Быт не заел
В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли премьеру спектакля по знаменитой пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Спектакль поставил режиссер Виктор Рыжаков, главные роли сыграли Полина Агуреева и Игорь Гордин. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Программка спектакля оформлена в виде очень большой квадратной картонки, и в подзаголовке специально отмечено, что пьеса Александра Володина «Пять вечеров» написана в 1958 году. Точное упоминание режиссеру, видимо, понадобилось потому, что в самом спектакле ничего не указывает на время создания пьесы. В этом, собственно говоря, и состоит главная новость постановки в театре «Мастерская Петра Фоменко». Всегда было принято считать, что пьеса Александра Володина настолько укоренена в том времени, когда она была написана, в подробностях не только психологии героев, но и их быта, что от этих подробностей никуда не деться. (Достаточно вспомнить уже ставший классикой фильм Никиты Михалкова, где жизненная среда было скрупулезнейшим образом воссоздана и «играла» вместе с актерами.) Более того, что отрывать пьесу от эпохи оттепели а полузабытое, задавленное бытом и обстоятельствами чувство, которое возвращается к главным героям, конечно, было знаком освобождения человека вообще,- отрывать от коммунального быта и от советского Ленинграда (место действия улица Восстания, дом 22, квартира 2) смерти подобно.
Виктор Рыжаков решил рискнуть. Не то чтобы он предпринял расчетливую современную атаку на прекрасную пьесу и на драматурга Александра Володина. Совсем наоборот: Рыжаков не просто почитатель Володина, но и верный рыцарь его памяти, благодаря усилиям режиссера в Петербурге каждый год проходит фестиваль спектаклей по володинским пьесам. Просто теперь он решил доказать, что Володин, во всяком случае, самая знаменитая его пьеса больше, чем свидетельство о людях ушедшей эпохи, что это поэтический текст на все времена, дающий простор для фантазий условного театра. Вот как Чехов: можно ставить Антона Павловича с оглядкой на время создания пьесы, а можно и так даже гораздо интереснее получается без оглядки на него.
Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» сделан как остроумный аттракцион. «Пять вечеров» играются на почти пустой сцене. Декорацией для них (художник Максим Обрезков) служит фанерная арка, которая может двигаться по квадратной накладной сцене, а та, в свою очередь, тоже легко вращается относительно театрального пола. В проем арки легко навешиваются входные двери, но кроме них, да еще стола и стульев, в спектакле нет никаких примет быта. Если что-то очень нужно, то это что-то рисует видеопроекция прямо на стене и дверях. Но для поддержания зрительского интереса ничего особенного и не нужно, потому что не только сценическая конструкция, но и люди находятся в почти непрерывном движении.
Движения чаще всего тоже небытовые, причудливые герои то и дело принимают неудобные, но забавные позы, бегают вокруг арки или залезают на нее, а то и «вываливаются» из-за нее, точно картонные силуэты. С текстом пьесы проделано примерно то же самое, что и с людьми,- он то бежит, превращаясь в скороговорку, то зависает паузой после какой-нибудь реплики. Психологические подтексты оказываются стерты, диалоги лишаются связности, физические действия комически противоречат словам (так, уверяя Ильина, что не хочет его удерживать, Тамара раскидывает руки и перекрывает путь к выходу), а сами герои начинают напоминать изумительно смастеренных кукол. Примечательно, что когда Ильин приходит к Тамаре, со стены срывают оберточную бумагу эти персонажи будто извлечены из каких-то коробок, они оживают только тогда, когда появляются в луче театрального света. Иногда кажется, что играют не Володина, а какую-нибудь «Лысую певицу» Ионеско что же, расцвет абсурдистской драматургии в Европе действительно пришелся примерно на то же время.
Трудно сказать, насколько убедительно выглядел бы такой спектакль, если бы не отличный актерский состав. Тон задают Полина Агуреева в роли Тамары и приглашенная из Малого театра на роль продавщицы Зои Евгения Дмитриева. Агуреева предельно точна в предложенном ей весьма сложном рисунке роли, когда слова приходится растягивать, почти пропевать, жесты жестко фиксировать, а эмоции строго контролировать и дозировать. Дмитриева очень смешно и тоже очень точно сыграла антипода Тамары, продавщицу Зою, сцена их объяснения одна из лучших в спектакле: разделенные стеной, две женщины фактически ведут гротесковую «дуэль» из-за мужчины. Хороши и Тимофеев Алексея Колубкова, и, что особенно приятно, молодые актеры Яна Гладких и Артем Цуканов в ролях племянника Славы и его девушки Кати. Мне кажется, что Игорь Гордин, приглашенный на роль Ильина, меньше других находит радость в придуманной режиссером игре во всяком случае, его все время мысленно представляешь себе в «обычных», добротно-психологических «Пяти вечерах».
Восприятие спектакля, наверное, во многом оказалось обусловлено незапланированным печальным обстоятельством уходом из жизни Людмилы Гурченко, в память о которой телеканалы несколько раз показали и без того известный наизусть фильм Михалкова, и никак, ну что поделаешь, не отвертеться было в театре от кадров и голосов тех «Пяти вечеров». Спектакль Виктора Рыжакова наверняка ожидает зрительский успех и долгая жизнь, так что зрители от грустного «второго плана» будут свободны. А пока особенно ценными в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» показались замечательные, но редкие лирические откровения вроде финала, в котором наконец соединившиеся герои, сидя рядом на стульях, неловко, словно позабыв, как это делается, тычутся лицами друг другу то в шею, то в плечо, и у них никак не получается поцелуя.
Программка спектакля оформлена в виде очень большой квадратной картонки, и в подзаголовке специально отмечено, что пьеса Александра Володина «Пять вечеров» написана в 1958 году. Точное упоминание режиссеру, видимо, понадобилось потому, что в самом спектакле ничего не указывает на время создания пьесы. В этом, собственно говоря, и состоит главная новость постановки в театре «Мастерская Петра Фоменко». Всегда было принято считать, что пьеса Александра Володина настолько укоренена в том времени, когда она была написана, в подробностях не только психологии героев, но и их быта, что от этих подробностей никуда не деться. (Достаточно вспомнить уже ставший классикой фильм Никиты Михалкова, где жизненная среда было скрупулезнейшим образом воссоздана и «играла» вместе с актерами.) Более того, что отрывать пьесу от эпохи оттепели а полузабытое, задавленное бытом и обстоятельствами чувство, которое возвращается к главным героям, конечно, было знаком освобождения человека вообще,- отрывать от коммунального быта и от советского Ленинграда (место действия улица Восстания, дом 22, квартира 2) смерти подобно.
Виктор Рыжаков решил рискнуть. Не то чтобы он предпринял расчетливую современную атаку на прекрасную пьесу и на драматурга Александра Володина. Совсем наоборот: Рыжаков не просто почитатель Володина, но и верный рыцарь его памяти, благодаря усилиям режиссера в Петербурге каждый год проходит фестиваль спектаклей по володинским пьесам. Просто теперь он решил доказать, что Володин, во всяком случае, самая знаменитая его пьеса больше, чем свидетельство о людях ушедшей эпохи, что это поэтический текст на все времена, дающий простор для фантазий условного театра. Вот как Чехов: можно ставить Антона Павловича с оглядкой на время создания пьесы, а можно и так даже гораздо интереснее получается без оглядки на него.
Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» сделан как остроумный аттракцион. «Пять вечеров» играются на почти пустой сцене. Декорацией для них (художник Максим Обрезков) служит фанерная арка, которая может двигаться по квадратной накладной сцене, а та, в свою очередь, тоже легко вращается относительно театрального пола. В проем арки легко навешиваются входные двери, но кроме них, да еще стола и стульев, в спектакле нет никаких примет быта. Если что-то очень нужно, то это что-то рисует видеопроекция прямо на стене и дверях. Но для поддержания зрительского интереса ничего особенного и не нужно, потому что не только сценическая конструкция, но и люди находятся в почти непрерывном движении.
Движения чаще всего тоже небытовые, причудливые герои то и дело принимают неудобные, но забавные позы, бегают вокруг арки или залезают на нее, а то и «вываливаются» из-за нее, точно картонные силуэты. С текстом пьесы проделано примерно то же самое, что и с людьми,- он то бежит, превращаясь в скороговорку, то зависает паузой после какой-нибудь реплики. Психологические подтексты оказываются стерты, диалоги лишаются связности, физические действия комически противоречат словам (так, уверяя Ильина, что не хочет его удерживать, Тамара раскидывает руки и перекрывает путь к выходу), а сами герои начинают напоминать изумительно смастеренных кукол. Примечательно, что когда Ильин приходит к Тамаре, со стены срывают оберточную бумагу эти персонажи будто извлечены из каких-то коробок, они оживают только тогда, когда появляются в луче театрального света. Иногда кажется, что играют не Володина, а какую-нибудь «Лысую певицу» Ионеско что же, расцвет абсурдистской драматургии в Европе действительно пришелся примерно на то же время.
Трудно сказать, насколько убедительно выглядел бы такой спектакль, если бы не отличный актерский состав. Тон задают Полина Агуреева в роли Тамары и приглашенная из Малого театра на роль продавщицы Зои Евгения Дмитриева. Агуреева предельно точна в предложенном ей весьма сложном рисунке роли, когда слова приходится растягивать, почти пропевать, жесты жестко фиксировать, а эмоции строго контролировать и дозировать. Дмитриева очень смешно и тоже очень точно сыграла антипода Тамары, продавщицу Зою, сцена их объяснения одна из лучших в спектакле: разделенные стеной, две женщины фактически ведут гротесковую «дуэль» из-за мужчины. Хороши и Тимофеев Алексея Колубкова, и, что особенно приятно, молодые актеры Яна Гладких и Артем Цуканов в ролях племянника Славы и его девушки Кати. Мне кажется, что Игорь Гордин, приглашенный на роль Ильина, меньше других находит радость в придуманной режиссером игре во всяком случае, его все время мысленно представляешь себе в «обычных», добротно-психологических «Пяти вечерах».
Восприятие спектакля, наверное, во многом оказалось обусловлено незапланированным печальным обстоятельством уходом из жизни Людмилы Гурченко, в память о которой телеканалы несколько раз показали и без того известный наизусть фильм Михалкова, и никак, ну что поделаешь, не отвертеться было в театре от кадров и голосов тех «Пяти вечеров». Спектакль Виктора Рыжакова наверняка ожидает зрительский успех и долгая жизнь, так что зрители от грустного «второго плана» будут свободны. А пока особенно ценными в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» показались замечательные, но редкие лирические откровения вроде финала, в котором наконец соединившиеся герои, сидя рядом на стульях, неловко, словно позабыв, как это делается, тычутся лицами друг другу то в шею, то в плечо, и у них никак не получается поцелуя.
Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000