Наполеон уже не торт
Гоголевская «Женитьба» известна театралам уже в стольких сценических интерпретациях, что очередную премьеру идут смотреть с ожиданием: что нового? Как режиссёр видит историю Подколесина и Агафьи Тихоновны, которых тщится поженить Кочкарев, как трактует мотивировки героев, как выстроит череду женихов, каков будет жанр: трагедия, комедия, притча и т.д.? Этой зимой «Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в 2-х действиях)» пополнило афишу Новой сцены Мастерской Петра Фоменко.
Евгений Каменькович при участии занятых в спектакле Юрия Буторина, Мадлен Джабраиловой и Ивана Вакуленко представил классическую пьесу в водевильном почти духе, сделав акцент на комизм характеров и ситуаций. Но водевильность эта замешена и взошла на закваске петербургского романтизма, по-особому усвоенного героями пьесы.
Вот сам Подколесин в исполнении Ивана Вакуленко – «надворный советник тот же полковник»: так он о себе понимает, и это ключ. Это замкнутый холодный чинуша высокого чина и ещё более высокого о себе мнения. Петербургский барин, едва ли не Онегин внешне, в туалетах изысканных силуэтов и оттенков серого (костюмы авторства Марии Боровской).
Серая наполеоновская двууголка – деталь, которая определяет и его образ, и стиль его взаимоотношений с Кочкаревым. Примеряя её на голову, закладывая ладонь за пазуху, он выступает тем, кем хочет казаться: человеком на голову выше прочих. «Мы все глядим в Наполеоны», – говорит весь его облик. С его поступками и текстом эта поза вступает, разумеется, в комический конфликт. Но Кочкарев этого не замечает, для него в друге нет недостатков. У Юрия Буторина Кочкарев – пылкий кудрявый пиит в крылатке, не потому, что пишет стихи, а потому, что неистово подражает горячности пушкинских дружб и цитирует пушкинские строки через слово. В Подколесина он буквально влюблён и, как у Пушкина, «предаётся безусловно любви, как милое дитя». Для него друг – окутанная романтическим флёром фигура наполеоновских очертаний, так он обманываться рад. Влетает купидоном к нему в огромное венецианское окно, целует друга в плечико, то укутывает его пледом, то усаживает на стоящего тут же бронзового коня (на секунду абрис его напомнит Медного всадника). Кочкарев рад восторженно служить великому человеку, какового видит в ничтожном Подколесине – так его собственная жалкая и горькая жизнь обретает значительность, отсветы смысла и душевного огня.
Сценографию сочинила Ирина Корина. Приметы классического Петербурга, который в русской культуре столько же город, сколько текст, здесь как бы приспособлены под мещанство, под жизнь людей, которым он слегка не по размеру и и не уму.
На условном гранитном льве разваливаются, как на диване, и даже ездят, как Емеля на печи. Литые узорные ограды, конные статуи, каменные парапеты, балюстрады и вазоны тут превращены почти в мебель, на них опираются, залезают; они снижены до быта и интерьера, нужны как антураж, как фон в фотоателье – такой же, как нарисованные виды Рима перед треногой фотографа. Это удобный декор для романтических свиданий: все балюстрады и вазоны вывозят, подчёркивая их утилитарную декоративность, в сцене беседы Подколесина с Агафьей; на ажурном мостике она катается по сцене, скользя видением перед женихами.
Фотоателье Купердягиных – это и есть фамильное дело купца, которое по наследству тянет его дочь Агафья с молодой важничающей тётушкой (Елизавета Бойко) и быстрой, как бесёнок, смешной Дуняшкой (Екатерина Новокрещенова). Трепеща воланами на белом лёгком платье, рыжая розощекая простодушная Агафья ждёт жениха, мечтает и стыдится. Её грёзы тоже литературного происхождения: она видит себя и жениха увитых виноградными лозами, в подобии Эдема. Тётушка недалеко ушла от племянницы в возрасте и женском опыте, поэтому также азартна и беспомощна в матримониальном деле. Ещё меньше толку от свахи: Фёкла Ивановна у Мадлен Джабраиловой – чистая клоунесса. Худенькая, проворная, в седеньком паричке, со связкой баранок на шее, с целым саквояжем чудес, откуда каждый предмет вынимает с ликующей торжественностью, и вечной, ни от чего не пропадающей с лица улыбкой человека, счастливого всем: свободной минутой, чашкой чая, почтительным ли разговором и своей нужностью или, наоборот, руганью, угрозами и возможностью побегать и попрятаться совсем как в детских догонялках. Она словно игла прошивает разные миры, женский и мужской, снуя здесь и там, но никакого результата действия её не имеют: это ковёрный, который за что ни возьмётся – все провалит на потеху публике, и сбежит, боясь тумаков.
Вот Кочкарев из всех вокруг и покажется Агафье самым надёжным – он с ней включает отцовский тон, она доверчиво исповедуется ему и с готовностью слушается. И в этом вдруг проступает сиротство: не было у неё никогда настоящей отеческой заботы. Над бабьим царством драпировок, магниевых фотовспышек, нарядных рисованных пейзажей висит огромный жестяной кулак – то и дело падающая с грохотом вывеска ателье, явно намекающая на тяжёлую руку его основателя, которой он и «усахарил» матушку Агафьи. И по тому, как вздрагивают все обитательницы, ясно, что и им доставалось.
А что же женихи?
Яичница у Василия Фирсова – здоровенный лысый бандит, разговаривает с междометием «нна», карманным аршином обмеряет имущество невесты. Представляется экзекутором с такой угрожающей значительностью, словно это не начальник отдела, а заплечных дел мастер.
Анучкин у Томаса Моцкуса – плюгавенький, сутулый, на зыбких ножках, отчаянно и жалко выкрикивающий свои мечты, чтоб невеста по-французски знала. И, наконец, Жевакин у Степана Пьянкова – обаятельный бонвиван, по свободе и живости общения судя, явно знавший лучшие времена и общество. Именно ему отдан настоящий романтический мотив – с его мечтами, мгновенной влюблённостью, когда седой человек, сияя, враз помолодев, кружится по сцене с красной розой в руках, в упоенном предвкушении счастья, и так щемяще гаснет, обманутый в лучших чувствах. Изгнанный без объяснений, он проживает в нескольких словах всю судьбу, за минуту представив жизнь, полную разочарований и неизбывного одиночества.
Но одиночество – общий итог, судьба каждого. Прыжок Подколесина в окно, небрежный, почти кокетливый, как перескок, в услужливо опустившуюся к полу белую французскую раму, обнуляет все надежды, разрушает не иллюзии даже, а саму жизнь во всех её смешных, мещанских, человеческих подробностях. И вот сцена пуста и безвидна, на первом плане – нарядно накрытый стол, за который никто так и не сядет, а поникшая, ссутулившаяся Агафья уходит от зрителя молча в тёмную глубину. Ликует и выплясывает не без злорадства лишь один – ражий дикий старичина в красных сапогах и кушаке, купец Стариков (Виталий Метлин). Ему, внушавшему Агафье брезгливый ужас, такому же самодуру, как покойный папенька, она теперь и достанется.
Источник: Театръ
Евгений Каменькович при участии занятых в спектакле Юрия Буторина, Мадлен Джабраиловой и Ивана Вакуленко представил классическую пьесу в водевильном почти духе, сделав акцент на комизм характеров и ситуаций. Но водевильность эта замешена и взошла на закваске петербургского романтизма, по-особому усвоенного героями пьесы.
Вот сам Подколесин в исполнении Ивана Вакуленко – «надворный советник тот же полковник»: так он о себе понимает, и это ключ. Это замкнутый холодный чинуша высокого чина и ещё более высокого о себе мнения. Петербургский барин, едва ли не Онегин внешне, в туалетах изысканных силуэтов и оттенков серого (костюмы авторства Марии Боровской).
Серая наполеоновская двууголка – деталь, которая определяет и его образ, и стиль его взаимоотношений с Кочкаревым. Примеряя её на голову, закладывая ладонь за пазуху, он выступает тем, кем хочет казаться: человеком на голову выше прочих. «Мы все глядим в Наполеоны», – говорит весь его облик. С его поступками и текстом эта поза вступает, разумеется, в комический конфликт. Но Кочкарев этого не замечает, для него в друге нет недостатков. У Юрия Буторина Кочкарев – пылкий кудрявый пиит в крылатке, не потому, что пишет стихи, а потому, что неистово подражает горячности пушкинских дружб и цитирует пушкинские строки через слово. В Подколесина он буквально влюблён и, как у Пушкина, «предаётся безусловно любви, как милое дитя». Для него друг – окутанная романтическим флёром фигура наполеоновских очертаний, так он обманываться рад. Влетает купидоном к нему в огромное венецианское окно, целует друга в плечико, то укутывает его пледом, то усаживает на стоящего тут же бронзового коня (на секунду абрис его напомнит Медного всадника). Кочкарев рад восторженно служить великому человеку, какового видит в ничтожном Подколесине – так его собственная жалкая и горькая жизнь обретает значительность, отсветы смысла и душевного огня.
Сценографию сочинила Ирина Корина. Приметы классического Петербурга, который в русской культуре столько же город, сколько текст, здесь как бы приспособлены под мещанство, под жизнь людей, которым он слегка не по размеру и и не уму.
На условном гранитном льве разваливаются, как на диване, и даже ездят, как Емеля на печи. Литые узорные ограды, конные статуи, каменные парапеты, балюстрады и вазоны тут превращены почти в мебель, на них опираются, залезают; они снижены до быта и интерьера, нужны как антураж, как фон в фотоателье – такой же, как нарисованные виды Рима перед треногой фотографа. Это удобный декор для романтических свиданий: все балюстрады и вазоны вывозят, подчёркивая их утилитарную декоративность, в сцене беседы Подколесина с Агафьей; на ажурном мостике она катается по сцене, скользя видением перед женихами.
Фотоателье Купердягиных – это и есть фамильное дело купца, которое по наследству тянет его дочь Агафья с молодой важничающей тётушкой (Елизавета Бойко) и быстрой, как бесёнок, смешной Дуняшкой (Екатерина Новокрещенова). Трепеща воланами на белом лёгком платье, рыжая розощекая простодушная Агафья ждёт жениха, мечтает и стыдится. Её грёзы тоже литературного происхождения: она видит себя и жениха увитых виноградными лозами, в подобии Эдема. Тётушка недалеко ушла от племянницы в возрасте и женском опыте, поэтому также азартна и беспомощна в матримониальном деле. Ещё меньше толку от свахи: Фёкла Ивановна у Мадлен Джабраиловой – чистая клоунесса. Худенькая, проворная, в седеньком паричке, со связкой баранок на шее, с целым саквояжем чудес, откуда каждый предмет вынимает с ликующей торжественностью, и вечной, ни от чего не пропадающей с лица улыбкой человека, счастливого всем: свободной минутой, чашкой чая, почтительным ли разговором и своей нужностью или, наоборот, руганью, угрозами и возможностью побегать и попрятаться совсем как в детских догонялках. Она словно игла прошивает разные миры, женский и мужской, снуя здесь и там, но никакого результата действия её не имеют: это ковёрный, который за что ни возьмётся – все провалит на потеху публике, и сбежит, боясь тумаков.
Вот Кочкарев из всех вокруг и покажется Агафье самым надёжным – он с ней включает отцовский тон, она доверчиво исповедуется ему и с готовностью слушается. И в этом вдруг проступает сиротство: не было у неё никогда настоящей отеческой заботы. Над бабьим царством драпировок, магниевых фотовспышек, нарядных рисованных пейзажей висит огромный жестяной кулак – то и дело падающая с грохотом вывеска ателье, явно намекающая на тяжёлую руку его основателя, которой он и «усахарил» матушку Агафьи. И по тому, как вздрагивают все обитательницы, ясно, что и им доставалось.
А что же женихи?
Яичница у Василия Фирсова – здоровенный лысый бандит, разговаривает с междометием «нна», карманным аршином обмеряет имущество невесты. Представляется экзекутором с такой угрожающей значительностью, словно это не начальник отдела, а заплечных дел мастер.
Анучкин у Томаса Моцкуса – плюгавенький, сутулый, на зыбких ножках, отчаянно и жалко выкрикивающий свои мечты, чтоб невеста по-французски знала. И, наконец, Жевакин у Степана Пьянкова – обаятельный бонвиван, по свободе и живости общения судя, явно знавший лучшие времена и общество. Именно ему отдан настоящий романтический мотив – с его мечтами, мгновенной влюблённостью, когда седой человек, сияя, враз помолодев, кружится по сцене с красной розой в руках, в упоенном предвкушении счастья, и так щемяще гаснет, обманутый в лучших чувствах. Изгнанный без объяснений, он проживает в нескольких словах всю судьбу, за минуту представив жизнь, полную разочарований и неизбывного одиночества.
Но одиночество – общий итог, судьба каждого. Прыжок Подколесина в окно, небрежный, почти кокетливый, как перескок, в услужливо опустившуюся к полу белую французскую раму, обнуляет все надежды, разрушает не иллюзии даже, а саму жизнь во всех её смешных, мещанских, человеческих подробностях. И вот сцена пуста и безвидна, на первом плане – нарядно накрытый стол, за который никто так и не сядет, а поникшая, ссутулившаяся Агафья уходит от зрителя молча в тёмную глубину. Ликует и выплясывает не без злорадства лишь один – ражий дикий старичина в красных сапогах и кушаке, купец Стариков (Виталий Метлин). Ему, внушавшему Агафье брезгливый ужас, такому же самодуру, как покойный папенька, она теперь и достанется.
Источник: Театръ
Наталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021