«Пугачёв»
Платоновский фестиваль в Воронеже
«Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам? Проведите, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека» (из монолога Хлопуши)
Драматическая поэма 1921 года Сергея Есенина, не поставленная самим Всеволодом Мейерхольдом, но обретшая долгую славу и жизнь в Московском театре драмы и комедии на Таганке, вновь зазвучала и зазвенела колокольчиками благодаря Московскому театру «Мастерская П. Н. Фоменко» и режиссеру Федору Малышеву. Снова звучит вопрос: кто такой Емельян Иванович Пугачев, бродяга, дикарь и оборванец, волею случая и яицких казаков ставший во главе бунта или человек, вышедший из земли русской и услышавший, как ему казалось, ее призыв о помощи?
На сцене Воронежского государственного театра оперы и балета в рамках Платоновского фестиваля искусств спектакль «ПУГАЧЁВ» Мастерская Фоменко
В чем суть и природа разгула народной русской стихии, тех противоречий, что издавна скрыты в ее натуре. Что за безудержное стремление к воле, «желанию жить и звенеть в человечьем саду», к справедливости, самоотверженности, самопожертвованию и столь же ужасающая мрачная страсть и мощь народного гнева, анархии, что таит в себе самоё семена погибели? «Сила эта сообщится всем и произведет чудо: потрясутся и те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии».
Эти слова из переписки Н. В. Гоголя как нельзя лучше характеризуют особенность стиля есенинской поэмы. Ее звучность, даже «крикливость», нервность, напряженность, явные признаки имажинизма, которым был увлечен в то время поэт, ярко выраженную эмоциональность, цельность и самоценность словесных образов в дерзких метафорах (первоисточник обязательно рекомендую к прочтению, это невероятно захватывающе), отражающих неразрывную связь народного духа и бескрайних одухотворенных сил природы.
Именно поэтому в спектакле ты постоянно чувствуешь пульсацию ритма. И в самих строках из поэмы, и в настойчивом барабанном бое, в старинных народных напевах, частушках, звуках старинных инструментов (колёсной лиры и гудка-прообраза скрипки), причудливо переплетенных с современными произведениями А. Башлачева («Некому березу заломати»), Е. Летова, А. Тарковского и других. Пульсация даже в звуковых знаках препинания. Музыкальное оформление и сопровождение – Рафкат Бадретдинов. Смена поэтической и музыкальной частей на самом деле необходима зрителю, поскольку погружаясь в есенинские строки, ощущаешь гипнотическое оцепенение, бесконечную безысходность и темноту. Это совсем не тот романтичный юноша, что писал о «белой березе под окном».
Ритм чувствуется в пластике и движении причем не только артистов, но самих декораций, по невидимому звучному приказу то сужающихся в некое подобие клетки, тюрьмы, то вдруг раздвигающихся, превращающихся в тяжелую и высокую стену, что никак не поддается участникам бунта и давит на них своими размерами, словно ноша, которую им не вынести. Сценография Евгении Шутовой скорее символична, давая простор для воображения зрителю. Помимо реечных конструкций, напоминающих некие строительные леса, явно привлекает внимание прялка в кроваво-красном свете, будто забытая на сцене мойрами, бесстрастно творящая историю и полотно жизни героев. Да и являются ли они хозяевами своих судеб или кто-то свыше уже все рассудил за них? Алые нити не дают ответа и лишь безмолвно уходят ввысь, в темноту.
Настроение спектакля с первых произнесенных строк задается каликой (Владимир Топцов), рассказывающим сказку из пушкинской «Капитанской дочки» об орле и вороне, смысл которой помогает лучше раскрыть характер Пугачева. Он выбирает недолгий и кровавый, но яркий путь к свободе в борьбе за справедливое, как ему кажется, будущее. Но не скрывается ли под личиной орла воронье, алчущее вкусить не жизни, но смерти? Вот и у Владимира Свирского его персонаж получился противоречивым, громким, взрывающимся, страстным, бунтарски-экспрессивным, увлекающим своей дикой и как будто бы языческой удалью народные массы, но где-то подсознательно догадываешься, что подобное буйство эмоциональных красок свойственно человеку, который мучается от предчувствия своей скорой смерти. Есть ли при этом в нем уверенность в правильности выбранного пути или это отчаянное «вперед, потому что нет дороги назад»? Эта мрачная догадка о гибельности в грядущем поддерживается еще одним персонажем призраком-слухом Петра III (Томас Моцкус), что в самом начале «одалживает» Емельяну Ивановичу свой камзол цвета киновари, заставляя того произнести пророческие слова:
«Знайте, в мертвое имя влезть –
То же, что в гроб смердящий»
Он преследует Пугачева и его соратников на протяжении всего повествования, напоминает своими усмешками, тревожным звуком колокольчиков, прикосновениями к прялке, что судьба их решена. И сколь говоряще, не произнося при этом ни слова, в конце постановки презрительно и брезгливо держит почивший император свое же одеяние, снятое с плененного самозванца, будто оно по-настоящему пропитано кровью и смертью. Как тут не вспомнить, что тяжела шапка Мономаха, не каждому дано осилить крест сей.
Конечно, немало внимания было привлечено к Хлопуше в исполнении Тагира Рахимова. В театре на Таганке эта роль исполнялась Владимиром Высоцким, но актер Мастерской Петра Фоменко решил увидеть своего персонажа в ином прочтении, подчеркнув фразу «тяжелее, чем камни, я нес свою душу», усилив трагизм прошлого своего героя, прошедшего нелегкий путь жизненных испытаний, каторжанина, убийцы, фальшивомонетчика, и тем не менее человека, ищущего правды и готового отдать жизнь во имя идеи народного справедливого гнева.
Очень интересны женские роли в данной постановке. То вереница из девушек в красных сарафанах, словно струйки крови во время битвы, протекают сквозь идущий бой, то, одетые в белые ангельские одеяния, разоружают погибших и уводят их с собой, в мир иной, завораживает это действо и зачаровывает.
В итоге сотканный весь из двойственных ощущений, сплетений разных авторов и времен (как тут опять не вспомнить Башлачева)
Если забредет кто нездешний —
Поразится живности бедной,
Нашей редкой силе сердешной
Да дури нашей злой-заповедной.
спектакль оставляет зрителя в звенящей и тяжелой тишине раздумий, мучительного осмысления прозвучавших есенинских строк и в размышлениях о том, что на самом деле эпохи, может, и меняются, только люди в их стремлениях и чаяниях остаются теми же.
«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный»
Источник: из соцсетей
Драматическая поэма 1921 года Сергея Есенина, не поставленная самим Всеволодом Мейерхольдом, но обретшая долгую славу и жизнь в Московском театре драмы и комедии на Таганке, вновь зазвучала и зазвенела колокольчиками благодаря Московскому театру «Мастерская П. Н. Фоменко» и режиссеру Федору Малышеву. Снова звучит вопрос: кто такой Емельян Иванович Пугачев, бродяга, дикарь и оборванец, волею случая и яицких казаков ставший во главе бунта или человек, вышедший из земли русской и услышавший, как ему казалось, ее призыв о помощи?
На сцене Воронежского государственного театра оперы и балета в рамках Платоновского фестиваля искусств спектакль «ПУГАЧЁВ» Мастерская Фоменко
В чем суть и природа разгула народной русской стихии, тех противоречий, что издавна скрыты в ее натуре. Что за безудержное стремление к воле, «желанию жить и звенеть в человечьем саду», к справедливости, самоотверженности, самопожертвованию и столь же ужасающая мрачная страсть и мощь народного гнева, анархии, что таит в себе самоё семена погибели? «Сила эта сообщится всем и произведет чудо: потрясутся и те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии».
Эти слова из переписки Н. В. Гоголя как нельзя лучше характеризуют особенность стиля есенинской поэмы. Ее звучность, даже «крикливость», нервность, напряженность, явные признаки имажинизма, которым был увлечен в то время поэт, ярко выраженную эмоциональность, цельность и самоценность словесных образов в дерзких метафорах (первоисточник обязательно рекомендую к прочтению, это невероятно захватывающе), отражающих неразрывную связь народного духа и бескрайних одухотворенных сил природы.
Именно поэтому в спектакле ты постоянно чувствуешь пульсацию ритма. И в самих строках из поэмы, и в настойчивом барабанном бое, в старинных народных напевах, частушках, звуках старинных инструментов (колёсной лиры и гудка-прообраза скрипки), причудливо переплетенных с современными произведениями А. Башлачева («Некому березу заломати»), Е. Летова, А. Тарковского и других. Пульсация даже в звуковых знаках препинания. Музыкальное оформление и сопровождение – Рафкат Бадретдинов. Смена поэтической и музыкальной частей на самом деле необходима зрителю, поскольку погружаясь в есенинские строки, ощущаешь гипнотическое оцепенение, бесконечную безысходность и темноту. Это совсем не тот романтичный юноша, что писал о «белой березе под окном».
Ритм чувствуется в пластике и движении причем не только артистов, но самих декораций, по невидимому звучному приказу то сужающихся в некое подобие клетки, тюрьмы, то вдруг раздвигающихся, превращающихся в тяжелую и высокую стену, что никак не поддается участникам бунта и давит на них своими размерами, словно ноша, которую им не вынести. Сценография Евгении Шутовой скорее символична, давая простор для воображения зрителю. Помимо реечных конструкций, напоминающих некие строительные леса, явно привлекает внимание прялка в кроваво-красном свете, будто забытая на сцене мойрами, бесстрастно творящая историю и полотно жизни героев. Да и являются ли они хозяевами своих судеб или кто-то свыше уже все рассудил за них? Алые нити не дают ответа и лишь безмолвно уходят ввысь, в темноту.
Настроение спектакля с первых произнесенных строк задается каликой (Владимир Топцов), рассказывающим сказку из пушкинской «Капитанской дочки» об орле и вороне, смысл которой помогает лучше раскрыть характер Пугачева. Он выбирает недолгий и кровавый, но яркий путь к свободе в борьбе за справедливое, как ему кажется, будущее. Но не скрывается ли под личиной орла воронье, алчущее вкусить не жизни, но смерти? Вот и у Владимира Свирского его персонаж получился противоречивым, громким, взрывающимся, страстным, бунтарски-экспрессивным, увлекающим своей дикой и как будто бы языческой удалью народные массы, но где-то подсознательно догадываешься, что подобное буйство эмоциональных красок свойственно человеку, который мучается от предчувствия своей скорой смерти. Есть ли при этом в нем уверенность в правильности выбранного пути или это отчаянное «вперед, потому что нет дороги назад»? Эта мрачная догадка о гибельности в грядущем поддерживается еще одним персонажем призраком-слухом Петра III (Томас Моцкус), что в самом начале «одалживает» Емельяну Ивановичу свой камзол цвета киновари, заставляя того произнести пророческие слова:
«Знайте, в мертвое имя влезть –
То же, что в гроб смердящий»
Он преследует Пугачева и его соратников на протяжении всего повествования, напоминает своими усмешками, тревожным звуком колокольчиков, прикосновениями к прялке, что судьба их решена. И сколь говоряще, не произнося при этом ни слова, в конце постановки презрительно и брезгливо держит почивший император свое же одеяние, снятое с плененного самозванца, будто оно по-настоящему пропитано кровью и смертью. Как тут не вспомнить, что тяжела шапка Мономаха, не каждому дано осилить крест сей.
Конечно, немало внимания было привлечено к Хлопуше в исполнении Тагира Рахимова. В театре на Таганке эта роль исполнялась Владимиром Высоцким, но актер Мастерской Петра Фоменко решил увидеть своего персонажа в ином прочтении, подчеркнув фразу «тяжелее, чем камни, я нес свою душу», усилив трагизм прошлого своего героя, прошедшего нелегкий путь жизненных испытаний, каторжанина, убийцы, фальшивомонетчика, и тем не менее человека, ищущего правды и готового отдать жизнь во имя идеи народного справедливого гнева.
Очень интересны женские роли в данной постановке. То вереница из девушек в красных сарафанах, словно струйки крови во время битвы, протекают сквозь идущий бой, то, одетые в белые ангельские одеяния, разоружают погибших и уводят их с собой, в мир иной, завораживает это действо и зачаровывает.
В итоге сотканный весь из двойственных ощущений, сплетений разных авторов и времен (как тут опять не вспомнить Башлачева)
Если забредет кто нездешний —
Поразится живности бедной,
Нашей редкой силе сердешной
Да дури нашей злой-заповедной.
спектакль оставляет зрителя в звенящей и тяжелой тишине раздумий, мучительного осмысления прозвучавших есенинских строк и в размышлениях о том, что на самом деле эпохи, может, и меняются, только люди в их стремлениях и чаяниях остаются теми же.
«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный»
Источник: из соцсетей
Валерия Сазонова , 16.06.2025
- «Пугачёв»Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской ФоменкоМарина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011