Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»
Сегодня, 31 октября, на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Ивана Шалаева «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя.
Выпускник ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев зачастую работает над своими спектаклями не только как режиссёр, но и как художник. Камерный спектакль «Старик и море» не станет исключением. Шалаев рассказывает: «В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус — каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия (художников Александра) Шишкина, (Максима) Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Я на курсе занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их, и мне стало нравиться сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому».
Подробнее об этом «неизмеримом», соединяющем дуэт артистов двух поколений — исполнителя роли Старика Анатолия Горячева и играющего Мальчика Владислава Ташбулатова, — говорится в пресс-релизе: «Старика и Мальчика в спектакле Ивана Шалаева разлучить не получится. Они связаны не только разговорами о бейсболе и великолепном Джо Ди Маджо, чемпионе из чемпионов, но и общей — врезавшейся в кожу до крови — бечевой. Леской, которую неумолимо и мощно тянет за собой Рыба, столь огромная и прекрасная, что смотреть на неё приходится, запрокинув голову в небо. Рыба заставляет Старика бороться с чёрными волнами и препираться с собственной, раненой и бесполезной, рукой, бегать по кругу и бешено приплясывать в надежде удержать добычу. Она заставляет в конце концов себя одолеть и убить только для того, чтобы весь триумф и радость победы разнесли в кровавые клочья жадные акулы. Среди всей этой напрасной и страшной борьбы маленькая выбившаяся из сил птичка опускается на туго натянутую рукой Мальчика бечёвку и, отдохнув, летит над чёрным полотнищем моря дальше – к берегу».
Иван Шалаев любит не только создавать визуально выразительные спектакли, но и представлять в них образ природных стихий — неслучайно его дипломной работой была постановка шекспировской «Бури». Образ воды, который был одним из центральных в той постановке (а сейчас, после трагической смерти его мастера, очевидно, обретающий и новые смыслы) был важен и для недавней премьеры Шалаева и его первой работы в родном Петербурге — спектакля «Белые ночи» в Театре имени Комиссаржевской.
«Старик в нашей истории проходит через те же этапы, что и Просперо в “Буре” Шекспира: отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце, — говорит Иван Шалаев. — Когда старик был мальчиком, он плавал к берегам Африки и по вечерам видел, как на отмель выходят львы. Для меня это и есть свет этой истории — юность, открытость миру, чудесам, сила без страха. Ты не боишься ничего — ни силы, ни величия, ни собственной уязвимости. Свет, к которому мы стремимся в этой истории, — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
«”Старик и море” — спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением, — сказано в анонсе. — Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа».
Помимо Ивана Шалаева — режиссёра, художника и автора инсценировки, — в постановочной команде спектакля художник по свету Нанна Шех, ассистент художника Варвара Бабошина и композитор Алия Гришель. Как хореограф над премьерой работает артист «Студии театрального искусства» Александр Николаев.
Источник: Театръ
Выпускник ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев зачастую работает над своими спектаклями не только как режиссёр, но и как художник. Камерный спектакль «Старик и море» не станет исключением. Шалаев рассказывает: «В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус — каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия (художников Александра) Шишкина, (Максима) Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Я на курсе занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их, и мне стало нравиться сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому».
Подробнее об этом «неизмеримом», соединяющем дуэт артистов двух поколений — исполнителя роли Старика Анатолия Горячева и играющего Мальчика Владислава Ташбулатова, — говорится в пресс-релизе: «Старика и Мальчика в спектакле Ивана Шалаева разлучить не получится. Они связаны не только разговорами о бейсболе и великолепном Джо Ди Маджо, чемпионе из чемпионов, но и общей — врезавшейся в кожу до крови — бечевой. Леской, которую неумолимо и мощно тянет за собой Рыба, столь огромная и прекрасная, что смотреть на неё приходится, запрокинув голову в небо. Рыба заставляет Старика бороться с чёрными волнами и препираться с собственной, раненой и бесполезной, рукой, бегать по кругу и бешено приплясывать в надежде удержать добычу. Она заставляет в конце концов себя одолеть и убить только для того, чтобы весь триумф и радость победы разнесли в кровавые клочья жадные акулы. Среди всей этой напрасной и страшной борьбы маленькая выбившаяся из сил птичка опускается на туго натянутую рукой Мальчика бечёвку и, отдохнув, летит над чёрным полотнищем моря дальше – к берегу».
Иван Шалаев любит не только создавать визуально выразительные спектакли, но и представлять в них образ природных стихий — неслучайно его дипломной работой была постановка шекспировской «Бури». Образ воды, который был одним из центральных в той постановке (а сейчас, после трагической смерти его мастера, очевидно, обретающий и новые смыслы) был важен и для недавней премьеры Шалаева и его первой работы в родном Петербурге — спектакля «Белые ночи» в Театре имени Комиссаржевской.
«Старик в нашей истории проходит через те же этапы, что и Просперо в “Буре” Шекспира: отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце, — говорит Иван Шалаев. — Когда старик был мальчиком, он плавал к берегам Африки и по вечерам видел, как на отмель выходят львы. Для меня это и есть свет этой истории — юность, открытость миру, чудесам, сила без страха. Ты не боишься ничего — ни силы, ни величия, ни собственной уязвимости. Свет, к которому мы стремимся в этой истории, — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
«”Старик и море” — спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением, — сказано в анонсе. — Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа».
Помимо Ивана Шалаева — режиссёра, художника и автора инсценировки, — в постановочной команде спектакля художник по свету Нанна Шех, ассистент художника Варвара Бабошина и композитор Алия Гришель. Как хореограф над премьерой работает артист «Студии театрального искусства» Александр Николаев.
Источник: Театръ
Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море»«ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019