Цыганов вызвал дух Фоменко
Под занавес театрального сезона в «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов поставил спектакль «Комедия о трагедии» на основе репетиций своего мастера Петра Фоменко, так и не поставившего драму Пушкина «Борис Годунов». Это не только оммаж Учителю, но своего рода завершение трилогии, начатой другими режиссерами с участием Цыганова как актера.
Читки «Бориса Годунова» начались в «Мастерской Петра Фоменко» зимой 2010–2011 годов и продолжались несколько недель. Затем Петр Наумович взял паузу, которая оказалась вечной. 9 августа 2012-го он умер. 13 июля, в театре отметили его несостоявшееся 90-летие, к которому и приготовили первый показ «Годунова». Можно только догадываться, каким он мог стать у Фоменко. А назвать спектакль он хотел «Комедией о трагедии Московского государства». Нам же предложена версия одного из его учеников, замахнувшегося на несостоявшийся замысел мастера и сделавшего его, по сути, главным героем.
С большого экрана, словно с небес, Петр Наумович смотрит на происходящее внизу на деревянном помосте, уклон которого меняется до тех пор, пока не возникнет неприступная стена, а в ее оконце не появится царь Борис. Фоменко скептически взирает на своих прямых учеников, тех, кого уже сам не учил, но кто как-то пытается продолжать его дело. На экране — рукописи мастера, а из динамиков слышен его голос. Своим присутствием на экране он напоминает о том, что никакого пафоса в спектакле быть не должно. Фоменко способен одной репликой сбить с актеров ненужную шелуху, говорит так, словно речь не о Марине Мнишек и Годунове, а о самых обычных людях.
Пушкина он любил, не раз обращался к его произведениям. Теперь Евгений Цыганов объединил вокруг себя актеров разных поколений, но «основоположников», тех, с кем начинался театр, на сцене нет, за исключением Карэна Бадалова, который тут и Пимен, и Pater, и Борис Годунов. Почти у каждого актера — несколько ролей. Ольга Бодрова, к примеру, играет Марину Мнишек, царевича Федора и Звонаря. Владислав Ташбулатов сосредоточен только на самозванце Гришке. А темнокожая красавица Стефани Елизавета Бурмакова в роли Ремарки напоминает о происхождении Пушкина.
На деревянном помосте толпятся актеры, изображая простой русский народ, ближний круг царя и Самозванца. Тут юродивый с огненными волосами, забитая баба с младенцем, казак с чубом, пьяница. Странный, надо сказать, народец. Да и вельможи, погрязшие во лжи и предательстве, производят впечатление дремучего, заспанного народа.
Спектакль идет больше трех часов. Мастер призывает с экрана не быть серьезными. Какими еще можно быть, наблюдая возню вокруг трона и человеческую глупость. Но первое действие, тяжелое и невеселое, оживает только в сцене у фонтана, когда появляется Ольга Бодрова. Ее Марина Мнишек словно сошла с полотен старых мастеров. Она мечтает о троне. А ее жаждет заполучить Самозванец, окончательно потерявший самообладание. Фоменко с экрана умеряет его пыл, ведь нельзя же так трепетать перед бабой. Он так и говорит — «бабой». Петр Наумович как редко кто умел разбирать тексты и спектакли. Он говорил только правду, умудряясь никого не обидеть, бывая в разных театрах страны. Феноменальное зрелище, просто школа жизни и критики.
Евгений Цыганов на сцене появится только на поклонах. Он не играет в своем спектакле, и это вдохновляет. Актеры, стремящиеся в режиссуру, часто делают это во имя того, чтобы получить роль, какой иначе не дождешься. А тут абсолютно другой случай. Складывается ощущение, что появлению «Комедии и трагедии» поспособствовали актерские опыты Цыганова в двух спектаклях о трагической судьбе художника. Это «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова, где он сыграл режиссера, который своими жестами, тем, как бросает портфель, своей резиновой маской напомнил Фоменко, хотя и других богов сцены тоже. Это и «Я — Сергей Образцов» в Театре кукол, осуществленный Екатериной Образцовой, где Евгений Цыганов сыграл своего дальнего родственника (мама Сергея Владимировича и прабабушка Евгения — родные сестры), отразив целый век русской жизни. В спектакле Крымова его герой палит из ружья по артистам, не в силах победить их пошлость, а потом истекает кровью по причине исчерпанности жизненных сил. Но великие не умирают. Они с нами навеки. Это подтвердил и почти спиритический сеанс с Фоменко.
Источник: «Московский комсомолец»
Читки «Бориса Годунова» начались в «Мастерской Петра Фоменко» зимой 2010–2011 годов и продолжались несколько недель. Затем Петр Наумович взял паузу, которая оказалась вечной. 9 августа 2012-го он умер. 13 июля, в театре отметили его несостоявшееся 90-летие, к которому и приготовили первый показ «Годунова». Можно только догадываться, каким он мог стать у Фоменко. А назвать спектакль он хотел «Комедией о трагедии Московского государства». Нам же предложена версия одного из его учеников, замахнувшегося на несостоявшийся замысел мастера и сделавшего его, по сути, главным героем.
С большого экрана, словно с небес, Петр Наумович смотрит на происходящее внизу на деревянном помосте, уклон которого меняется до тех пор, пока не возникнет неприступная стена, а в ее оконце не появится царь Борис. Фоменко скептически взирает на своих прямых учеников, тех, кого уже сам не учил, но кто как-то пытается продолжать его дело. На экране — рукописи мастера, а из динамиков слышен его голос. Своим присутствием на экране он напоминает о том, что никакого пафоса в спектакле быть не должно. Фоменко способен одной репликой сбить с актеров ненужную шелуху, говорит так, словно речь не о Марине Мнишек и Годунове, а о самых обычных людях.
Пушкина он любил, не раз обращался к его произведениям. Теперь Евгений Цыганов объединил вокруг себя актеров разных поколений, но «основоположников», тех, с кем начинался театр, на сцене нет, за исключением Карэна Бадалова, который тут и Пимен, и Pater, и Борис Годунов. Почти у каждого актера — несколько ролей. Ольга Бодрова, к примеру, играет Марину Мнишек, царевича Федора и Звонаря. Владислав Ташбулатов сосредоточен только на самозванце Гришке. А темнокожая красавица Стефани Елизавета Бурмакова в роли Ремарки напоминает о происхождении Пушкина.
На деревянном помосте толпятся актеры, изображая простой русский народ, ближний круг царя и Самозванца. Тут юродивый с огненными волосами, забитая баба с младенцем, казак с чубом, пьяница. Странный, надо сказать, народец. Да и вельможи, погрязшие во лжи и предательстве, производят впечатление дремучего, заспанного народа.
Спектакль идет больше трех часов. Мастер призывает с экрана не быть серьезными. Какими еще можно быть, наблюдая возню вокруг трона и человеческую глупость. Но первое действие, тяжелое и невеселое, оживает только в сцене у фонтана, когда появляется Ольга Бодрова. Ее Марина Мнишек словно сошла с полотен старых мастеров. Она мечтает о троне. А ее жаждет заполучить Самозванец, окончательно потерявший самообладание. Фоменко с экрана умеряет его пыл, ведь нельзя же так трепетать перед бабой. Он так и говорит — «бабой». Петр Наумович как редко кто умел разбирать тексты и спектакли. Он говорил только правду, умудряясь никого не обидеть, бывая в разных театрах страны. Феноменальное зрелище, просто школа жизни и критики.
Евгений Цыганов на сцене появится только на поклонах. Он не играет в своем спектакле, и это вдохновляет. Актеры, стремящиеся в режиссуру, часто делают это во имя того, чтобы получить роль, какой иначе не дождешься. А тут абсолютно другой случай. Складывается ощущение, что появлению «Комедии и трагедии» поспособствовали актерские опыты Цыганова в двух спектаклях о трагической судьбе художника. Это «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова, где он сыграл режиссера, который своими жестами, тем, как бросает портфель, своей резиновой маской напомнил Фоменко, хотя и других богов сцены тоже. Это и «Я — Сергей Образцов» в Театре кукол, осуществленный Екатериной Образцовой, где Евгений Цыганов сыграл своего дальнего родственника (мама Сергея Владимировича и прабабушка Евгения — родные сестры), отразив целый век русской жизни. В спектакле Крымова его герой палит из ружья по артистам, не в силах победить их пошлость, а потом истекает кровью по причине исчерпанности жизненных сил. Но великие не умирают. Они с нами навеки. Это подтвердил и почти спиритический сеанс с Фоменко.
Источник: «Московский комсомолец»
Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021