Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»
В первой декаде февраля в Петербурге прошел восьмой театральный фестиваль имени Александра Володина. «Парад вечеров» так метко окрестили организаторы программу нынешнего года. И не случайно. В этот короткий промежуток времени состоялся показ трех спектаклей по пьесе «Пять вечеров». Причем, спектакль «Мастерской Петра Фоменко» показывали три раза. Еще были спектакли «Старший сын» и «Портрет с дождем». В символичные пять вечеров фестиваль не уместился.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000