В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»
Ученики мастера освоили его стиль, но пока не обрели собственного голоса
«Мастерская Петра Фоменко» продолжает проект «Пробы и ошибки», где свои силы проверяет молодое поколение театра. Из таких самостоятельных показов, придуманных Петром Наумовичем лет 10 назад, уже возникли спектакли «Он был титулярный советник», «Как жаль
», «Рыжий».
Идея взять в работу «Египетскую марку» Мандельштама произведение, трудное даже для чтения, не то что для постановки в театре тоже принадлежала Петру Фоменко. Решился на этот рискованный шаг стажер «Мастерской», актер Дмитрий Рудков. В программке он и обозначен не режиссером, а «ухватившимся за идею». А руководителем постановки назван нынешний руководитель театра Евгений Каменькович.
В этом дебютном спектакле чувствуется почерк обоих мастеров. От Каменьковича тут пристрастие к сложной, нарочито несценичной литературе, где авторское слово раскладывается на несколько голосов. От Фоменко построенная по музыкальному принципу композиция с системой повторяющихся лейтмотивов, обаятельными сценками-шутками и поэтическими вставками.
Повесть Мандельштама пролетарские писатели в свое время заклеймили как «эстетскую в самом дурном смысле», поскольку вместо связного рассказа о революционном Петербурге она предлагала обрывки впечатлений, воспоминаний и размышлений, своего рода поэзию в прозе, где лишь пунктирно намечалась фабула о некоем Парноке, мечтательном неудачнике, у которого портной отбирает за неуплату недавно сшитую визитку.
В тексте мелькают ассоциации с гоголевской «Шинелью», пушкинским «Медным всадником», повестями Достоевского. Неудивительно, что Петербург становится одним из главных героев спектакля: по всей длине сцены расставлены знаковые символы города Медный всадник и Александрийский маяк, миниатюрная решетка Летнего сада, беседки и мосты. А между ними бутылки, фужеры, старинные кофемолки, шкатулки и прочие безделушки из лавки старьевщика, имеющие ныне одно призвание: обозначать давно прошедшее время.
Но этот «милый Египет вещей», как называл его Мандельштам, в спектакле вдруг оживает. В рукавах развешанных на стене рубах и пальто из ателье старика-портного появляются руки и начинают наигрывать еврейскую мелодию. Толпа, ведущая на самосуд вора, превращается в мрачную процессию летящих под потолком пиджаков. Потом на их месте возникнет ряд окровавленных рубах наглядный образ мятежного Петербурга, который «объявил себя Нероном и был так мерзок, словно ел похлебку из раздавленных мух».
Исполнитель главной роли Федор Малышев находит очень точный пластический рисунок для своего героя «человечка в лакированных туфлях, презираемого швейцарами и женщинами», которого в школе дразнили «овцой», «лакированным копытом» и «египетской маркой»: он бегает, сгибаясь на манер вопросительного знака и звонко топоча мысами туфель. У остальных актеров (все они из числа стажеров) партии выстроены попроще, но у каждого есть свой фирменный жест или знак.
В общем, спектакль демонстрирует, что ученики Петра Фоменко отлично усвоили его уроки и успешно переняли стиль «Мастерской». Но если говорить о «пробах и ошибках», стоит уже попробовать и собственный голос.
Идея взять в работу «Египетскую марку» Мандельштама произведение, трудное даже для чтения, не то что для постановки в театре тоже принадлежала Петру Фоменко. Решился на этот рискованный шаг стажер «Мастерской», актер Дмитрий Рудков. В программке он и обозначен не режиссером, а «ухватившимся за идею». А руководителем постановки назван нынешний руководитель театра Евгений Каменькович.
В этом дебютном спектакле чувствуется почерк обоих мастеров. От Каменьковича тут пристрастие к сложной, нарочито несценичной литературе, где авторское слово раскладывается на несколько голосов. От Фоменко построенная по музыкальному принципу композиция с системой повторяющихся лейтмотивов, обаятельными сценками-шутками и поэтическими вставками.
Повесть Мандельштама пролетарские писатели в свое время заклеймили как «эстетскую в самом дурном смысле», поскольку вместо связного рассказа о революционном Петербурге она предлагала обрывки впечатлений, воспоминаний и размышлений, своего рода поэзию в прозе, где лишь пунктирно намечалась фабула о некоем Парноке, мечтательном неудачнике, у которого портной отбирает за неуплату недавно сшитую визитку.
В тексте мелькают ассоциации с гоголевской «Шинелью», пушкинским «Медным всадником», повестями Достоевского. Неудивительно, что Петербург становится одним из главных героев спектакля: по всей длине сцены расставлены знаковые символы города Медный всадник и Александрийский маяк, миниатюрная решетка Летнего сада, беседки и мосты. А между ними бутылки, фужеры, старинные кофемолки, шкатулки и прочие безделушки из лавки старьевщика, имеющие ныне одно призвание: обозначать давно прошедшее время.
Но этот «милый Египет вещей», как называл его Мандельштам, в спектакле вдруг оживает. В рукавах развешанных на стене рубах и пальто из ателье старика-портного появляются руки и начинают наигрывать еврейскую мелодию. Толпа, ведущая на самосуд вора, превращается в мрачную процессию летящих под потолком пиджаков. Потом на их месте возникнет ряд окровавленных рубах наглядный образ мятежного Петербурга, который «объявил себя Нероном и был так мерзок, словно ел похлебку из раздавленных мух».
Исполнитель главной роли Федор Малышев находит очень точный пластический рисунок для своего героя «человечка в лакированных туфлях, презираемого швейцарами и женщинами», которого в школе дразнили «овцой», «лакированным копытом» и «египетской маркой»: он бегает, сгибаясь на манер вопросительного знака и звонко топоча мысами туфель. У остальных актеров (все они из числа стажеров) партии выстроены попроще, но у каждого есть свой фирменный жест или знак.
В общем, спектакль демонстрирует, что ученики Петра Фоменко отлично усвоили его уроки и успешно переняли стиль «Мастерской». Но если говорить о «пробах и ошибках», стоит уже попробовать и собственный голос.
Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013