RuEn

История о серой мышке и черной зависти

Двойная роль для Ирины Евдокимовой

Театр Елены Камбуровой недаром называется «Театром поэзии и музыки». Слово и драматическое действие, актерская игра и пение, виртуозные соло музыкантов-инструменталистов и монологи героев древнегреческих трагедий — все это создает полижанровый сплав. Во многих случаях музыка — основа. На песнях Окуджавы построены «Капли датского короля», на балладах Жака Бреля — спектакль «Здравствуйте, Жак Брель!», на четырех Lieder Шумана и одиннадцати Шуберта, в контрапункте с барочной полифонией, Малером, песнями «Битлз», джазом и ритмами фламенко — «P. S. Грезы┘».
Атмосфера и география пушкинских «Цыган» (Россия, Балканы, Восточная Европа) подсказали звуковое решение «Счастливых дорог», в которых звучат молдавские, русские, украинские, цыганские, македонские и словацкие народные песни и романсы.
«Абсент» — гремучая смесь кабаретного шансона и утонченных шедевров Клода Дебюсси, Габриеля Форе и Мориса Равеля.
Почти во всех этих спектаклях участвуют четыре молодые артистки, камерный мини-хор, составленный из голосов Ирины Евдокимовой, Елены Веремеенко, Анны Комовой и Елены Прониной. Филигранно поющая высокопрофессиональная четверка.
У каждой — свое амплуа: Пронина простодушна, Веремеенко кокетлива, а Комова инфернальна. Евдокимова — драматична.
Она, собственно, и есть драматическая актриса: играла в МТЮЗе, антрепризе Сергея Виноградова, театре «Третье направление». Новая работа Театра Камбуровой «Никто» — это «соло» Ирины Евдокимовой, моноспектакль с музыкой.
Евдокимова читает текст, музицирует на рояле, поет. Свободно движется по крошечному театральному пространству, взлетает с паркета на второй и третий уровни сцены, танцует. Живет в образе.
А образ этот непростой. Как и избранный для спектакля материал. Постановщик — петербургский режиссер Владимир Михельсон. Его называют перелетной птицей. Начинал как актер в театре «Фарсы», был главным режиссером экспериментального театра «Особняк», преподавал в Театральной академии. Сейчас ставит финскоязычные пьесы в Петрозаводске. Колесит по СНГ, дает мастер-классы. Залетел в камбуровский театр. И выбрал для своей первой постановки раритет: повесть Нины Берберовой «Аккомпаниаторша». Эта небольшая по размеру вещица мало кому из широкой публики известна. Вещь жесткая, местами трагическая. «Психологическое подполье», драма с элементами детектива. Что-то от Достоевского, еще больше от психологической прозы Стефана Цвейга. Еще один отголосок литературы Серебряного века. В Театре Камбуровой «Аккомпаниаторша» переименована в «Никто». Никто — это бесцветная, завистливая главная героиня Сонечка Антоновская┘
«┘Мне было 18 лет. Я кончила консерваторию. Я не была ни умна, ни красива: у меня не было ни дорогих платьев, ни выдающегося таланта. Я ничего из себя не представляла┘ Случайная работа на музыкальных вечерах, на заводах и в клубах. Ночь напролет — за мыло и сало — я играла танцы┘» Берберова блестяще воссоздает холодную и голодную обстановку петроградской зимы 1919 года┘
Ее героине неожиданно везет. Знаменитая певица Мария Николаевна Травина нуждается в пианисте-концертмейстере. Вот обстоятельства их знакомства. «┘Огромный дом на Фурштатской. Стучу в дверь. Звоню. Открывает горничная в наколке и туфельках. Тепло! Кафельная печка. Ковры, занавески. Живые цветы┘ Травина — высокого роста. Красивое лицо, улыбка неизъяснимой прелести. Черные, с зеленым отливом глаза. У меня глаза светлые, лицо треугольное, скуластое, зубы мелкие и редкие. .. Принесла и положила на тарелку ломтики белого хлеба, намазанные маслом, покрытые ветчиной и сыром. Я ела, ела, ела┘»
Сонечка становится своей в семье Марии Николаевны и ее мужа Павла Федоровича. Аккомпанирует певице на концертах, сопровождает ее на светские приемы. «На каком-то ужине она должна была сидеть рядом с Луначарским. В последнюю минуту посадила меня вместо себя┘»
Случайно Сонечка узнает тайну своей благодетельницы — у Травиной тщательно скрываемый роман с таинственным Андреем Григорьевичем Бером. Письма, телефонные звонки, редкие встречи. Отогретая, обласканная оперной дивой Сонечка начинает верно служить Травиной. Чтобы потом — уже после приезда за границу, в Париж — предать. Почему, за что? А за то, что «она одна, а таких, как я, — тысячи. За то, что мне не идут ее перешитые платья. За то, что она не знает, что такое бедность и стыд, за то, что она любит, — а я даже не понимаю, что это такое!.. Предать ее - со всей ее красотой и голосом, доказать, что есть вещи, которые могут заставить ее плакать!» Озлобленный «маленький человек», серая мышка, завидующая черной завистью чужой славе, чужой красоте, чужому счастью, чужой любви. Ненавистная Травина счастлива даже с нелюбимым мужем, у нее поклонник. Именно с этой стороны Сонечка решает нанести удар. У нее ведь тоже был ухажер и даже возможный супруг. Мария Николаевна его высмеяла, с замужеством ничего не получилось, зато появился еще один повод для мести.
Ирина Евдокимова играет обеих героинь — оперную певицу и ее аккомпаниаторшу. Она создана для этой двойной роли: неплохо играет на рояле и превосходно поет. Сильное, богатое обертонами лирическое сопрано. Огромное по диапазону: в некоторых эпизодах слышен как бы другой голос — блистательная колоратура, а в некоторых даже и третий — бархатное меццо. Всему этому Евдокимова научилась в Гнесинском музыкальном училище, которое закончила по отделению музыкального театра (ее педагогами были мхатовец Юрий Щербатов и вахтанговка Флора Нерсесова, а педагогом по вокалу — Татьяна Лошманова). Правда, танцами Ирина специально не занималась. Балетность, выразительность жестов, гибкая пластика — это природная одаренность.
«Аккомпаниаторша» пронизана музыкой. В самом начале, когда зритель впервые знакомится с Сонечкой Антоновской, звучит сюита для виолончели соло Баха, благородные, мудрые, отрешенные от земной суеты звуки (запись Мстислава Ростроповича). В следующем эпизоде — трио Шостаковича для фортепиано, скрипки и виолончели. Жесткая, даже страшная «пляска смерти». Трагизм, боль, отчаяние. Шостакович прозвучит на протяжении моноспектакля еще несколько раз, интонации трио станут музыкальным лейтмотивом пьесы. Вторая доминанта спектакля — Равель, медленный вальсовый мотив из фортепианного концерта G-dur (запись Артуро Бенедетти Микеланджели). Музыка божественно красивая, очень медленная, углубленная в себя, холодноватая, с диссонантными обострениями.
Прочие музыкальные цитаты иллюстративны. Так, один из персонажей — некий вундеркинд-композитор Митенька (не на молодого ли Шостаковича намекает Берберова?) «┘был как бы проводником сумбурных звуков, которые через него рвались из небытия в действительность. Поступив в класс композиции, он удивил всех своей левизной и революционностью┘». На несколько тактов включаются авангардные звучания Альфреда Шнитке┘ Далее говорится о баритоне, блиставшем в «Иоланте», — и тут же раздается «Кто сможет сравниться с Матильдой моей!». Фраза о замужестве сопровождается цитатой из «Свадебного марша» Мендельсона, прибытие в Париж — мелодией французской шансонетки.
В другом эпизоде из повести Берберовой речь идет о концерте, на котором Травина поет «Жаворонка» Глинки. Аккомпанемент рояля слышен из-за сцены в записи (играет один из соавторов подобранной к спектаклю музыки: Олег Синкин); героиня, в данном случае Ирина Евдокимова, поет «вживую»┘ Ветер песенку несет, а кому — не знает┘ Но мелодия прерывается, мы слышим текст Берберовой: «Вдруг, в первом ряду, я увидела Бера. Он был бледен, как его белая фрачная грудь┘ Нас было теперь трое. Я взяла первый аккорд. Мария Николаевна смотрела поверх зала, но я угадала, что она знает, что он здесь┘»
┘Финал драмы. Мечта «мышки» — отомстить! — осуществилась. Правда, только наполовину. Павел Федорович застрелился, Мария Николаевна в Америке — замужем за Андреем Григорьевичем. Посылает Сонечке письма с вырезками о себе и деньги. Сонечкина мама умерла, в Россию маленькая завистливая серая мышка не вернулась.
В конце мая — концерт Ирины Евдокимовой по стихам, письмам и прозе Бунина и романсам Рахманинова на его стихи.

×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности