Театр Станиславского качает┘
Снимут Татьяну Ахрамкову или нет? А если снимут, то кого назначат?
Разговор о бедственном положении русского репертуарного театра, как правило, выруливает на тему режиссерской недостаточности. Данный случай не исключение.
Театры есть, актеры есть, труппы чуть подтянуть разлаженные скрепления тоже, как говорится, ого-го, а режиссеров, особенно главных, художественных руководителей недостает. Как замечает Хлестаков в минуту особенной искренности, многие брались, но скоро понимали, что нет, не тянут┘ Так и у нас: многие перепробовали, мало у кого вышло что-то путное. Очередная драма разыгрывается в самом центре Москвы, впрочем, без шума и даже не вызывая внимания «профильной», то есть театральной общественности. Между тем у всех на глазах гибнет театр, в котором когда-то работали Михаил Яншин, Евгений Леонов, Елизавета Никищихина, а еще Попов, а с ним и по его приглашению Васильев, Райхельгауз, Морозов┘ А еще совсем недавно Владимир Мирзоев. Ну, о прошлом можно говорить много и долго. Но и сегодня труппа Театра Станиславского, хоть и поредела, потеряв немало талантливых людей (ушел, например, на вольные хлеба Михаил Янушкевич, всё больше на стороне получает интересные предложения Ольга Лапшина┘), все же может предложить заинтересованному постановщику немало интересных актеров. Самый свежий пример на прошлой «Любимовке» читка пьесы Елены Исаевой «Двор как уходящая натура»: из двадцати с лишним участников этого полуспектакля большинство рекрутировали из Театра Станиславского. Был бы интерес. На нет, как говорится, и суда нет.
Десять лет назад главным режиссером театра работал петербуржец Семен Спивак. Вернее, десять лет назад, а теперь даже больше, он поставил спектакль «Мужской род, единственное число», легкомысленную комедию. На грани, но все-таки эту грань не переходящую. Владимир Коренев в главной роли, его дочь, Ирина, играет молодую героиню┘ Хороший спектакль. Всем нравится. Публике нравится, в труппе умиротворение. Сперва спектакль играли пять раз в месяц, потом стали семь, некоторое время тому назад, листая афишу, я не поверил своим глазам: одиннадцать спектаклей в месяц! Может, показалось? Вроде бы нет┘
Между тем три года назад главным режиссером театра назначили Татьяну Ахрамкову. Ученица Андрея Гончарова, она прославилась спектаклями, в которых «приручала» лучших актеров гончаровской труппы. «Круг», «Кин IV», «Чума на оба ваших дома», «Карлик»┘ Всегда качественная литература, всегда подробная разработка характеров. Мастер.
Для театра, к тому времени впавшего если не в кому, то, во всяком случае, находящегося в затянувшемся кризисе, лучший выход. Если бы┘ Есть такая беда, традиционно приписываемая русским людям┘ Да, такая беда. Месяц все нормально, идет работа, месяц не идет. За соотношения (месяц, неделя, квартал) руку на отсечение не дам, но и по опыту нескольких личных встреч и по тому, что рассказывают работники театра, не только актеры, понимаю театр находится в состоянии морального изнеможения. Тема такая деликатная┘ Хотя про Ефремова же не считали и не считают нужным что-либо скрывать из той же самой деликатной области так почему же молчать в данном случае, тем более что Ефремов почти всегда мог предъявить качественную театральную продукцию, а Театр Станиславского вынужден выживать за счет «Мужского рода┘». Буквально единственным числом.
За три года Татьяна Ахрамкова выпустила два спектакля, из которых первый неудачный, второй полуантрепризный, из двух главных ролей одну отдали приглашенному Роману Мадянову┘ Еще один проект находится в стадии затяжных, тяжело идущих репетиций┘ Называется «Мученики любви», репетируют второй год┘
Кому важны подробности может поинтересоваться у тех, кто шесть раз в неделю поднимается по лестнице театра, проходит мимо улыбающегося Константина Сергеевича.
Поверьте, это очень грустные истории. Короче говоря, все всё знают. Никто ничего не делает.
В этом году премьеру она выпустит едва ли, а в июне у Ахрамковой кончается трехлетний контракт. Интересно, продлят или нет┘
Закономерен вопрос: а что же в департаменте культуры Москвы, ведь Театр Станиславского в их ведении?
Сохраняют деловое спокойствие. Слухи не комментируют (это по поводу разнесшихся неделю или две тому назад разговоров, будто среди прочих рассматривается кандидатура Олега Меньшикова). Точной информации нет. Ни по директору, ни по художественному руководителю. Кандидатуры рассматривают, но по понятным причинам о незавершенных переговорах не рассказывают.
Еще один естественный вопрос почему не бунтует труппа? Одни, как положено актерам, боятся, как бы не было хуже, другие┘ Да ведь многих такая ситуация вполне устраивает. Кроме прочих бед, полгода назад умер директор театра Феликс Демичев. А при нынешнем главном режиссере директорствовать┘ Театр Станиславского стоит на Тверской, и сдавать площадку даже выгоднее, чем играть свои спектакли. Соответственно, сдают всё чаще┘ В конце концов, в Москве до сих пор нет ни одной по-настоящему свободной площадки может, Театру Станиславского готовят как раз такую участь? Местоположение обязывает.
Хотя┘ Можно быть самим собой, пускай звучит это странно в приложении к театру, искусству изменчивому, сиюминутному. Кто помнит, что в труппе Театра Станиславского значатся Ирина Гринева, Виктория Толстоганова, Александр Усов, Константин Богданов, известные по проектам других режиссеров, по другим сценам? Кто с ходу скажет, что уверен в мастерстве Марка Гейхмана, Дины Рахимовой, Наталии Орловой, Татьяны Ухаровой? А это вправду всё замечательные актеры, на которых можно строить репертуар.
Перед самым Новым годом, когда ситуация, к слову, была лучше, чем сейчас, я задал вопрос о судьбе Театра Станиславского одному из московских руководителей. В ответ услышал: решение будет принято с учетом мнения театральной общественности (кстати: наверняка свое мнение есть и у руководства ресторанов, поселившихся в том же здании, что и театр). Но мнения, как и интересы, у всех разные. Тем более, когда речь о театральной общественности.
Театры есть, актеры есть, труппы чуть подтянуть разлаженные скрепления тоже, как говорится, ого-го, а режиссеров, особенно главных, художественных руководителей недостает. Как замечает Хлестаков в минуту особенной искренности, многие брались, но скоро понимали, что нет, не тянут┘ Так и у нас: многие перепробовали, мало у кого вышло что-то путное. Очередная драма разыгрывается в самом центре Москвы, впрочем, без шума и даже не вызывая внимания «профильной», то есть театральной общественности. Между тем у всех на глазах гибнет театр, в котором когда-то работали Михаил Яншин, Евгений Леонов, Елизавета Никищихина, а еще Попов, а с ним и по его приглашению Васильев, Райхельгауз, Морозов┘ А еще совсем недавно Владимир Мирзоев. Ну, о прошлом можно говорить много и долго. Но и сегодня труппа Театра Станиславского, хоть и поредела, потеряв немало талантливых людей (ушел, например, на вольные хлеба Михаил Янушкевич, всё больше на стороне получает интересные предложения Ольга Лапшина┘), все же может предложить заинтересованному постановщику немало интересных актеров. Самый свежий пример на прошлой «Любимовке» читка пьесы Елены Исаевой «Двор как уходящая натура»: из двадцати с лишним участников этого полуспектакля большинство рекрутировали из Театра Станиславского. Был бы интерес. На нет, как говорится, и суда нет.
Десять лет назад главным режиссером театра работал петербуржец Семен Спивак. Вернее, десять лет назад, а теперь даже больше, он поставил спектакль «Мужской род, единственное число», легкомысленную комедию. На грани, но все-таки эту грань не переходящую. Владимир Коренев в главной роли, его дочь, Ирина, играет молодую героиню┘ Хороший спектакль. Всем нравится. Публике нравится, в труппе умиротворение. Сперва спектакль играли пять раз в месяц, потом стали семь, некоторое время тому назад, листая афишу, я не поверил своим глазам: одиннадцать спектаклей в месяц! Может, показалось? Вроде бы нет┘
Между тем три года назад главным режиссером театра назначили Татьяну Ахрамкову. Ученица Андрея Гончарова, она прославилась спектаклями, в которых «приручала» лучших актеров гончаровской труппы. «Круг», «Кин IV», «Чума на оба ваших дома», «Карлик»┘ Всегда качественная литература, всегда подробная разработка характеров. Мастер.
Для театра, к тому времени впавшего если не в кому, то, во всяком случае, находящегося в затянувшемся кризисе, лучший выход. Если бы┘ Есть такая беда, традиционно приписываемая русским людям┘ Да, такая беда. Месяц все нормально, идет работа, месяц не идет. За соотношения (месяц, неделя, квартал) руку на отсечение не дам, но и по опыту нескольких личных встреч и по тому, что рассказывают работники театра, не только актеры, понимаю театр находится в состоянии морального изнеможения. Тема такая деликатная┘ Хотя про Ефремова же не считали и не считают нужным что-либо скрывать из той же самой деликатной области так почему же молчать в данном случае, тем более что Ефремов почти всегда мог предъявить качественную театральную продукцию, а Театр Станиславского вынужден выживать за счет «Мужского рода┘». Буквально единственным числом.
За три года Татьяна Ахрамкова выпустила два спектакля, из которых первый неудачный, второй полуантрепризный, из двух главных ролей одну отдали приглашенному Роману Мадянову┘ Еще один проект находится в стадии затяжных, тяжело идущих репетиций┘ Называется «Мученики любви», репетируют второй год┘
Кому важны подробности может поинтересоваться у тех, кто шесть раз в неделю поднимается по лестнице театра, проходит мимо улыбающегося Константина Сергеевича.
Поверьте, это очень грустные истории. Короче говоря, все всё знают. Никто ничего не делает.
В этом году премьеру она выпустит едва ли, а в июне у Ахрамковой кончается трехлетний контракт. Интересно, продлят или нет┘
Закономерен вопрос: а что же в департаменте культуры Москвы, ведь Театр Станиславского в их ведении?
Сохраняют деловое спокойствие. Слухи не комментируют (это по поводу разнесшихся неделю или две тому назад разговоров, будто среди прочих рассматривается кандидатура Олега Меньшикова). Точной информации нет. Ни по директору, ни по художественному руководителю. Кандидатуры рассматривают, но по понятным причинам о незавершенных переговорах не рассказывают.
Еще один естественный вопрос почему не бунтует труппа? Одни, как положено актерам, боятся, как бы не было хуже, другие┘ Да ведь многих такая ситуация вполне устраивает. Кроме прочих бед, полгода назад умер директор театра Феликс Демичев. А при нынешнем главном режиссере директорствовать┘ Театр Станиславского стоит на Тверской, и сдавать площадку даже выгоднее, чем играть свои спектакли. Соответственно, сдают всё чаще┘ В конце концов, в Москве до сих пор нет ни одной по-настоящему свободной площадки может, Театру Станиславского готовят как раз такую участь? Местоположение обязывает.
Хотя┘ Можно быть самим собой, пускай звучит это странно в приложении к театру, искусству изменчивому, сиюминутному. Кто помнит, что в труппе Театра Станиславского значатся Ирина Гринева, Виктория Толстоганова, Александр Усов, Константин Богданов, известные по проектам других режиссеров, по другим сценам? Кто с ходу скажет, что уверен в мастерстве Марка Гейхмана, Дины Рахимовой, Наталии Орловой, Татьяны Ухаровой? А это вправду всё замечательные актеры, на которых можно строить репертуар.
Перед самым Новым годом, когда ситуация, к слову, была лучше, чем сейчас, я задал вопрос о судьбе Театра Станиславского одному из московских руководителей. В ответ услышал: решение будет принято с учетом мнения театральной общественности (кстати: наверняка свое мнение есть и у руководства ресторанов, поселившихся в том же здании, что и театр). Но мнения, как и интересы, у всех разные. Тем более, когда речь о театральной общественности.
Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.02.2008
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000