Чего не было, того не было
В Мастерской Петра Фоменко поставили «Тополя» Вампилова
Спектакль «Тополя» в Мастерской Петра Фоменко поставили сразу три режиссера  Юрий Буторин, Владимир Топцов и Сергей Осипьян. Это театральная экранизация одноименного рассказа Александра Вампилова, спектакль-кинофильм, где главная декорация  это экран, на котором идет черно-белое кино, снятое Сергеем Осипьяном. Пространство подчеркнуто проницаемо: половичок с экрана перетекает на сцену, брошенная кофта летит в руки герою, сидящему на лавочке, а тени киношных деревьев ложатся на сцену. Фильм, снятый в эстетике «советской новой волны», втягивает в глубь действия и расширяет горизонт.
Герой идет к невесте. Он молод и счастлив. По пути он встречает девушку. Мимолетно. А потом мается всю жизнь. Ему 43, он женат не на ней. Каждую весну он возвращается в то место и тоскует.
Это история о том, чего не случилось. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь»,  так начинается рассказ. «И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя»  так рассказ заканчивается. Он меньше, чем на страницу. Авторы раздвинули границы текста  дополнили его отрывками из очерков и дневников Вампилова, стихами Николая Рубцова. Так появились дополнительные герои  фасонистый молодой специалист в исполнении Амбарцума Кабаняна. И важные приметы времени  стройка века, поезда, бороздящие страну, пивная с липкими столиками Но это  ретрофон.
Главное  все-таки встреча. Не та, вампиловская, а другая  встреча героя с самим собой. Зрелого мужчины с юным студентом. Нынешнего играет Владимир Топцов, прежнего  Юрий Буторин. Одеты они одинаково, только на молодом безрукавка по моде тех лет. Движения и жесты  одни на двоих, будто зеркалят друг друга. Молодой герой только что встретил их «в последствии Жену». Так она обозначена в программке. Она  яркая, смуглая, диковато-красивая (Полина Айрапетова). А герой  щуплый, путает Ренессанс с Росинантом и не умеет танцевать. История покорения важная, но опять же не главная.Главное  диалог героев, их миров-сознаний. Они двойники. Такие персонажи всегда одержимы какой-то блажью, им присуща комическая вина, они потеряны в этом мире. И они всегда  социальный типаж.
Буторин дебютировал со спектаклем «Рыжий»  о поэте Борисе Рыжем. Там герой тоже раздваивается, и одного из Рыжих играет сам Буторин. В спектакле «Заходите, заходите» он из романа Шалева «Как несколько дней» вытянул лишь одну линию  отца и сына. Так что у спектакля «Тополя» принципиально двойственная природа. Сценографическое решение  не просто красивый и стильный, а идеологический ход. Кино не просто фон, а вторая реальность. Две реальности существуют одновременно. В разных плоскостях и временах. И ту самую девушку, и жену играет одна и та же актриса. И внутри спектакля «Тополя» играют пантомиму «Тополя». Экран и сцена. Старость и молодость. Случилось и не случилось. Он и Он же. Как это все по-нашему
Герой идет к невесте. Он молод и счастлив. По пути он встречает девушку. Мимолетно. А потом мается всю жизнь. Ему 43, он женат не на ней. Каждую весну он возвращается в то место и тоскует.
Это история о том, чего не случилось. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь»,  так начинается рассказ. «И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя»  так рассказ заканчивается. Он меньше, чем на страницу. Авторы раздвинули границы текста  дополнили его отрывками из очерков и дневников Вампилова, стихами Николая Рубцова. Так появились дополнительные герои  фасонистый молодой специалист в исполнении Амбарцума Кабаняна. И важные приметы времени  стройка века, поезда, бороздящие страну, пивная с липкими столиками Но это  ретрофон.
Главное  все-таки встреча. Не та, вампиловская, а другая  встреча героя с самим собой. Зрелого мужчины с юным студентом. Нынешнего играет Владимир Топцов, прежнего  Юрий Буторин. Одеты они одинаково, только на молодом безрукавка по моде тех лет. Движения и жесты  одни на двоих, будто зеркалят друг друга. Молодой герой только что встретил их «в последствии Жену». Так она обозначена в программке. Она  яркая, смуглая, диковато-красивая (Полина Айрапетова). А герой  щуплый, путает Ренессанс с Росинантом и не умеет танцевать. История покорения важная, но опять же не главная.Главное  диалог героев, их миров-сознаний. Они двойники. Такие персонажи всегда одержимы какой-то блажью, им присуща комическая вина, они потеряны в этом мире. И они всегда  социальный типаж.
Буторин дебютировал со спектаклем «Рыжий»  о поэте Борисе Рыжем. Там герой тоже раздваивается, и одного из Рыжих играет сам Буторин. В спектакле «Заходите, заходите» он из романа Шалева «Как несколько дней» вытянул лишь одну линию  отца и сына. Так что у спектакля «Тополя» принципиально двойственная природа. Сценографическое решение  не просто красивый и стильный, а идеологический ход. Кино не просто фон, а вторая реальность. Две реальности существуют одновременно. В разных плоскостях и временах. И ту самую девушку, и жену играет одна и та же актриса. И внутри спектакля «Тополя» играют пантомиму «Тополя». Экран и сцена. Старость и молодость. Случилось и не случилось. Он и Он же. Как это все по-нашему
Зоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016