Во власти абсурда
Наряду с условно классическими сюжетными постановками, где сценическое действие подчиняется неким общепринятым законам логики, существует такое замечательное явление, как театр абсурда. Если попытаться описать это вкратце, то это пьесы, в которых зрителя сразу сбивают с толку, и он не понимает, что и где происходит. Иногда это не понимают и сами герои пьесы, например, программист Сережа – персонаж спектакля «Сережа очень тупой», поставленного режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым по одноименной пьесе Дмитрия Данилова в театре Мастерская Петра Фоменко.
Для любителей сравнивать спектакли есть хорошая новость. Пьеса Данилова была представлена в прошлом году на «Любимовке», и в интернете осталось видео с той читки, срежиссированной Михаилом Угаровым. За главного героя – 30-летнего программиста Сережу – читал сам Михаил Юрьевич, и это было очень смешно и драматично, поэтому если кому интересно, то рекомендуем с материалом ознакомиться просто для того, чтобы сопоставить свои ощущения от пьесы и персонажей.
Но вернемся к спектаклю Мастерской Фоменко. Он играется на старой сцене театра, в классической черной коробке, хотя в этот раз сценография пьесы в некоторой степени футуристична. На сцене расположены традиционные диван и компьютерное кресло, на задник сцены проецируются виды спальных районов, неоновая новостная лента радостно сообщает, что наступила весна, а Сережа (Андрей Миххалев) сосредоточенно перемещает компьютерную мышь. Ничто не предвещает беды. Но раздается настойчивый телефонный звонок. Звонит курьер, интригует непонятным «мы» и обещает быть «в течение часа». И на этом «часу» все и завязано. Ровно час в обычной квартире с неоновыми лампами пробудут три непонятные личности с птичьими фамилиями, одетые зеленую форму Службы Доставки. За это время они успеют поиграть в города по абсурдным правилам, рассказать о разнообразных нештатных ситуациях и оставить недоумевающему Сереже и его жене Маше (Мария Большова) непонятную коробку.
Попробуем остановиться поподробнее на этих курьерах, которых сыграли Василий Фирсов, Тагир Рахимов и Николай Орловский. Попробуем, но не сможем, потому что в театре абсурда никогда не раскрывают карты. Из общеизвестного: три – это сакральное число для русской культуры. Три поколения – условные старик, зрелый мужчина и молодой парень. Общая униформа – не коллегия ли из трех судей в течение часа выносила свой приговор? А в ходе осеннего обсуждения пьесы обсуждалась версия со всадниками Апокалипсиса, которых не по канону меньше на одного, но некое гнетущее впечатление курьеры произвели и на персонажей пьесы, и на зрителя. Интерпретаций может быть множество, и каждый зритель увидит в этих персонажах с лицами добрых психиатров что-то свое.
А вот финал спектакля решен в достаточно жизнеутверждающей манере, в отличие, кстати, от читки Михаила Угарова. Там жена главного героя выглядела ничуть не менее инфернальной, чем таинственные курьеры. А вот Маша и Сережа постановки Кузмина-Тарасова, наоборот, сплотились перед угрозой проникновения в их мир таинственных сил. Их разговор после ухода странных работников службы доставки на фоне кадров с прогулки был по-домашнему уютным и милым. И это замечательно, что пьесу читают и ставят по-разному, хочется пожелать ей долгого сценического пути и множества самых различных взглядов и подходов. А в настоящем мы радуемся чудесному, немного смешному и таинственному спектаклю о любви, которая в очередной раз победила все. Да и не такой уже тупой этот Сережа…
Источник: онлайн-журнал Porusski.ru
Для любителей сравнивать спектакли есть хорошая новость. Пьеса Данилова была представлена в прошлом году на «Любимовке», и в интернете осталось видео с той читки, срежиссированной Михаилом Угаровым. За главного героя – 30-летнего программиста Сережу – читал сам Михаил Юрьевич, и это было очень смешно и драматично, поэтому если кому интересно, то рекомендуем с материалом ознакомиться просто для того, чтобы сопоставить свои ощущения от пьесы и персонажей.
Но вернемся к спектаклю Мастерской Фоменко. Он играется на старой сцене театра, в классической черной коробке, хотя в этот раз сценография пьесы в некоторой степени футуристична. На сцене расположены традиционные диван и компьютерное кресло, на задник сцены проецируются виды спальных районов, неоновая новостная лента радостно сообщает, что наступила весна, а Сережа (Андрей Миххалев) сосредоточенно перемещает компьютерную мышь. Ничто не предвещает беды. Но раздается настойчивый телефонный звонок. Звонит курьер, интригует непонятным «мы» и обещает быть «в течение часа». И на этом «часу» все и завязано. Ровно час в обычной квартире с неоновыми лампами пробудут три непонятные личности с птичьими фамилиями, одетые зеленую форму Службы Доставки. За это время они успеют поиграть в города по абсурдным правилам, рассказать о разнообразных нештатных ситуациях и оставить недоумевающему Сереже и его жене Маше (Мария Большова) непонятную коробку.
Попробуем остановиться поподробнее на этих курьерах, которых сыграли Василий Фирсов, Тагир Рахимов и Николай Орловский. Попробуем, но не сможем, потому что в театре абсурда никогда не раскрывают карты. Из общеизвестного: три – это сакральное число для русской культуры. Три поколения – условные старик, зрелый мужчина и молодой парень. Общая униформа – не коллегия ли из трех судей в течение часа выносила свой приговор? А в ходе осеннего обсуждения пьесы обсуждалась версия со всадниками Апокалипсиса, которых не по канону меньше на одного, но некое гнетущее впечатление курьеры произвели и на персонажей пьесы, и на зрителя. Интерпретаций может быть множество, и каждый зритель увидит в этих персонажах с лицами добрых психиатров что-то свое.
А вот финал спектакля решен в достаточно жизнеутверждающей манере, в отличие, кстати, от читки Михаила Угарова. Там жена главного героя выглядела ничуть не менее инфернальной, чем таинственные курьеры. А вот Маша и Сережа постановки Кузмина-Тарасова, наоборот, сплотились перед угрозой проникновения в их мир таинственных сил. Их разговор после ухода странных работников службы доставки на фоне кадров с прогулки был по-домашнему уютным и милым. И это замечательно, что пьесу читают и ставят по-разному, хочется пожелать ей долгого сценического пути и множества самых различных взглядов и подходов. А в настоящем мы радуемся чудесному, немного смешному и таинственному спектаклю о любви, которая в очередной раз победила все. Да и не такой уже тупой этот Сережа…
Источник: онлайн-журнал Porusski.ru
Анна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Кто стучится в дверь ко мне?Михаил Визель, «Год литературы», 3.04.2018