маршалы.
В этой же сцене дощатая конструкция (художник Евгения Шутина) составлена из четырех подвижных секций, которые бесшумно разъезжаются и в сочетании с нижними дымами создают завораживающую картину ночной воды и… бойни на выживание. Сцена эта наполнена мощной внутренней энергией.
В «Теркине» персонажи не делятся на главных и второстепенных. Актеры поочередно становятся Теркиным — совсем молодой Василий, зрелый, худой или плотного телосложения, рослый или невысокий, кучерявый или даже с залысинами — все одно «парень хоть куда». В зависимости от историй очередной главы, сшитых одним полотном, — балагуром, гармонистом, находчивым подчиненным, народным умельцем. Собирательный образ героя у Малышева конкретно собран из актерских индивидуальностей — Анатолий Анциферов, Степан Владимиров, Дмитрий Захаров, Вениамин Краснянский, Максим Литовченко, Виталий Довгалюк, Дмитрий Рудков, Владислав Ташбулатов, Владимир Топцов, Павел Яковлев, Сергей Якубенко.
Реквизит в спектакле практически не предусмотрен. Предметами реквизита становятся сами артисты: один — часовым механизмом, который без инструментов чинит. А рядом прижимистая бабка (Наталья Курдюбова) со сковородой в руках и салом, которых тоже нет, а вроде как есть. Одна из барышень оборачивается смертью (София Лукиных), но не «косой», как называет ее герой, а очаровательной соблазнительницей бойца, истекающего кровью на снегу. Три женских образа с тихим многоголосием будут сопровождать мужчин, «живущих на войне». Очень точное определение у Твардовского — живущих вместо воюющих, оно и стало ключевым для Малышева при постановке спектакля.
Интересно, что зал слушает так внимательно, будто впервые слышит эти знакомые, затертые временем строки о войне. Стоит признать, что сегодня та война, 80-летней давности, воспринимается совсем иначе, чем пять и уж тем более десять, двадцать лет назад. Потому что вот она, новая, совсем близко, в новостях про беспилотники, которая так или иначе касается каждого.
В финале поэма вернется к тому, с чего началась: на беленом брусе, что вытянулся на тросах по всей ширине сцены, рядом с милыми барышнями сидит весь мужской состав «Теркина». Задумчиво так курит. А чуть впереди — автор «Теркина» (Карэн Бадалов) произносит, пожалуй, самые важные строки:
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.
После спектакля говорим с Федором Малышевым.
— Сколько глав поэмы вошло в спектакль и по какому принципу ты их отбирал?
— Все главы поэмы у меня задействованы, другое дело, что из какой-то главы мы брали просто четверостишие, из всех что-то брали, и по идее, в нашем спектакле весь «Теркин». Я использовал монтаж, поскольку у меня была идея повествование пропустить через образ трех женщин, которые ждут своих мужчин. И какие-то отрывки отдал им, а что-то — старшине, генералу, но так или иначе все главы использованы, пусть и не целиком.
— Почему «Теркин» начинается именно с главы «Переправа»?
— «Переправа» — самый известный кусок поэмы, и хотелось начать именно с него, чтобы для тех, кому это еще знакомо, вспомнили об этом. А с другой стороны, хотелось принципиально по-другому решить эту сцену, где со временем сложились свои штампы. Хотелось показать, что это тяжелейшая для солдат работа и что в момент этой невыносимой работы они друг на друга смотрят и думают: «А что будет дальше?» Пытаются жить одним днем. И к тому же «Переправа» мне показалась наиболее интересной постановочно, мы ею долго занимались.
— Главное, ради чего ты взял поэму Твардовского?
— Для меня были важны авторские слова в конце поэмы: «Я мечтал о сущем чуде,/Чтоб от выдумки моей/На войне живущим людям/Стало, может быть, теплей». И еще такие: «Разнеслась молва по свету,/Объявился старый друг./Ну-ка к свету, ну-ка вслух!» Хотелось сказать что-то теплое, доброе и утешительное. Про то, что даже в самые темные времена, и необязательно на войне, когда тебе совсем никак, в твоей русской душе загорается такой маленький светлячок, и ты думаешь: «Ничего, перетерпим, перетрем» — и идешь дальше. Вот эта тяга к жизни важна при любых обстоятельствах, юмор и теплота, которые спасут и перекроют любую гадость.
Источник: «Московский комсомолец»
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской ФоменкоМарина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011