Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»
В «Мастерской Петра Фоменко» премьера «Опасных связей» эпистолярный роман Шодерло де Лакло на театральную сцену перенес Егор Перегудов. Режиссер помещает действие словно в раму роскошного голландского натюрморта здесь, как и в этом изобразительном жанре, каждый фрукт, цветок или ваза несут свой скрытый смысл. Только вот едят герои не одни лишь яства, но - и даже с большим аппетитом друг друга.
Роман в письмах Пьера Шодерло де Лакло для режиссеров материал, безусловно, излюбленный. Не пересчитать киноверсии «Опасных связей», да и с театральных афиш название практически не исчезает. Но, пожалуй, столь поражающего воображение воплощения сюжет о коварном виконте де Вальмоне и его напарнице маркизе де Мертей еще не получал.
В центре спектакля, буквально на расстоянии вытянутой руки от зрительного зала, длинный стол, усыпанный всевозможными блюдами. Румянится корочка сливового пирога, блестят под софитами пышные гроздья винограда и головки сыра, рядом с копченым окороком так и манит мякоть инжира… Вальяжно приосанились пузатые кувшины, своего часа ждут бокалы, небрежно брошен тяжелый гобелен. Среди этого изобилия и будут плестись интриги, разбиваться сердца, ломаться судьбы.
В чем же дело? Маркиза де Мертей (Полина Кутепова) не может снести, что ее бывший любовник собирается жениться на Сесиль де Воланж (Дарья Коныжева) девушку только забрали из монастыря, где она получала воспитание. Желая отомстить обидчику, маркиза обращается к своему другу, известному сердцееду виконту де Вальмону (Томас Моцкус) вместе они решают соблазнить юную невесту. И когда это, наконец, удается, ликуя, смакуют невинную душу склонившись над Сесиль с вилкой и ножом. Для них эта девочка, лежащая теперь на столе, аппетитнее, чем самое изысканное блюдо.
Так же, по кусочку, они будут лакомиться богобоязненной президентшей де Турвель (Серафима Огарева), которая не смогла сохранить верность мужу. Еда красноречиво воплощает намерения героев и если поначалу президеншта все ходила с сельдереем в руках, демонстрируя сдержанность и завидное здравомыслие, то потом, уже сраженная чарами де Вальмона, переходит на сладкое.
Образ порочной страсти в этом меню отдали помидору уча с его помощью целоваться неискушенных в амурных делах, маркиза де Мертей как бы вносит в их души семена развращения. Вообще роль «виртуоза обмана», как сама себя называет де Мартей, Полине Кутеповой удается великолепно. Она убедительно нежна и осторожна, но так же убедительно неистова, расколачивая вдребезги один поднос с посудой за другим.
Разумеется, эта история гораздо больше, чем максима «с кем поведешься». Вот и режиссер отмечает от морализаторства (а в подзаголовке романа читаем «Письма, опубликованные в назидание некоторым другим») старались уходить.
- Для нас вопросы важнее ответов. Главный вопрос, который задает Шодерло, один что такое настоящее счастье? Ведь если бы люди знали, что такое настоящее счастье, они не искали бы его «за пределами божескими и человеческими». И сразу же второй вопрос может ли человек распоряжаться судьбой другого человека? говорит Егор Перегудов.
Но это и вечная тема благовидного «фасада», за которым скрывается низость и подлость, тема возможности договориться с собственной совестью, а еще страха признаться самому себе в том, что ты можешь кого-то любить. Ведь именно этот страх и порождает между маркизой и виконтом неистовый ураган, который сметает все, а с особенной жестокостью жизни тех, кто попадается на его пути.
В финале зло, конечно, будет побеждено. Но, как и любое блюдо высокой кухни, спектакль оставит послевкусие выходя из зала под сладкий запах спелой, разломанной виконтом дыни, захочется еще о многом поразмышлять…
Справка «РГ»
Роман в письмах «Опасные связи» стал настоящей сенсацией французской литературы своего времени еще в конце XVIII века выдержал примерно пятьдесят переизданий, но в 1823 году приговором суда был осужден на уничтожение «за оскорбление нравственности», а позже все книги у книготорговцев конфисковали. Единственное крупное художественное произведение французского генерала, изобретателя и писателя Пьера Шодерло де Лакло. Всего роман состоит из 175 писем, согласно заверениям автора, переписка подлинная, его участие ограничено лишь редакторской работой. Роман был переведен на все ведущие мировые языки и неоднократно экранизирован.
Источник: «Российская газета»
Роман в письмах Пьера Шодерло де Лакло для режиссеров материал, безусловно, излюбленный. Не пересчитать киноверсии «Опасных связей», да и с театральных афиш название практически не исчезает. Но, пожалуй, столь поражающего воображение воплощения сюжет о коварном виконте де Вальмоне и его напарнице маркизе де Мертей еще не получал.
В центре спектакля, буквально на расстоянии вытянутой руки от зрительного зала, длинный стол, усыпанный всевозможными блюдами. Румянится корочка сливового пирога, блестят под софитами пышные гроздья винограда и головки сыра, рядом с копченым окороком так и манит мякоть инжира… Вальяжно приосанились пузатые кувшины, своего часа ждут бокалы, небрежно брошен тяжелый гобелен. Среди этого изобилия и будут плестись интриги, разбиваться сердца, ломаться судьбы.
В чем же дело? Маркиза де Мертей (Полина Кутепова) не может снести, что ее бывший любовник собирается жениться на Сесиль де Воланж (Дарья Коныжева) девушку только забрали из монастыря, где она получала воспитание. Желая отомстить обидчику, маркиза обращается к своему другу, известному сердцееду виконту де Вальмону (Томас Моцкус) вместе они решают соблазнить юную невесту. И когда это, наконец, удается, ликуя, смакуют невинную душу склонившись над Сесиль с вилкой и ножом. Для них эта девочка, лежащая теперь на столе, аппетитнее, чем самое изысканное блюдо.
Так же, по кусочку, они будут лакомиться богобоязненной президентшей де Турвель (Серафима Огарева), которая не смогла сохранить верность мужу. Еда красноречиво воплощает намерения героев и если поначалу президеншта все ходила с сельдереем в руках, демонстрируя сдержанность и завидное здравомыслие, то потом, уже сраженная чарами де Вальмона, переходит на сладкое.
Образ порочной страсти в этом меню отдали помидору уча с его помощью целоваться неискушенных в амурных делах, маркиза де Мертей как бы вносит в их души семена развращения. Вообще роль «виртуоза обмана», как сама себя называет де Мартей, Полине Кутеповой удается великолепно. Она убедительно нежна и осторожна, но так же убедительно неистова, расколачивая вдребезги один поднос с посудой за другим.
Разумеется, эта история гораздо больше, чем максима «с кем поведешься». Вот и режиссер отмечает от морализаторства (а в подзаголовке романа читаем «Письма, опубликованные в назидание некоторым другим») старались уходить.
- Для нас вопросы важнее ответов. Главный вопрос, который задает Шодерло, один что такое настоящее счастье? Ведь если бы люди знали, что такое настоящее счастье, они не искали бы его «за пределами божескими и человеческими». И сразу же второй вопрос может ли человек распоряжаться судьбой другого человека? говорит Егор Перегудов.
Но это и вечная тема благовидного «фасада», за которым скрывается низость и подлость, тема возможности договориться с собственной совестью, а еще страха признаться самому себе в том, что ты можешь кого-то любить. Ведь именно этот страх и порождает между маркизой и виконтом неистовый ураган, который сметает все, а с особенной жестокостью жизни тех, кто попадается на его пути.
В финале зло, конечно, будет побеждено. Но, как и любое блюдо высокой кухни, спектакль оставит послевкусие выходя из зала под сладкий запах спелой, разломанной виконтом дыни, захочется еще о многом поразмышлять…
Справка «РГ»
Роман в письмах «Опасные связи» стал настоящей сенсацией французской литературы своего времени еще в конце XVIII века выдержал примерно пятьдесят переизданий, но в 1823 году приговором суда был осужден на уничтожение «за оскорбление нравственности», а позже все книги у книготорговцев конфисковали. Единственное крупное художественное произведение французского генерала, изобретателя и писателя Пьера Шодерло де Лакло. Всего роман состоит из 175 писем, согласно заверениям автора, переписка подлинная, его участие ограничено лишь редакторской работой. Роман был переведен на все ведущие мировые языки и неоднократно экранизирован.
Источник: «Российская газета»
Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019