Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"
Полина Агуреева рассказала о том, чем Лариса Огудалова похожа на Веру из фильма «Эйфория»
«Мастерская Фоменко» открывает новое здание премьерой «Бесприданницы». Исполнительница главной роли Полина Агуреева рассказала о том, чем Лариса Огудалова похожа на Веру из фильма «Эйфория».
Агуреевых как бы две. Одна «солнечный зайчик» «Мастерской Фоменко». Вечно юная, бесконечно обаятельная, она игриво порхает по сцене то радостной Наташей Ростовой, то кокетливой Настенькой в «Белых ночах», то абсолютно счастливой Полиной из «Одной абсолютно счастливой деревни». Другая в спектаклях и фильмах Ивана Вырыпаева: накрытая страстью с головой молчаливая Вера в «Эйфории» или красавица, роняющая с полудетских уст жуткий монолог престарелого маньяка-людоеда в «Июле». Теперь Полина Агуреева играет Ларису Огудалову роль, которая может вобрать в себя обе эти ипостаси.
О планах поставить «Бесприданницу» с вами Петр Фоменко говорил уже несколько лет назад. За это время столько всего произошло: «Эйфория», «Июль», сын у вас родился. Как это повлияло на роль Ларисы?
Конечно, любое событие в жизни меняет тебя по-человечески, но на образ это влияет как-то косвенно, не напрямую. Смысл это данность. Важно, насколько глубоко ты его почувствовал. И если почувствовал, то это как откровение. «Бесприданница» мне крайне дорога у Островского. Она у него самая языческая. Я понимаю, почему его называют русским Шекспиром. В этой пьесе много трагического, много языческих подлинных страстей. Мне хотелось бы, чтобы в моей героине чувствовались и язычество, и трагизм. Но сделать это очень трудно.
Что для вас язычество?
Это когда человек идет за своим страстным импульсом. Но Лариса свой и чужой страстный импульс наделяет духовным содержанием. На этом она и погорела, потому что ее окружают люди, которые следуют за импульсом, а не за содержанием. Проходит импульс исчезает и содержание. У Островского Лариса просто гениальные слова в финале говорит: «Да я не хочу мешать никому. Живите, живите все. Вам надо жить, а мне надо умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. Вы все хорошие люди. Я вас всех люблю». Это не экстатические слова. Мне это близко.И я вот это хотела бы сыграть. Меня это трогает.
Так в этом смысле ваша Вера из «Эйфории» тоже язычница?
Когда мы снимали «Эйфорию», я думала об этом. И, знаете, Петр Наумович, посмотрев фильм, сказал, что у него какие-то параллели возникли. Правда, Вера существо более животное.А Лариса для меня почти как Кармен. Петр Наумович говорит, что эта женщина достигает свободы даже ценой жизни. Свобода ведь не вседозволенность. Это твой осознанный выбор. Свобода имеет смысл, если ты готов за нее заплатить всем. Лариса готова. А Паратов не готов. Она думает, что он такой же, как она. А он┘ он другой. В этом ее трагедия. Сама про себя не знаю смогу ли я заплатить за свободу жизнью. Думаю, что нет, хотя бы потому, что у меня есть сын. Но мне ее путь близок. Мне нравится, что она такой борец с миром.
Мне кажется, что Петр Наумович свою «Мастерскую» от трагедий оберегает. Она как рай, где для обитателей время остановилось. Они вечно юны и прекрасны.
Может быть. Но мне кажется, что малахольность или блаженность прекрасны, но могут быть только результатом внутренней борьбы и страданий. Только тогда ты имеешь право на свет. Свет нужно заслужить. Я не считаю себя человеком, который имеет право на свет.Во мне очень много темного, нехорошего. Мне надо это как-то прожить и изжить, я не хочу от этого открещиваться. Хотя я думаю, что путь не имеет смысла, если он не ведет к свету.
А тогда ваш маньяк, который съедает Бога в «Июле» разве не попытка выхода из этого «рая»?
Он осознанный, этот выход. Он мне очень нужен.
То, что узнали за пределами «рая», вы в «Мастерскую» несете?
Я стараюсь нести свой внутренний мир. Если я что-то поняла, то в любую роль это несу. Иначе работать не могу, не умею лишать себя своих мыслей, ощущений. И не важно где будь то театр Фоменко или «Практика»;. Профессия это больше все-таки человеческий путь.
А Фоменко новое в вас не мешает?
Не знаю. Но мне кажется, иногда он со мной соглашается. У него есть прекрасная и уникальная черта: он умеет слышать.Я это умею гораздо хуже. Мы спорим. И часто не понимаем друг друга. Но когда слышим друг друга многое получается. Например, мне очень любопытна статика. Я приблизительно понимаю, как освоить пространство внешне в движении. Но интересно освоить его внутренне в статике. «Бесприданницу» мы играем на Большой сцене нового здания «Мастерской». И там почти весь третий акт я стою. Не знаю, что получится, но интересно.
Трудно осваивать необжитое еще пространство?
Я очень сильно ощущаю, что помещение новое. Все современные помещения слегка смахивают на метро. Это надо преодолеть. Но я вижу, как все радуются своему новому дому. И чувствую большую ответственность. Надо же его намолить.
У вас есть потребность поработать еще с другими режиссерами?
Есть и очень большая. Но у меня нет какой-то конкретной мечты о роли или режиссере. Мне хочется заглядывать в рот партнеру, режиссеру, учиться. Я это люблю.
Не боитесь в незнакомом режиссере жесткости или того, что он захочет достучаться до чего-то очень для вас больного?
Я сама в каждой роли хочу достучаться до своего чего-то очень больного. Я вообще люблю жесткость. Театр имеет смысл только тогда, когда он до кишок достает. Смотря, правда, до каких. Но даже когда и до физиологических достают у меня это вызывает большее уважение, чем если «никак». Я за жесткость.Так, на мой взгляд, вероятнее добраться до смысла и света.
Агуреевых как бы две. Одна «солнечный зайчик» «Мастерской Фоменко». Вечно юная, бесконечно обаятельная, она игриво порхает по сцене то радостной Наташей Ростовой, то кокетливой Настенькой в «Белых ночах», то абсолютно счастливой Полиной из «Одной абсолютно счастливой деревни». Другая в спектаклях и фильмах Ивана Вырыпаева: накрытая страстью с головой молчаливая Вера в «Эйфории» или красавица, роняющая с полудетских уст жуткий монолог престарелого маньяка-людоеда в «Июле». Теперь Полина Агуреева играет Ларису Огудалову роль, которая может вобрать в себя обе эти ипостаси.
О планах поставить «Бесприданницу» с вами Петр Фоменко говорил уже несколько лет назад. За это время столько всего произошло: «Эйфория», «Июль», сын у вас родился. Как это повлияло на роль Ларисы?
Конечно, любое событие в жизни меняет тебя по-человечески, но на образ это влияет как-то косвенно, не напрямую. Смысл это данность. Важно, насколько глубоко ты его почувствовал. И если почувствовал, то это как откровение. «Бесприданница» мне крайне дорога у Островского. Она у него самая языческая. Я понимаю, почему его называют русским Шекспиром. В этой пьесе много трагического, много языческих подлинных страстей. Мне хотелось бы, чтобы в моей героине чувствовались и язычество, и трагизм. Но сделать это очень трудно.
Что для вас язычество?
Это когда человек идет за своим страстным импульсом. Но Лариса свой и чужой страстный импульс наделяет духовным содержанием. На этом она и погорела, потому что ее окружают люди, которые следуют за импульсом, а не за содержанием. Проходит импульс исчезает и содержание. У Островского Лариса просто гениальные слова в финале говорит: «Да я не хочу мешать никому. Живите, живите все. Вам надо жить, а мне надо умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. Вы все хорошие люди. Я вас всех люблю». Это не экстатические слова. Мне это близко.И я вот это хотела бы сыграть. Меня это трогает.
Так в этом смысле ваша Вера из «Эйфории» тоже язычница?
Когда мы снимали «Эйфорию», я думала об этом. И, знаете, Петр Наумович, посмотрев фильм, сказал, что у него какие-то параллели возникли. Правда, Вера существо более животное.А Лариса для меня почти как Кармен. Петр Наумович говорит, что эта женщина достигает свободы даже ценой жизни. Свобода ведь не вседозволенность. Это твой осознанный выбор. Свобода имеет смысл, если ты готов за нее заплатить всем. Лариса готова. А Паратов не готов. Она думает, что он такой же, как она. А он┘ он другой. В этом ее трагедия. Сама про себя не знаю смогу ли я заплатить за свободу жизнью. Думаю, что нет, хотя бы потому, что у меня есть сын. Но мне ее путь близок. Мне нравится, что она такой борец с миром.
Мне кажется, что Петр Наумович свою «Мастерскую» от трагедий оберегает. Она как рай, где для обитателей время остановилось. Они вечно юны и прекрасны.
Может быть. Но мне кажется, что малахольность или блаженность прекрасны, но могут быть только результатом внутренней борьбы и страданий. Только тогда ты имеешь право на свет. Свет нужно заслужить. Я не считаю себя человеком, который имеет право на свет.Во мне очень много темного, нехорошего. Мне надо это как-то прожить и изжить, я не хочу от этого открещиваться. Хотя я думаю, что путь не имеет смысла, если он не ведет к свету.
А тогда ваш маньяк, который съедает Бога в «Июле» разве не попытка выхода из этого «рая»?
Он осознанный, этот выход. Он мне очень нужен.
То, что узнали за пределами «рая», вы в «Мастерскую» несете?
Я стараюсь нести свой внутренний мир. Если я что-то поняла, то в любую роль это несу. Иначе работать не могу, не умею лишать себя своих мыслей, ощущений. И не важно где будь то театр Фоменко или «Практика»;. Профессия это больше все-таки человеческий путь.
А Фоменко новое в вас не мешает?
Не знаю. Но мне кажется, иногда он со мной соглашается. У него есть прекрасная и уникальная черта: он умеет слышать.Я это умею гораздо хуже. Мы спорим. И часто не понимаем друг друга. Но когда слышим друг друга многое получается. Например, мне очень любопытна статика. Я приблизительно понимаю, как освоить пространство внешне в движении. Но интересно освоить его внутренне в статике. «Бесприданницу» мы играем на Большой сцене нового здания «Мастерской». И там почти весь третий акт я стою. Не знаю, что получится, но интересно.
Трудно осваивать необжитое еще пространство?
Я очень сильно ощущаю, что помещение новое. Все современные помещения слегка смахивают на метро. Это надо преодолеть. Но я вижу, как все радуются своему новому дому. И чувствую большую ответственность. Надо же его намолить.
У вас есть потребность поработать еще с другими режиссерами?
Есть и очень большая. Но у меня нет какой-то конкретной мечты о роли или режиссере. Мне хочется заглядывать в рот партнеру, режиссеру, учиться. Я это люблю.
Не боитесь в незнакомом режиссере жесткости или того, что он захочет достучаться до чего-то очень для вас больного?
Я сама в каждой роли хочу достучаться до своего чего-то очень больного. Я вообще люблю жесткость. Театр имеет смысл только тогда, когда он до кишок достает. Смотря, правда, до каких. Но даже когда и до физиологических достают у меня это вызывает большее уважение, чем если «никак». Я за жесткость.Так, на мой взгляд, вероятнее добраться до смысла и света.
Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000