Винтаж: Братская ГЭС
Главное в камерном спектакле на 75 минут — черно-белое кино. Ранний рассказ Вампилова (точнее — мозаика прозы, черновиков, записных книжек): Сибирь, рубеж 1960-х, влюбленный студент мается в пространстве городского парка с летней эстрадой, желдорвокзала, пивных, «сталинок» Иркутска, фанерных щитов с афишами, написанными вручную.
Спектакль Юрия Буторина, Владимира Топцова и Сергея Осипьяна (художник — Александра Дашевская) построен точно и необычно. Главное происходит на экране, в стилистике черно-белого оттепельного кино. Экран работает декорацией: из-за него, из него выходят на сцену Студент (Юрий Буторин), он же — 43-летний усталый советский ИТР (Владимир Топцов), Девушка студента, она же жена ИТР (Полина Айрапетова) и ее элегантный Спутник (Амбарцум Кабанян) — юный честолюбец 1960-х, советский денди в макинтоше, поклонник Марселя Марсо и Енгибарова, быстро сломавшийся на сибирской стройке века и бежавший домой, в Москву.
Все вроде бы о любви. То ли к жене, то ли к девушке, мелькнувшей в аллее парка. Но стильные черно-белые титры идут — каков пассаж! — под старую песню Пахмутовой «Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре». И песня, несомненно, выполнявшая долг пропагандиста и агитатора в эпоху Братской ГЭС, вдруг удивляет профессионализмом… да и винтажным шармом. В крошечных ролях «Тополей» с азартом играют первые лица театра: остроносая буфетчица в привокзальном шалмане — Ксения Кутепова, Интеллигент с шахматной доской под мышкой — Евгений Каменькович, алкаш Ништяк — Евгений Цыганов. «Галерея героев 1960 года» — ох, не из Зимнего дворца взятая. Однако притягивает взгляд: Иркутскнаш.
…Тут все наше, наше все: и самодеятельное трио «Ангара» на парковой эстраде, и крепко сбитая проводница плацкарта, что катит уж суток семь по необъятной родине… И роскошный Мент конца 1950-х — в белой парадной гимнастерке, со свистком и отеческой заботой в глазу (каковая ему, натурально, не мешает упечь студента в «обезьянник»). И угловатая бухгалтерша с круглым начесом и в джерси у забора танцплощадки (в те годы еще стыдно было «стоять в сторонке»)… И сквозь зубы сказанные слова Спутника, сбегающего в Москву: «Мне надоело это вечное Будет!“. Квартира — будет! Дорога — будет! Город — будет!» Как его не понять?!
И как раз под аккомпанемент этих слов топают к вагону отмороженные Геологи (Кирилл Пирогов и Олег Любимов) — два кузнечика явно университетской селекции в штормовках, колом стоящих от таежной грязи, с исполинскими рюкзаками за спиной. Два «горных поручика» (как сказали б в XVIII веке), два Ваньки-взводных нефти-газа-титана-алюминия, каскада ГЭС на Ангаре (в те годы под героические песни из репродукторов с великими трудами построенного). И всего, на чем худо-бедно стоит страна, в которой дороги, города и квартиры… ну да, когда-нибудь будут.
Вот это, пожалуй, главное в «Тополях»: черно-белое кино об оттепели. И даже — о простом советском человеке (с «Занимательной физикой» или с поллитрой в кармане), всю жизнь сдвигающем фронтир необъятной и неуютной родины к Тихому океану. За 120 рэ в месяц. С той простотой, с какой эти поколения жили. При мысли о ней сжимается горло у потомков.
Первый опыт сотрудничества кинорежиссера Сергея Осипьяна с «Мастерской Петра Фоменко» оказался удачен. Умная стилизация в духе оттепельного неореализма с двухминутными камео актеров освещена взглядом на сюжет из 2016 года. С присущим этому театру духом «отдельности» и неброской независимости от обстоятельств времени «фоменки» создали совершенно свое кино. Черно-белое… полное тонких оттенков отношения. Идет только у них.
Источник: «Новая газета»
Спектакль Юрия Буторина, Владимира Топцова и Сергея Осипьяна (художник — Александра Дашевская) построен точно и необычно. Главное происходит на экране, в стилистике черно-белого оттепельного кино. Экран работает декорацией: из-за него, из него выходят на сцену Студент (Юрий Буторин), он же — 43-летний усталый советский ИТР (Владимир Топцов), Девушка студента, она же жена ИТР (Полина Айрапетова) и ее элегантный Спутник (Амбарцум Кабанян) — юный честолюбец 1960-х, советский денди в макинтоше, поклонник Марселя Марсо и Енгибарова, быстро сломавшийся на сибирской стройке века и бежавший домой, в Москву.
Все вроде бы о любви. То ли к жене, то ли к девушке, мелькнувшей в аллее парка. Но стильные черно-белые титры идут — каков пассаж! — под старую песню Пахмутовой «Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре». И песня, несомненно, выполнявшая долг пропагандиста и агитатора в эпоху Братской ГЭС, вдруг удивляет профессионализмом… да и винтажным шармом. В крошечных ролях «Тополей» с азартом играют первые лица театра: остроносая буфетчица в привокзальном шалмане — Ксения Кутепова, Интеллигент с шахматной доской под мышкой — Евгений Каменькович, алкаш Ништяк — Евгений Цыганов. «Галерея героев 1960 года» — ох, не из Зимнего дворца взятая. Однако притягивает взгляд: Иркутскнаш.
…Тут все наше, наше все: и самодеятельное трио «Ангара» на парковой эстраде, и крепко сбитая проводница плацкарта, что катит уж суток семь по необъятной родине… И роскошный Мент конца 1950-х — в белой парадной гимнастерке, со свистком и отеческой заботой в глазу (каковая ему, натурально, не мешает упечь студента в «обезьянник»). И угловатая бухгалтерша с круглым начесом и в джерси у забора танцплощадки (в те годы еще стыдно было «стоять в сторонке»)… И сквозь зубы сказанные слова Спутника, сбегающего в Москву: «Мне надоело это вечное Будет!“. Квартира — будет! Дорога — будет! Город — будет!» Как его не понять?!
И как раз под аккомпанемент этих слов топают к вагону отмороженные Геологи (Кирилл Пирогов и Олег Любимов) — два кузнечика явно университетской селекции в штормовках, колом стоящих от таежной грязи, с исполинскими рюкзаками за спиной. Два «горных поручика» (как сказали б в XVIII веке), два Ваньки-взводных нефти-газа-титана-алюминия, каскада ГЭС на Ангаре (в те годы под героические песни из репродукторов с великими трудами построенного). И всего, на чем худо-бедно стоит страна, в которой дороги, города и квартиры… ну да, когда-нибудь будут.
Вот это, пожалуй, главное в «Тополях»: черно-белое кино об оттепели. И даже — о простом советском человеке (с «Занимательной физикой» или с поллитрой в кармане), всю жизнь сдвигающем фронтир необъятной и неуютной родины к Тихому океану. За 120 рэ в месяц. С той простотой, с какой эти поколения жили. При мысли о ней сжимается горло у потомков.
Первый опыт сотрудничества кинорежиссера Сергея Осипьяна с «Мастерской Петра Фоменко» оказался удачен. Умная стилизация в духе оттепельного неореализма с двухминутными камео актеров освещена взглядом на сюжет из 2016 года. С присущим этому театру духом «отдельности» и неброской независимости от обстоятельств времени «фоменки» создали совершенно свое кино. Черно-белое… полное тонких оттенков отношения. Идет только у них.
Источник: «Новая газета»
Елена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016