Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»
Одна из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Агуреева сыграла одном из трех фильмов сериала «Яма» жрицу любви Тамару
Одну из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко» Полину Агурееву в кино можно увидеть нечасто, а в сериалах — еще реже. И все же она снялась в многосерийном фильме «Куприн», премьера которого стартовала на Первом канале. В одном из трех фильмов сериала («Яма») актриса сыграла жрицу любви Тамару.
— Полина, я знаю, что к кино вы относитесь прохладно. А почему согласились на эту роль?
— Меня привлек материал. Есть три русских писателя, которые, на мой взгляд, чувствуют необузданную дионисийскую природу русского человека. Это Достоевский, Куприн и Лесков. Мне это близко. В «Яме» психологический аспект меня интересует гораздо больше социального. Любопытно было сыграть женщину, которая извращенную чувственность воспринимает как норму и свое асоциальное положение воспринимает как данность. Жутковатость этого персонажа в том, что она везде может прижиться. Тамара приспосабливается ко всему: и к монастырскому послушничеству, и к работе в притоне
— Как вы думаете, почему ваша героиня бросается из одной крайности в другую? Ведь Тамара, в отличие от других обитательниц «Ямы», свободна в выборе своего жизненного пути.
— Видимо, она так устроена. Есть люди, которые своей страстной натурой как будто притягивают невероятные виражи судьбы. Знаете, Тамара чем-то напоминает мне известную русскую певицу Надежду Плевицкую. Ее биография столь же плотно насыщена самыми противоречивыми событиями. Плевицкая воспитывалась в монастыре, но сбежала оттуда с цирковой труппой. Потом прославилась как певица, а во время Первой мировой войн-ы работала медсестрой в госпитале. Затем она эмигрировала вместе с мужем-генералом. За рубежом Плевицкая пользовалась успехом. А последние годы жизни певица провела во французской тюрьме: ее обвинили в пособничестве супругу, сотрудничавшему с НКВД.
— У Куприна Тамара в конце книги тоже попадает в тюрьму. Она не кончает жизнь самоубийством, как в фильме. Подобные изменения в сюжете вас не покоробили?
— Нет, я считаю, что в кино это допустимо. Но все-таки перед каждой своей сценой я сверяла текст роли с первоисточником и возвращала Тамаре много авторского, купринского, текста. Потому что язык Куприна очень сочен, вряд ли стоит его упрощать.
— Михаилу Пореченкову, сыгравшему Куприна, во время съемок понадобилось вспоминать навыки верховой езды, которой он обучался еще в институте. А вам приходилось на съемках делать что-то для вас необычное?
— Да, мне пришлось выучить целую сцену на французском языке. И далось это мне, честно говоря, нелегко.
— Чем еще были сложны эти съемки?
— Сериал снимался в очень сжатые сроки, выдержать такую невероятную скорость было непросто. Например, самую сложную свою сцену — убийство Тамары, которое она сама спровоцировала, — я играла где-то на 15-м часу съемочного дня. Конечно, это тяжело. Но мне очень помогало то, что в этом фильме подобралась прекрасная команда актеров, с которыми было приятно общаться. Это и Сергей Стрельников, и Света Ходченкова, и Даша Екамасова, и Антон Шагин.
— Тамара по природе своей авантюристка. А у вас есть склонность к авантюрам?
— Не могу сказать, что моя жизнь — сплошные авантюры, но неожиданные для себя самой поступки случались.
— Полина, я знаю, что сниматься в кино вы не очень любите. Предложение от какого режиссера могло бы изменить ваше отношение к кинопроцессу?
— Наверное, от Ингмара Бергмана. Я часто говорю, что почти все мои любимые люди уже умерли.
— С кем еще из любимых людей вы разминулись во времени и пространстве?
— С Достоевским, Пушкиным, Ницше
— А из ныне живущих писателей вы никого не любите?
— Почему, Виктор Пелевин, например, мне очень нравится.
— То есть если бы вам предложили сняться в экранизации его произведения, вы согласились бы не раздумывая?
— Смотря от кого это предложение поступило бы. Например, получить роль булгаковской Маргариты для актрисы — счастье. Но если это будет роль в плохом сериале, думаю, все-таки лучше Маргариту вообще не играть.
— О какой роли вы мечтаете?
— Сейчас я не склонна предаваться подобным мечтам. А раньше мне очень хотелось сыграть Марью Тимофеевну Лебядкину.
— Недавно вы во второй раз выступили в качестве режиссера, поставили вместе с Евгением Каменьковичем спектакль «Гиганты горы» в «Мастерской Петра Фоменко». Как далеко простираются ваши режиссерские амбиции?
— Я бы сказала, что они у меня полностью отсутствуют. Есть только определенное количество идей, которыми я начинаю фонтанировать, когда хорошо чувствую какой-либо материал.
— Для своего 9-летнего сына Пети вам не хотелось бы поставить детский спектакль? А то в одном интервью вы жаловались, что хороших постановок для детей в Москве очень мало
— У нас в «Мастерской Петра Фоменко» есть чудесные детские спектакли «Алиса в Зазеркалье» и «Руслан и Людмила». А вообще поставить что-нибудь для детей мне очень бы хотелось.
— А самой сыграть в детском спектакле?
— Мне кажется, все нормальные актрисы мечтают сыграть Кикимору и Бабу-ягу.
— А я думала, принцессу
— Нет, это неинтересно.
— У вас есть любимые детские сказки?
— «Русалочка» и «Оловянный солдатик» Андерсена. Еще я очень люблю старые русские аутентичные сказки.
— Но они бывают такими страшными: Сын их хорошо воспринимает?
— Да, ведь детям близко архаичное сознание, и до определенного возраста они не задаются вопросами морали и нравственности. Зато образы этих сказок архетипичны и красивы. А еще мы с Петей обожаем Астрид Линдгрен. Мы прочитали все ее книги с огромным наслаждением.
— Вы говорили, что в детстве любили пострадать. Сыну это не передалось?
— Передалось, к сожалению. У него драматическое мироощущение.
— Но актером он пока стать не хочет?
— Нет. У него другое увлечение: он все время что-то пишет, сочиняет стихи, например.
— Как вы проведете свой отпуск нынешним летом?
— Мы поедем в Карелию, где у моих родителей дом на одном из островов. Туда очень сложно добраться, даже до ближайшей деревни надо плыть на катере два часа. Там нет ни интернета, ни мобильной связи. Места необыкновенно красивые. А еще мы вдвоем с мужем поедем в Италию, для меня эта поездка тем более важна, что мы только что выпустили спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло.
Наше досье
Полина Агуреева родилась в Волгограде, по происхождению она донская казачка. В 1993 году поступила в актерскую группу на режиссерский факультет ГИТИСа. По окончании вуза была принята в театр «Мастерская Петра Фоменко», где работает до сих пор. Актриса — лауреат Государственной премии РФ (2001), имеет ряд призов и наград за театральные и киноработы. Муж Агуреевой — актер Федор Малышев, сын — Петр Вырыпаев.
Одну из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко» Полину Агурееву в кино можно увидеть нечасто, а в сериалах — еще реже. И все же она снялась в многосерийном фильме «Куприн», премьера которого стартовала на Первом канале. В одном из трех фильмов сериала («Яма») актриса сыграла жрицу любви Тамару.
— Полина, я знаю, что к кино вы относитесь прохладно. А почему согласились на эту роль?
— Меня привлек материал. Есть три русских писателя, которые, на мой взгляд, чувствуют необузданную дионисийскую природу русского человека. Это Достоевский, Куприн и Лесков. Мне это близко. В «Яме» психологический аспект меня интересует гораздо больше социального. Любопытно было сыграть женщину, которая извращенную чувственность воспринимает как норму и свое асоциальное положение воспринимает как данность. Жутковатость этого персонажа в том, что она везде может прижиться. Тамара приспосабливается ко всему: и к монастырскому послушничеству, и к работе в притоне
— Как вы думаете, почему ваша героиня бросается из одной крайности в другую? Ведь Тамара, в отличие от других обитательниц «Ямы», свободна в выборе своего жизненного пути.
— Видимо, она так устроена. Есть люди, которые своей страстной натурой как будто притягивают невероятные виражи судьбы. Знаете, Тамара чем-то напоминает мне известную русскую певицу Надежду Плевицкую. Ее биография столь же плотно насыщена самыми противоречивыми событиями. Плевицкая воспитывалась в монастыре, но сбежала оттуда с цирковой труппой. Потом прославилась как певица, а во время Первой мировой войн-ы работала медсестрой в госпитале. Затем она эмигрировала вместе с мужем-генералом. За рубежом Плевицкая пользовалась успехом. А последние годы жизни певица провела во французской тюрьме: ее обвинили в пособничестве супругу, сотрудничавшему с НКВД.
— У Куприна Тамара в конце книги тоже попадает в тюрьму. Она не кончает жизнь самоубийством, как в фильме. Подобные изменения в сюжете вас не покоробили?
— Нет, я считаю, что в кино это допустимо. Но все-таки перед каждой своей сценой я сверяла текст роли с первоисточником и возвращала Тамаре много авторского, купринского, текста. Потому что язык Куприна очень сочен, вряд ли стоит его упрощать.
— Михаилу Пореченкову, сыгравшему Куприна, во время съемок понадобилось вспоминать навыки верховой езды, которой он обучался еще в институте. А вам приходилось на съемках делать что-то для вас необычное?
— Да, мне пришлось выучить целую сцену на французском языке. И далось это мне, честно говоря, нелегко.
— Чем еще были сложны эти съемки?
— Сериал снимался в очень сжатые сроки, выдержать такую невероятную скорость было непросто. Например, самую сложную свою сцену — убийство Тамары, которое она сама спровоцировала, — я играла где-то на 15-м часу съемочного дня. Конечно, это тяжело. Но мне очень помогало то, что в этом фильме подобралась прекрасная команда актеров, с которыми было приятно общаться. Это и Сергей Стрельников, и Света Ходченкова, и Даша Екамасова, и Антон Шагин.
— Тамара по природе своей авантюристка. А у вас есть склонность к авантюрам?
— Не могу сказать, что моя жизнь — сплошные авантюры, но неожиданные для себя самой поступки случались.
— Полина, я знаю, что сниматься в кино вы не очень любите. Предложение от какого режиссера могло бы изменить ваше отношение к кинопроцессу?
— Наверное, от Ингмара Бергмана. Я часто говорю, что почти все мои любимые люди уже умерли.
— С кем еще из любимых людей вы разминулись во времени и пространстве?
— С Достоевским, Пушкиным, Ницше
— А из ныне живущих писателей вы никого не любите?
— Почему, Виктор Пелевин, например, мне очень нравится.
— То есть если бы вам предложили сняться в экранизации его произведения, вы согласились бы не раздумывая?
— Смотря от кого это предложение поступило бы. Например, получить роль булгаковской Маргариты для актрисы — счастье. Но если это будет роль в плохом сериале, думаю, все-таки лучше Маргариту вообще не играть.
— О какой роли вы мечтаете?
— Сейчас я не склонна предаваться подобным мечтам. А раньше мне очень хотелось сыграть Марью Тимофеевну Лебядкину.
— Недавно вы во второй раз выступили в качестве режиссера, поставили вместе с Евгением Каменьковичем спектакль «Гиганты горы» в «Мастерской Петра Фоменко». Как далеко простираются ваши режиссерские амбиции?
— Я бы сказала, что они у меня полностью отсутствуют. Есть только определенное количество идей, которыми я начинаю фонтанировать, когда хорошо чувствую какой-либо материал.
— Для своего 9-летнего сына Пети вам не хотелось бы поставить детский спектакль? А то в одном интервью вы жаловались, что хороших постановок для детей в Москве очень мало
— У нас в «Мастерской Петра Фоменко» есть чудесные детские спектакли «Алиса в Зазеркалье» и «Руслан и Людмила». А вообще поставить что-нибудь для детей мне очень бы хотелось.
— А самой сыграть в детском спектакле?
— Мне кажется, все нормальные актрисы мечтают сыграть Кикимору и Бабу-ягу.
— А я думала, принцессу
— Нет, это неинтересно.
— У вас есть любимые детские сказки?
— «Русалочка» и «Оловянный солдатик» Андерсена. Еще я очень люблю старые русские аутентичные сказки.
— Но они бывают такими страшными: Сын их хорошо воспринимает?
— Да, ведь детям близко архаичное сознание, и до определенного возраста они не задаются вопросами морали и нравственности. Зато образы этих сказок архетипичны и красивы. А еще мы с Петей обожаем Астрид Линдгрен. Мы прочитали все ее книги с огромным наслаждением.
— Вы говорили, что в детстве любили пострадать. Сыну это не передалось?
— Передалось, к сожалению. У него драматическое мироощущение.
— Но актером он пока стать не хочет?
— Нет. У него другое увлечение: он все время что-то пишет, сочиняет стихи, например.
— Как вы проведете свой отпуск нынешним летом?
— Мы поедем в Карелию, где у моих родителей дом на одном из островов. Туда очень сложно добраться, даже до ближайшей деревни надо плыть на катере два часа. Там нет ни интернета, ни мобильной связи. Места необыкновенно красивые. А еще мы вдвоем с мужем поедем в Италию, для меня эта поездка тем более важна, что мы только что выпустили спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло.
Наше досье
Полина Агуреева родилась в Волгограде, по происхождению она донская казачка. В 1993 году поступила в актерскую группу на режиссерский факультет ГИТИСа. По окончании вуза была принята в театр «Мастерская Петра Фоменко», где работает до сих пор. Актриса — лауреат Государственной премии РФ (2001), имеет ряд призов и наград за театральные и киноработы. Муж Агуреевой — актер Федор Малышев, сын — Петр Вырыпаев.
Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000