В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по Гоголю
8 и 9 февраля на Новой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Евгения Каменьковича «Совершенно Невероятное Событие» по гоголевской «Женитьбе».
Для «Мастерской» будущий спектакль станет первой премьерой большой формы в сезоне 2023—2024, а для Каменьковича — первой после большого перерыва (и вообще нечастой в последние годы) постановкой пьесы. Напомним, предыдущий спектакль худрука «Мастерской», «Двадцать третий», был основан на романе Ремарка «Чёрный обелиск», а в числе других его недавних постановок на этой сцене — «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова и «Доктор Живаго» по одноимённому роману Пастернака. Участники трёх этих спектаклей будут заняты и в «Совершенно Невероятном Событии»: Подколёсина и Агафью Тихоновну сыграют Иван Вакуленко и Ольга Бодрова — Юрий Живаго и Лара из «Доктора Живаго», — а Кочкарёва — исполнитель главной роли в «Двадцать третьем» Юрий Буторин.
Гоголь — не самый характерный для Каменьковича автор, хотя к «Женитьбе» он уже обращался: в 2007 году создал для «Радио Культура» аудиопостановку этой пьесы с участием актёров «Мастерской Фоменко». Любопытно, что сыгравшая в том спектакле сваху Мадлен Джабраилова вернётся к этой роли в предстоящей премьере. Из других участников «Женитьбы» в «Совершенно Невероятном Событии» занят Василий Фирсов — в записи он исполнил роль слуги Подколёсина Степана, а на сцене «Мастерской» в очередь с Алексеем Колубковым будет играть Яичницу. Помимо перечисленных, в «Совершенно Невероятном Событии» заняты Томас Моцкус (Анучкин), Степан Пьянков (Жевакин), Виталий Метлин (Стариков), Борис Яновский (Степан), Елизавета Бойко (Арина Пантелеймоновна), Екатерина Новокрещёнова и Александра Кесельман (Дуняшка).
В пресс-релизе «женитьбы в двух действиях», как обозначен жанр премьеры, театр напоминает о странной природе гоголевской комедии, которую современники посчитали не смешной и в целом приняли весьма прохладно. Традиционная тема смотрин и сватовства в «Женитьбе» «оборачивается прекрасно нелепой и абсолютно абсурдной буффонадой, абракадаброй, карнавалом… всё в ней оказывается перевёрнутым, всё наоборот». Для создателей постановки важно, что пьеса Гоголя появилась одновременно с необычной новинкой — петербургским фотоателье, где делали дагерротипные портреты: «Не остались в стороне от новомодного увлечения и герои спектакля „Совершенно невероятное событие“. Портреты потенциальных женихов — на фоне буколического пейзажа или в образе лихого наездника — наполняют дом очаровательной Агафьи Тихоновны. Перебирая своеобразное „портфолио“, разборчивая невеста пытается сделать свой выбор». Вместе с режиссёром этот «перевёрнутый» мир с дагерротипами создавали художник Ирина Корина, художник по костюмам Мария Боровская, художник по свету Владислав Фролов, автор музыкального оформления Герман Бескедов и фотограф Иван Михайловский.
А о том, чем сейчас интересна гоголевская «Женитьба» и в какую реальность помещены герои спектакля, нашей редакции рассказала исполнительница роли Агафьи Тихоновны Ольга Бодрова:
«Наверное, то новое и наше, что мы стараемся найти в этой хрестоматийной истории, — живые, уязвимые люди. Лично мне кажется, что „Женитьба“ — очень смешная и трогательная пьеса, но при этом не хочется застрять в юморе 19-го века. Поэтому мы пытаемся сделать всю историю тоньше, легче и ближе к нам. Трансформировать юмор Гоголя, как бы перевести его на наш язык — более скоростной, более многослойный. Ведь и проблема женитьбы сейчас не возникает всерьёз, многие спокойно живут без этого. А мы пытаемся исследовать, можно ли жить без любви… и почему, и как — без неё и с ней. Такая лаборатория чувств очень искренних и честных людей, каждый из которых ищет своё счастье. Я бы назвала этот жанр — психологический фарс. И главным принципом игры здесь для нас оказалось, как ни банально, — быть друг с другом. Не играть комедию на потеху зрителю, а исследовать друг друга через персонажей.
Визуальное решение — это два мира. Первый — холостяцкий мир Подколёсина, состоящий из петербургского гранитного льва, который ему „и дом, и родина, и семья“, — помещается перед занавесом на авансцене. Второй мир — женское царство, купеческий дом Купердягиных, где живёт невеста. У нас этот мир яркий, пёстрый, живой и дышащий: снуют, бегают женщины, множество предметов двигается, катается — и создаёт ощущение трепещущего дома в ожидании свадьбы. А моя Агафья — это огромное распахнутое сердце, которое, безусловно, ищет любви. Настоящей, захватывающей. И, по правде сказать, она готова в своём сердце поместить всех кандидатов — но, как птица, летит навстречу судьбе, прислушивается к ней.
А Гоголь в нашем спектакле будто помогает персонажам: иногда подыгрывает, иногда подсмеивается. Таким образом возникают объём и воздух. Интересно „вскрывать“ гоголевскую мистику, которая сопровождает обычную жизнь, бытовые хлопоты… А время у нас очень условное — любимое Каменьковичем „театральное безвременье“. Он, кстати, сказал год назад, что, как ему думается, в трудные времена надо делать комедию. А конкретное название возникло сперва чуть ли не как шутка. Но если бы меня спросили, зачем сейчас ставить „Женитьбу“, я бы, наверное, ответила — потому что она про каждого из нас, про поиск любви. И в её сюжетной незамысловатости обнаруживается множество человеческих и чувственных нюансов».
Источник: «Театръ»
Для «Мастерской» будущий спектакль станет первой премьерой большой формы в сезоне 2023—2024, а для Каменьковича — первой после большого перерыва (и вообще нечастой в последние годы) постановкой пьесы. Напомним, предыдущий спектакль худрука «Мастерской», «Двадцать третий», был основан на романе Ремарка «Чёрный обелиск», а в числе других его недавних постановок на этой сцене — «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова и «Доктор Живаго» по одноимённому роману Пастернака. Участники трёх этих спектаклей будут заняты и в «Совершенно Невероятном Событии»: Подколёсина и Агафью Тихоновну сыграют Иван Вакуленко и Ольга Бодрова — Юрий Живаго и Лара из «Доктора Живаго», — а Кочкарёва — исполнитель главной роли в «Двадцать третьем» Юрий Буторин.
Гоголь — не самый характерный для Каменьковича автор, хотя к «Женитьбе» он уже обращался: в 2007 году создал для «Радио Культура» аудиопостановку этой пьесы с участием актёров «Мастерской Фоменко». Любопытно, что сыгравшая в том спектакле сваху Мадлен Джабраилова вернётся к этой роли в предстоящей премьере. Из других участников «Женитьбы» в «Совершенно Невероятном Событии» занят Василий Фирсов — в записи он исполнил роль слуги Подколёсина Степана, а на сцене «Мастерской» в очередь с Алексеем Колубковым будет играть Яичницу. Помимо перечисленных, в «Совершенно Невероятном Событии» заняты Томас Моцкус (Анучкин), Степан Пьянков (Жевакин), Виталий Метлин (Стариков), Борис Яновский (Степан), Елизавета Бойко (Арина Пантелеймоновна), Екатерина Новокрещёнова и Александра Кесельман (Дуняшка).
В пресс-релизе «женитьбы в двух действиях», как обозначен жанр премьеры, театр напоминает о странной природе гоголевской комедии, которую современники посчитали не смешной и в целом приняли весьма прохладно. Традиционная тема смотрин и сватовства в «Женитьбе» «оборачивается прекрасно нелепой и абсолютно абсурдной буффонадой, абракадаброй, карнавалом… всё в ней оказывается перевёрнутым, всё наоборот». Для создателей постановки важно, что пьеса Гоголя появилась одновременно с необычной новинкой — петербургским фотоателье, где делали дагерротипные портреты: «Не остались в стороне от новомодного увлечения и герои спектакля „Совершенно невероятное событие“. Портреты потенциальных женихов — на фоне буколического пейзажа или в образе лихого наездника — наполняют дом очаровательной Агафьи Тихоновны. Перебирая своеобразное „портфолио“, разборчивая невеста пытается сделать свой выбор». Вместе с режиссёром этот «перевёрнутый» мир с дагерротипами создавали художник Ирина Корина, художник по костюмам Мария Боровская, художник по свету Владислав Фролов, автор музыкального оформления Герман Бескедов и фотограф Иван Михайловский.
А о том, чем сейчас интересна гоголевская «Женитьба» и в какую реальность помещены герои спектакля, нашей редакции рассказала исполнительница роли Агафьи Тихоновны Ольга Бодрова:
«Наверное, то новое и наше, что мы стараемся найти в этой хрестоматийной истории, — живые, уязвимые люди. Лично мне кажется, что „Женитьба“ — очень смешная и трогательная пьеса, но при этом не хочется застрять в юморе 19-го века. Поэтому мы пытаемся сделать всю историю тоньше, легче и ближе к нам. Трансформировать юмор Гоголя, как бы перевести его на наш язык — более скоростной, более многослойный. Ведь и проблема женитьбы сейчас не возникает всерьёз, многие спокойно живут без этого. А мы пытаемся исследовать, можно ли жить без любви… и почему, и как — без неё и с ней. Такая лаборатория чувств очень искренних и честных людей, каждый из которых ищет своё счастье. Я бы назвала этот жанр — психологический фарс. И главным принципом игры здесь для нас оказалось, как ни банально, — быть друг с другом. Не играть комедию на потеху зрителю, а исследовать друг друга через персонажей.
Визуальное решение — это два мира. Первый — холостяцкий мир Подколёсина, состоящий из петербургского гранитного льва, который ему „и дом, и родина, и семья“, — помещается перед занавесом на авансцене. Второй мир — женское царство, купеческий дом Купердягиных, где живёт невеста. У нас этот мир яркий, пёстрый, живой и дышащий: снуют, бегают женщины, множество предметов двигается, катается — и создаёт ощущение трепещущего дома в ожидании свадьбы. А моя Агафья — это огромное распахнутое сердце, которое, безусловно, ищет любви. Настоящей, захватывающей. И, по правде сказать, она готова в своём сердце поместить всех кандидатов — но, как птица, летит навстречу судьбе, прислушивается к ней.
А Гоголь в нашем спектакле будто помогает персонажам: иногда подыгрывает, иногда подсмеивается. Таким образом возникают объём и воздух. Интересно „вскрывать“ гоголевскую мистику, которая сопровождает обычную жизнь, бытовые хлопоты… А время у нас очень условное — любимое Каменьковичем „театральное безвременье“. Он, кстати, сказал год назад, что, как ему думается, в трудные времена надо делать комедию. А конкретное название возникло сперва чуть ли не как шутка. Но если бы меня спросили, зачем сейчас ставить „Женитьбу“, я бы, наверное, ответила — потому что она про каждого из нас, про поиск любви. И в её сюжетной незамысловатости обнаруживается множество человеческих и чувственных нюансов».
Источник: «Театръ»
Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021