Больно смотреть
Премьера в театре «Мастерская Петра Фоменко» случилась громкая. Художественный руководитель театра Евгений Каменькович поставил выдающийся антивоенный роман Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск», правда, сменив название на «Двадцать третий». Более сдержанное, но такое же говорящее.
Любовь Евгения Каменьковича к сложной и несценичной прозе хорошо известна — он ставил «Венерин волос» Шишкина, «Улисса» Джойса, «Дар» Набокова, «Современную идиллию» Салтыкова-Щедрина, «Соборян» Лескова. К Ремарку обратился впервые, безошибочно почувствовав его необходимость именно сегодня, когда общество заражено бациллой ресентимента, воинственности и мести. Формально спектакль не привязан к сегодняшнему дню, театр «всего лишь» рассказывает «историю запоздалой молодости». Фактически же «Двадцать третий» — это неидеальное, но такое отчаянное и нужное театральное высказывание сезона.
Действие происходит в 1923 году, между двумя мировыми войнами. Главный герой Людвиг — альтер эго самого Ремарка — продает кладбищенские памятники и любит девушку, пропадающую в психиатрической клинике. В Германии бушует инфляция, обесцениваются деньги, вещи и люди, поднимает голову Гитлер, и начинается эра национал-социализма. Забытье наступает только в борделях и в кабаках, где мужчины и женщины веселятся, как в последний раз, продают и покупают любовь, периодически вспоминая о «великой нации» и патриотизме. Битва за их умы и сердца уже выиграна, но до осознания еще далеко.
Авторами сценического текста выступили актеры Юрий Буторин и Владимир Топцов, они же играют главные роли — Людвига (Буторин) и его фронтового друга Кроля (Топцов). Временами действие буксует, зритель «вязнет» в огромных кусках ремарковской прозы и теряет сюжетную нить. Повествовательная основательность постановки, идущая от инсценировки, сосредоточенной на множестве подробностей, ощутимо утомляет. Не всегда спасают дело и прекрасные фоменковские актеры — помимо исполнителей ролей двух товарищей, это Дарья Коныжева, Полина Айрапетова, Екатерина Смирнова, Тагир Рахимов, Олег Нирян, Ксения Кутепова. Все они, без исключения, играют выразительно, страстно, но спектакль все равно кажется лишенным внутренней пружины.
Безусловная удача — визуальный язык, он здесь многозначный, «вбирающий» в себя множество смыслов и подтекстов. Над сценографией «Двадцать третьего» работал художник Александр Боровский, придумавший условное, но эффектное пространство. Три гигантские панели в цветах немецкого флага (черный — похоронное бюро, в котором работает Людвиг, красный — кабаре «Красная мельница», желтый — психиатрическая лечебница, желтый дом) поднимаются к колосникам, уплывают под сцену и «листают» дни и обезумевшие курсы валют. В этом пространстве трагедия смешивается с комедией, жизнь со смертью, смех со слезами. Отчаянно красиво и необратимо. Цветовому решению декораций вторят костюмы Марии Боровской, придумавшей монохромные образы героев в тех же тонах. В отдельные моменты глаза слепит от броских сочетаний, но тем сильнее производимый эффект. На жизнь героев, такую похожую на нашу сегодняшнюю, буквально больно смотреть.
Актуальность «Двадцать третьего» ненавязчивая, но очевидная. Мир живет от войны до войны, а в перерывах усиленно забывает, с чего начинаются и чем заканчиваются эти самые войны. Этот единственно важный сегодня смысл с лихвой окупает несовершенства инсценировки и спектакля в целом.
Источник: «Экран и сцена»
Любовь Евгения Каменьковича к сложной и несценичной прозе хорошо известна — он ставил «Венерин волос» Шишкина, «Улисса» Джойса, «Дар» Набокова, «Современную идиллию» Салтыкова-Щедрина, «Соборян» Лескова. К Ремарку обратился впервые, безошибочно почувствовав его необходимость именно сегодня, когда общество заражено бациллой ресентимента, воинственности и мести. Формально спектакль не привязан к сегодняшнему дню, театр «всего лишь» рассказывает «историю запоздалой молодости». Фактически же «Двадцать третий» — это неидеальное, но такое отчаянное и нужное театральное высказывание сезона.
Действие происходит в 1923 году, между двумя мировыми войнами. Главный герой Людвиг — альтер эго самого Ремарка — продает кладбищенские памятники и любит девушку, пропадающую в психиатрической клинике. В Германии бушует инфляция, обесцениваются деньги, вещи и люди, поднимает голову Гитлер, и начинается эра национал-социализма. Забытье наступает только в борделях и в кабаках, где мужчины и женщины веселятся, как в последний раз, продают и покупают любовь, периодически вспоминая о «великой нации» и патриотизме. Битва за их умы и сердца уже выиграна, но до осознания еще далеко.
Авторами сценического текста выступили актеры Юрий Буторин и Владимир Топцов, они же играют главные роли — Людвига (Буторин) и его фронтового друга Кроля (Топцов). Временами действие буксует, зритель «вязнет» в огромных кусках ремарковской прозы и теряет сюжетную нить. Повествовательная основательность постановки, идущая от инсценировки, сосредоточенной на множестве подробностей, ощутимо утомляет. Не всегда спасают дело и прекрасные фоменковские актеры — помимо исполнителей ролей двух товарищей, это Дарья Коныжева, Полина Айрапетова, Екатерина Смирнова, Тагир Рахимов, Олег Нирян, Ксения Кутепова. Все они, без исключения, играют выразительно, страстно, но спектакль все равно кажется лишенным внутренней пружины.
Безусловная удача — визуальный язык, он здесь многозначный, «вбирающий» в себя множество смыслов и подтекстов. Над сценографией «Двадцать третьего» работал художник Александр Боровский, придумавший условное, но эффектное пространство. Три гигантские панели в цветах немецкого флага (черный — похоронное бюро, в котором работает Людвиг, красный — кабаре «Красная мельница», желтый — психиатрическая лечебница, желтый дом) поднимаются к колосникам, уплывают под сцену и «листают» дни и обезумевшие курсы валют. В этом пространстве трагедия смешивается с комедией, жизнь со смертью, смех со слезами. Отчаянно красиво и необратимо. Цветовому решению декораций вторят костюмы Марии Боровской, придумавшей монохромные образы героев в тех же тонах. В отдельные моменты глаза слепит от броских сочетаний, но тем сильнее производимый эффект. На жизнь героев, такую похожую на нашу сегодняшнюю, буквально больно смотреть.
Актуальность «Двадцать третьего» ненавязчивая, но очевидная. Мир живет от войны до войны, а в перерывах усиленно забывает, с чего начинаются и чем заканчиваются эти самые войны. Этот единственно важный сегодня смысл с лихвой окупает несовершенства инсценировки и спектакля в целом.
Источник: «Экран и сцена»
Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019