Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»
Автобиографический роман Эриха Марии Ремарка повествует о событиях столетней давности. Худрук театра, режиссёр Евгений Каменькович обладает абсолютным слухом, что позволяем ему уловить «шум времени» в мельчайших нюансах век спустя. Будучи предельно точным, Каменькович выносит в название своей новой постановки номер года – «Двадцать третий».
«Если бы мы выпускали спектакль в 2022 или в 2024 гг., то оставили бы авторское название Черный обелиск“», признается постановщик.
1923 год, давший название спектаклю, для Германии поворотный, на это время приходится пик инфляции, за которым следует крушение немецкой марки и экономики страны, а вместе с ней надежд и ожиданий целого поколения. К этому «потерянному поколению» автор «Черного обелиска» причислял и себя.
Как известно, Евгений Каменькович – мастер перенесения большой прозы на сцену, ему удалось невозможное – инсценировать «Улисса» Джойса!
«Адаптировать Черный обелиск“ Ремарка было сложнее, поделился с нами Евгений Борисович, в романе нет прямого сюжета».
ЗАПОЗДАЛАЯ МОЛОДОСТЬ
Германия между двух мировых войн – не самое подходящее место для романтиков и мечтателей. Тяжесть Версальского договора, отнявшего у немцев все, но главное – самоуважение, давит нестерпимо. И уже чудятся отблески грядущих пожаров, за которыми пепельная мгла Освенцима. В такой атмосфере не до блаженства и грёз, но герои спектакля пытаются вернуть «запоздалую молодость». Они наслаждаются жизнью пока звон бокалов и звуки танго не сменяются барабанной дробью и грохотом сапог марширующих национал-социалистов – будущих могильщиков Европы. Людвиг (Юрий Буторин) работает продавцом гранитных надгробий, играет на органе за бесплатную еду в психиатрической лечебнице и мечтает о большой любви. Ему мало плотских утех и разговоров о жизни с прагматичной акробаткой Гердой (Полина Айрапетова), нестерпимо тянет в заоблачные выси.
ВСЯ ТАКАЯ ВОЗДУШНАЯ
На зов души героя откликается страдающая раздвоением личности пациентка клиники. Изабелла-Женевьева (Дарья Коныжева) выделяется своей непохожестью. Все дамы одеты в кричащее, обжигающе красное, и только она одна соткана из лимонно-желтых, пронизывающих тело, теплых лучей. Кажется, что время не коснулось этой девушки, так далека она от происходящего: то слышит голоса ангелов, то беседует со своими видениями.
Но исцеление возвращает бедняжку в реальность, правда высокий социальный статус сохраняет ее недосягаемость для героя. И Людвиг это понимает. Он – активный участник и одновременно комментатор событий, оценивает и представляет зрителю других героев повествования, бросая в зал короткие и остроумные реплики.
В РИТМЕ ВОСПОМИНАНИЙ
Спектакль «Двадцать третий» с точки зрения сценографии безупречен. Декорации, выполненные художником-постановщиком Александром Боровским, лаконичны, но при этом многослойны, раскрываются постепенно, подчиняясь ритму воспоминаний героя. Черный занавес с окнами в форме усеченных ромбов, напоминающих крышку гроба, приглашает заглянуть в контору по продаже гранитных памятников, где работает главный герой спектакля Людвиг. Черный слой сменяется красным, так перед зрителями возникает кабаре «Красная мельница», а затем с такой же быстротой и легкостью появляются желто-медовые «соты» психиатрической лечебницы и черный квадрат двора с очертаниями зловещего обелиска.
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА
Тема смерти становится основной, она звучит в разговорах о пользе эвтаназии и миллионах убитых на фронтах Первой мировой, прочитывается в оформлении декораций, угадывается в многочисленных и явных знаках, сопровождающих повествование. Это переходящие в крик призывы Гитлера, звучащие из радиорепродуктора, и щелканье переворачивающихся пластинок табло с курсом падающей марки, всё готовит зрителя к тому, что «завтра была война»… Вторая мировая. В коротком эпилоге герои расскажут о своей судьбе и смерти.
НА СЦЕНЕ – ЗВЁЗДЫ
В спектакле заняты ведущие артисты театра. Владимир Топцов играет владельца погребальной конторы «Кроль и сыновья», однополчанина Людвига. Его герой вальяжен и обаятелен, мечтает о Берлине, как три сестры о Москве в одноименной пьесе Чехова, но не может сдвинуться с места в силу привычки. Владимир Топцов и Юрий Буторин (Людвиг) выступили авторами инсценировки, и справились с поставленной задачей блестяще. Как всегда, ослепительна Ксения Кутепова. Платиновая блондинка в роскошных красных туалетах – кинодива и падший ангел, созданная, чтобы пробуждает демонов в мужчинах, такова её Лиза. В сети прекрасной жены мясника попадает владелец гранитного завода Резенфельд в исполнении Олега Ниряна, увидев Лизу, он буквально теряет голову. Замечательный образ удалось создать Олегу Любимову. Его доктор успешно лечит шизофрению и готов объяснить всем, кто не в теме, что «смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика».
Источник: «На западе Москвы»
«Если бы мы выпускали спектакль в 2022 или в 2024 гг., то оставили бы авторское название Черный обелиск“», признается постановщик.
1923 год, давший название спектаклю, для Германии поворотный, на это время приходится пик инфляции, за которым следует крушение немецкой марки и экономики страны, а вместе с ней надежд и ожиданий целого поколения. К этому «потерянному поколению» автор «Черного обелиска» причислял и себя.
Как известно, Евгений Каменькович – мастер перенесения большой прозы на сцену, ему удалось невозможное – инсценировать «Улисса» Джойса!
«Адаптировать Черный обелиск“ Ремарка было сложнее, поделился с нами Евгений Борисович, в романе нет прямого сюжета».
ЗАПОЗДАЛАЯ МОЛОДОСТЬ
Германия между двух мировых войн – не самое подходящее место для романтиков и мечтателей. Тяжесть Версальского договора, отнявшего у немцев все, но главное – самоуважение, давит нестерпимо. И уже чудятся отблески грядущих пожаров, за которыми пепельная мгла Освенцима. В такой атмосфере не до блаженства и грёз, но герои спектакля пытаются вернуть «запоздалую молодость». Они наслаждаются жизнью пока звон бокалов и звуки танго не сменяются барабанной дробью и грохотом сапог марширующих национал-социалистов – будущих могильщиков Европы. Людвиг (Юрий Буторин) работает продавцом гранитных надгробий, играет на органе за бесплатную еду в психиатрической лечебнице и мечтает о большой любви. Ему мало плотских утех и разговоров о жизни с прагматичной акробаткой Гердой (Полина Айрапетова), нестерпимо тянет в заоблачные выси.
ВСЯ ТАКАЯ ВОЗДУШНАЯ
На зов души героя откликается страдающая раздвоением личности пациентка клиники. Изабелла-Женевьева (Дарья Коныжева) выделяется своей непохожестью. Все дамы одеты в кричащее, обжигающе красное, и только она одна соткана из лимонно-желтых, пронизывающих тело, теплых лучей. Кажется, что время не коснулось этой девушки, так далека она от происходящего: то слышит голоса ангелов, то беседует со своими видениями.
Но исцеление возвращает бедняжку в реальность, правда высокий социальный статус сохраняет ее недосягаемость для героя. И Людвиг это понимает. Он – активный участник и одновременно комментатор событий, оценивает и представляет зрителю других героев повествования, бросая в зал короткие и остроумные реплики.
В РИТМЕ ВОСПОМИНАНИЙ
Спектакль «Двадцать третий» с точки зрения сценографии безупречен. Декорации, выполненные художником-постановщиком Александром Боровским, лаконичны, но при этом многослойны, раскрываются постепенно, подчиняясь ритму воспоминаний героя. Черный занавес с окнами в форме усеченных ромбов, напоминающих крышку гроба, приглашает заглянуть в контору по продаже гранитных памятников, где работает главный герой спектакля Людвиг. Черный слой сменяется красным, так перед зрителями возникает кабаре «Красная мельница», а затем с такой же быстротой и легкостью появляются желто-медовые «соты» психиатрической лечебницы и черный квадрат двора с очертаниями зловещего обелиска.
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА
Тема смерти становится основной, она звучит в разговорах о пользе эвтаназии и миллионах убитых на фронтах Первой мировой, прочитывается в оформлении декораций, угадывается в многочисленных и явных знаках, сопровождающих повествование. Это переходящие в крик призывы Гитлера, звучащие из радиорепродуктора, и щелканье переворачивающихся пластинок табло с курсом падающей марки, всё готовит зрителя к тому, что «завтра была война»… Вторая мировая. В коротком эпилоге герои расскажут о своей судьбе и смерти.
НА СЦЕНЕ – ЗВЁЗДЫ
В спектакле заняты ведущие артисты театра. Владимир Топцов играет владельца погребальной конторы «Кроль и сыновья», однополчанина Людвига. Его герой вальяжен и обаятелен, мечтает о Берлине, как три сестры о Москве в одноименной пьесе Чехова, но не может сдвинуться с места в силу привычки. Владимир Топцов и Юрий Буторин (Людвиг) выступили авторами инсценировки, и справились с поставленной задачей блестяще. Как всегда, ослепительна Ксения Кутепова. Платиновая блондинка в роскошных красных туалетах – кинодива и падший ангел, созданная, чтобы пробуждает демонов в мужчинах, такова её Лиза. В сети прекрасной жены мясника попадает владелец гранитного завода Резенфельд в исполнении Олега Ниряна, увидев Лизу, он буквально теряет голову. Замечательный образ удалось создать Олегу Любимову. Его доктор успешно лечит шизофрению и готов объяснить всем, кто не в теме, что «смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика».
Источник: «На западе Москвы»
Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019