«Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро
Сегодня, 31 октября, состоится премьера спектакля «Старик и море». Играть Хемингуэя будут в камерном формате, в самом малом из пространств театра (если не считать лестниц и фойе, где периодически тоже случаются спектакли) — Сером зале на 112 человек.
С этой постановкой на сцене «Мастерской» дебютирует Иван Шалаев, выпускник режиссёрской мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе. В активе у Ивана две большие работы — дипломная «Буря» и «Белые ночи» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Премьеру у «фоменок» готовили долго. Изначально её предполагалось выпустить в прошлом сезоне; по свидетельству худрука театра Евгения Каменьковича, «Старик и море» пережил три редакции, каждая из которых фундаментально отличалась от предыдущей. Жанровое определение — «Пробы и ошибки», что вписывает спектакль в традицию «Мастерской» (Пётр Наумович устраивал со своими актёрами «Вечера проб и ошибок», из которых порой вырастали полноценные репертуарные работы).
Рассказывая о своей работе над постановкой, Иван Шалаев вспоминает об уроках Юрия Бутусова — и прежде всего, о подходе мастера к сочинению пространства, «воспитанию глаза». Молодой режиссёр занял на курсе «нишу человека, который ставит фонари» — и именно свету отведена ключевая роль в спектакле «Старик и море». «Свет иногда может сказать больше, чем декорация, — говорит Иван Шалаев, — потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому». Ещё одно замечание: «Свет, к которому мы стремимся в этой истории — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
Путешествие Старика режиссёр сравнивает с судьбой героя своей предыдущей работы — шекспировского Просперо. «Отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце» — вот основные этапы его пути. Роль Старика исполнит Анатолий Горячев. Кроме него в постановке занят только один актёр — Владислав Ташбулатов, он сыграет Мальчика. Спектакль создаёт небольшая творческая команда. Большинство полномочий сосредоточено в руках режиссёра (как признаётся Иван, многие «бутусовцы» вообще с трудом срабатываются с посторонними художниками). Световую палитру создаёт Нанна Шех, саундтрек пишет Алия Гришель, известная прежде всего по мюзиклам (с ней Шалаев выпустил петербургские «Белые ночи»), и хореограф Александр Николаев.
В заключение отметим, что повесть Эрнеста Хемингуэя — материал, весьма востребованный на театре. Меньше месяца назад в Москве Театр им. Евг. Вахтангова представил моноспектакль Павла Сафонова (в главной роли — Григорий Антипенко). Вообще же за год, как правило, успевает выйти несколько версий «Старика и моря» — в 2025 году была также кукольная драма Дмитрия Гаврилова в сургутском Театре актёра и куклы «Петрушка».
Источник: Театральный журнал
С этой постановкой на сцене «Мастерской» дебютирует Иван Шалаев, выпускник режиссёрской мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе. В активе у Ивана две большие работы — дипломная «Буря» и «Белые ночи» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Премьеру у «фоменок» готовили долго. Изначально её предполагалось выпустить в прошлом сезоне; по свидетельству худрука театра Евгения Каменьковича, «Старик и море» пережил три редакции, каждая из которых фундаментально отличалась от предыдущей. Жанровое определение — «Пробы и ошибки», что вписывает спектакль в традицию «Мастерской» (Пётр Наумович устраивал со своими актёрами «Вечера проб и ошибок», из которых порой вырастали полноценные репертуарные работы).
Рассказывая о своей работе над постановкой, Иван Шалаев вспоминает об уроках Юрия Бутусова — и прежде всего, о подходе мастера к сочинению пространства, «воспитанию глаза». Молодой режиссёр занял на курсе «нишу человека, который ставит фонари» — и именно свету отведена ключевая роль в спектакле «Старик и море». «Свет иногда может сказать больше, чем декорация, — говорит Иван Шалаев, — потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому». Ещё одно замечание: «Свет, к которому мы стремимся в этой истории — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
Путешествие Старика режиссёр сравнивает с судьбой героя своей предыдущей работы — шекспировского Просперо. «Отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце» — вот основные этапы его пути. Роль Старика исполнит Анатолий Горячев. Кроме него в постановке занят только один актёр — Владислав Ташбулатов, он сыграет Мальчика. Спектакль создаёт небольшая творческая команда. Большинство полномочий сосредоточено в руках режиссёра (как признаётся Иван, многие «бутусовцы» вообще с трудом срабатываются с посторонними художниками). Световую палитру создаёт Нанна Шех, саундтрек пишет Алия Гришель, известная прежде всего по мюзиклам (с ней Шалаев выпустил петербургские «Белые ночи»), и хореограф Александр Николаев.
В заключение отметим, что повесть Эрнеста Хемингуэя — материал, весьма востребованный на театре. Меньше месяца назад в Москве Театр им. Евг. Вахтангова представил моноспектакль Павла Сафонова (в главной роли — Григорий Антипенко). Вообще же за год, как правило, успевает выйти несколько версий «Старика и моря» — в 2025 году была также кукольная драма Дмитрия Гаврилова в сургутском Театре актёра и куклы «Петрушка».
Источник: Театральный журнал
«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море»«ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019