Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»
В «Мастерской Петра Фоменко» Федор Малышев вышел из стажерского состава в «высшую лигу» стремительно: за четыре года – пять главных ролей. И режиссерский дебют: моноспектакль «Смешной человек» он сделал сам, в компании с музыкантами группы «Бесы», поэтому называет свою премьеру «концерт да не концерт».
– С чего началось ваше притяжение к театру?
– Это просто: у меня дядя артист, Кирилл Пирогов. С детства я брал с него пример, стремился к нему. И в театре оказался не потому, что меня позвала судьба, а потому что мне хотелось быть на него похожим, как-то приблизиться.
– Евгений Каменькович говорит, про вас, может быть, единственного на курсе сразу было понятно, что вы хотите и будете работать только здесь, в Мастерской Фоменко.
– Я просто часто бывал здесь. Не то чтобы был закулисным ребенком. Просто ходил на спектакли. Мне нравилась сама эстетка, нравилась театральность, нравилась атмосфера. Именно здесь я начал понимать, что значит театр – какой он может быть, какой он должен быть.
Но первое потрясение от театра случилось в школе. На уроки МХК наш прекрасный педагог А. Н. Гончаренко приносил видеокассеты (тогда же не было Вконтакте, на Ютьюбе ничего не висело) и показал «Войцека» Бутусова в Ленсовете, с молодым Хабенским, Пореченковым и Трухиным. Спектакль 96 года. Меня тогда так вштырило, что я хотел ехать только в Питер и поступать только в СПбГАТИ. Это был первый звоночек, когда я понял: всё, хочу-хочу.
– Еще Каменькович говорит, что вы всюду пытаетесь вскочить, все попробовать. И за четыре года в театре успели рекордно много. Штурмуете профессию?
– Никогда не было задачи брать штурмом. Я вообще по жизни достаточно медленный человек, флегматичный. Хотя сейчас, когда мы только сделали «Сон смешного человека» Достоевского, я уже начинаю читать Гоголя. Но не потому что боюсь не успеть, не потому что потом сделать не дадут – просто есть внутренняя потребность.
– То есть вы не амбициозный человек?
– Я не знаю, наверно. Мне просто нравится заниматься творчеством, по возможности.
– В вашей дебютной работе, «Русский человек на rendez-vous», речь идет о молодом человеке, у которого случился слом на этапе взросления. В чем причина?
– Мне кажется, независимо от этапов взросления человек, особенно русский, всегда стремится что-нибудь да подгадить в душе своей. Он рожден, чтобы прийти к гармонии, но когда сама возможность гармонии появляется, ему нужна деструктивная энергия. В нашем спектакле, если воспринимать это как миф, герой выбрал женщину-ведьму, выбрал то, что разрушает, когда появилась надежда рая на земле. Вместо любви на него упало сумасшествие, затянул хаос – забыть это он не может и не забудет никогда. Вообще говорят, что людей друг от друга отличает количество потрясений, а они редко бывают позитивные, не часто во всяком случае.
– Спектакль «Дар», как и одноименный роман Набокова – это «самоучитель вдохновения»?
– Это история про поэта, который пытается найти вдохновение. Сначала он хочет написать книгу о своем прошлом, потом – о своем настоящем, а в итоге приходит к тому, что абсолютно все, что случалось с ним, стало почвой для романа, который создается от начала к концу спектакля. То есть сама жизнь – самоучитель вдохновения. Жизнь сама тебя подталкивает на искусство. И спектакль, наверно, про то, что нужно для творческого акта, и про то, что жизнь можно воспринимать только как эстетический феномен.
– Вы искусственно себе не создаете сложности, так чтобы они вас подталкивали?
– Нет. У меня их внутри целый железнодорожный состав, с комплексами, сомнениями, грехами и прочей дрянью.
– В юбилейном интернет-проекте «Золотой маски» лауреатам прошлых лет задавали детские вопросы, например, как правильно смотреть спектакль. Вот и я хотела спросить: как правильно смотреть такой сложносочиненный спектакль, как «Египетская марка»?
– Для меня это история про поэта Парнока, которому было больно, страшно и невыносимо существовать в «расшатанное» время. Он пытается пронести свои стихи через наступающую революцию, через людей, которые над ним смеются, через то, что громят церкви, сменяется власть, людей убивают на улицах. Это история про то, как время убило творческую единицу, что собственно и случилсь с Осипом Эмильевичем Мандельштамом.
– Вы, кстати, не смотрели фильм «Сохрани мою речь навесегда»?
– Я принимал в нем участие.
– По фильму судя, почему Мандельштам все-таки не смог перестроиться?
– Не было возможности. Он не знал, как быть и куда деваться. Сначала написал «Мы живем, под собою не чуя страны», про Сталина-тирана, а потом – стихотворение, его восхвалающее. И все время кому-то мешал. Он мешал как бы своим существованием. Это был стык времен. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Некоторые поэты смогли принять революцию, но они все равно заканчивали одинаково. Блок, Маяковский и через много лет Фадеев.
– Как вы думаете, образы писателей, поэтов случайно к вам напрашиваются?
– Честно говоря, это не ко мне вопрос!
– Почему своего героя в «Гигантах горы» вы считаете очень похожим на Петра Наумовича Фоменко?
– Он творец, он художник и творит действительность вокруг себя, свой внутренний театр, как и Петр Наумович, у которого была фраза «умыкнуться от жизни». Мой персонаж, Котроне, тоже режиссер, только не театрального мира, а мира внутреннего!
– Вам приходилось работать с Фоменко вплотную?
– Нет. Он несколько раз приходил на “Rendez-vous”, делал замечания. Он посмотрел «Дар» и «Египетскую марку». Но здесь столько людей, которые взрощены на планете Петр Фоменко. И в каждом из них есть частица Петра Наумовича. Меня очень многому научил Миша Крылов, Полина Агуреева и, естественно, Кирилл Пирогов. На самом деле, у Фоменко можно учиться, смотря его спектакли, где он творит что-то невообразимое.
– Недавно вы сыграли премьеру «Смешной человек». Почему моноспектакль? Это попытка все – от начала и до конца – сделать самому?
– Не было задачи сделать моноспектакль и найти под него материал. Меня эта вещь зацепила. Плюс то, что мы придумали, не совсем моноспекталь. Это все-таки концерт…
– Да не концерт.
– Это вообще не спектакль. Это акция.
– Как же не спектакль? Что он нарушает из театральных конвенций?
– Если мы говорим не вообще про театр, а про наш театр, то я много всего нарушил. Это не психологический театр в привычном понимании. Нет четвертой стены. Нет занавеса. Не гаснет свет до начала спектакля. Нет звонков. Есть микрофоны, что не очень приветствуется. По большому счету я тоже за то, чтобы без подзвучки играли. Но здесь это было сделано специально, стало решением. Минимум средств: все это на коленке делалось принципиально. Поэтому работа абсолютно не формате нашего театра.
– Как на сцене появилась музыкальная группа? И как стилистически подбиралась музыка?
– Миша Волох, трубач – это мой пионервожатый. Мы случайно встретились в «Мастерской». Он играет здесь концерты с нашей актрисой Моникой Санторо. Когда договорились посотрудничать, Миша привел гитариста, тот подтащил контрабасиста – и мы назвали их «Бесы». Миша с Антоном сочинили пару музыкальных тем, и мы вместе уже работали над аранжировкой. Хотелось, чтобы стилистически это было в сторону Лёни Федорова, «Аукцыона», питерского подполья.
Мы с Полиной Агруеевой придумывали дома все, как будет, а потом я приходил к ребятам и мы свои наработки соединяли. Неделя домашней работы. Неделя с музыкантами. И так полгода.
– То есть Агуреева по сути была вашим соавтором?
– Без Полины я бы ничего не сделал!
– Есть «родство» между нелепыми людьми, в симпатиях к которым признаются Полина Агуреева, Виктор Рыжаков, и вашим смешным человеком?
– Ну, он смешной, потому что задается вопросами о бытии, а надо расслабиться и отдохнуть, как в Европе делают: есть работа, дом, машина – все, успокойся, живи себе без напряга. Но наш, русский человек, сидит – раньше во всяком случае, до 90-х, когда нам Макдональдс завезли и Интернет запустили – сидел и долбился в стену, пытался понять, как жить. Есть Бог или нет? Если нет, то как двигаться? Какой путь душа изберет? «Смешной человек» делает шаг в сторону того, чтобы с собой бороться, и осознает, что сам – говно, а не все вокруг.
– Люди, которые носятся с идеей, к которой он приходит в финале, может быть, отчасти безумны?
– Я не задавался вопросом, безумный он или нет. У Достоевского всегда есть гипербола, люди написаны карнавально, жирными мазками, а не бытово, как часто играют в американских фильмах или в наших сериалах. Если человек кроткий, то он совсем кроткий, без всяких лишних рефлексий, если запутавшийся, то до конца запутавшийся.
– Почему вы не любите исполнительский театр?
– Для роли нужна личность, для спектакля – диалог режиссера с артистом. В «Калигуле» Петра Наумовича, например, у Олега Меньшикова есть четкий рисунок мысли, которую Фоменко с ним прорабатывал, но при этом я вижу артиста, который с этой мыслью в диалоге! Он то соглашается с ней, то конфликтует. Как будто Меньшиков с Фоменко очень горячо спорят о Камю, и все это в рамках спектакля и роли. Театр – это тройная история: актер, режиссер, зритель.
– В одном из интервью вы утверждали: «какой ты человек – такой ты и артист». Но ведь люди бывают совершенно невыносимые, а на сцене от них глаз не оторвать. Как это коррелируется?
– Например, по любой работе Олега Даля, даже если это сказочный принц, видно, что он с адом внутри. У Олега Борисова, какую бы жесткую гниду он ни играл, глаза добряка, простака, как он сам про себя говорил. По ролям Олега Янковского всегда можно сказать, что он человек, который знает себе цену. Какой ты человек, такой ты и артист. Посмотрите, как Антон Шагин играет Пер Гюнта: понятно, что у него сердце горит и в жизни. На сцене сразу видно: этого человека прет, а этот просто старается. Если десять лет артист играет одно и то же во всех ролях, значит, он и как личность стоит на месте – личность никуда не двигается. Он в «заморозке» находится, «замороженный» человек.
– Здесь, в Мастерской Фоменко, есть личности, которые вас особо притягивают?
– Да, я женился на одной.
– С чего началось ваше притяжение к театру?
– Это просто: у меня дядя артист, Кирилл Пирогов. С детства я брал с него пример, стремился к нему. И в театре оказался не потому, что меня позвала судьба, а потому что мне хотелось быть на него похожим, как-то приблизиться.
– Евгений Каменькович говорит, про вас, может быть, единственного на курсе сразу было понятно, что вы хотите и будете работать только здесь, в Мастерской Фоменко.
– Я просто часто бывал здесь. Не то чтобы был закулисным ребенком. Просто ходил на спектакли. Мне нравилась сама эстетка, нравилась театральность, нравилась атмосфера. Именно здесь я начал понимать, что значит театр – какой он может быть, какой он должен быть.
Но первое потрясение от театра случилось в школе. На уроки МХК наш прекрасный педагог А. Н. Гончаренко приносил видеокассеты (тогда же не было Вконтакте, на Ютьюбе ничего не висело) и показал «Войцека» Бутусова в Ленсовете, с молодым Хабенским, Пореченковым и Трухиным. Спектакль 96 года. Меня тогда так вштырило, что я хотел ехать только в Питер и поступать только в СПбГАТИ. Это был первый звоночек, когда я понял: всё, хочу-хочу.
– Еще Каменькович говорит, что вы всюду пытаетесь вскочить, все попробовать. И за четыре года в театре успели рекордно много. Штурмуете профессию?
– Никогда не было задачи брать штурмом. Я вообще по жизни достаточно медленный человек, флегматичный. Хотя сейчас, когда мы только сделали «Сон смешного человека» Достоевского, я уже начинаю читать Гоголя. Но не потому что боюсь не успеть, не потому что потом сделать не дадут – просто есть внутренняя потребность.
– То есть вы не амбициозный человек?
– Я не знаю, наверно. Мне просто нравится заниматься творчеством, по возможности.
– В вашей дебютной работе, «Русский человек на rendez-vous», речь идет о молодом человеке, у которого случился слом на этапе взросления. В чем причина?
– Мне кажется, независимо от этапов взросления человек, особенно русский, всегда стремится что-нибудь да подгадить в душе своей. Он рожден, чтобы прийти к гармонии, но когда сама возможность гармонии появляется, ему нужна деструктивная энергия. В нашем спектакле, если воспринимать это как миф, герой выбрал женщину-ведьму, выбрал то, что разрушает, когда появилась надежда рая на земле. Вместо любви на него упало сумасшествие, затянул хаос – забыть это он не может и не забудет никогда. Вообще говорят, что людей друг от друга отличает количество потрясений, а они редко бывают позитивные, не часто во всяком случае.
– Спектакль «Дар», как и одноименный роман Набокова – это «самоучитель вдохновения»?
– Это история про поэта, который пытается найти вдохновение. Сначала он хочет написать книгу о своем прошлом, потом – о своем настоящем, а в итоге приходит к тому, что абсолютно все, что случалось с ним, стало почвой для романа, который создается от начала к концу спектакля. То есть сама жизнь – самоучитель вдохновения. Жизнь сама тебя подталкивает на искусство. И спектакль, наверно, про то, что нужно для творческого акта, и про то, что жизнь можно воспринимать только как эстетический феномен.
– Вы искусственно себе не создаете сложности, так чтобы они вас подталкивали?
– Нет. У меня их внутри целый железнодорожный состав, с комплексами, сомнениями, грехами и прочей дрянью.
– В юбилейном интернет-проекте «Золотой маски» лауреатам прошлых лет задавали детские вопросы, например, как правильно смотреть спектакль. Вот и я хотела спросить: как правильно смотреть такой сложносочиненный спектакль, как «Египетская марка»?
– Для меня это история про поэта Парнока, которому было больно, страшно и невыносимо существовать в «расшатанное» время. Он пытается пронести свои стихи через наступающую революцию, через людей, которые над ним смеются, через то, что громят церкви, сменяется власть, людей убивают на улицах. Это история про то, как время убило творческую единицу, что собственно и случилсь с Осипом Эмильевичем Мандельштамом.
– Вы, кстати, не смотрели фильм «Сохрани мою речь навесегда»?
– Я принимал в нем участие.
– По фильму судя, почему Мандельштам все-таки не смог перестроиться?
– Не было возможности. Он не знал, как быть и куда деваться. Сначала написал «Мы живем, под собою не чуя страны», про Сталина-тирана, а потом – стихотворение, его восхвалающее. И все время кому-то мешал. Он мешал как бы своим существованием. Это был стык времен. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Некоторые поэты смогли принять революцию, но они все равно заканчивали одинаково. Блок, Маяковский и через много лет Фадеев.
– Как вы думаете, образы писателей, поэтов случайно к вам напрашиваются?
– Честно говоря, это не ко мне вопрос!
– Почему своего героя в «Гигантах горы» вы считаете очень похожим на Петра Наумовича Фоменко?
– Он творец, он художник и творит действительность вокруг себя, свой внутренний театр, как и Петр Наумович, у которого была фраза «умыкнуться от жизни». Мой персонаж, Котроне, тоже режиссер, только не театрального мира, а мира внутреннего!
– Вам приходилось работать с Фоменко вплотную?
– Нет. Он несколько раз приходил на “Rendez-vous”, делал замечания. Он посмотрел «Дар» и «Египетскую марку». Но здесь столько людей, которые взрощены на планете Петр Фоменко. И в каждом из них есть частица Петра Наумовича. Меня очень многому научил Миша Крылов, Полина Агуреева и, естественно, Кирилл Пирогов. На самом деле, у Фоменко можно учиться, смотря его спектакли, где он творит что-то невообразимое.
– Недавно вы сыграли премьеру «Смешной человек». Почему моноспектакль? Это попытка все – от начала и до конца – сделать самому?
– Не было задачи сделать моноспектакль и найти под него материал. Меня эта вещь зацепила. Плюс то, что мы придумали, не совсем моноспекталь. Это все-таки концерт…
– Да не концерт.
– Это вообще не спектакль. Это акция.
– Как же не спектакль? Что он нарушает из театральных конвенций?
– Если мы говорим не вообще про театр, а про наш театр, то я много всего нарушил. Это не психологический театр в привычном понимании. Нет четвертой стены. Нет занавеса. Не гаснет свет до начала спектакля. Нет звонков. Есть микрофоны, что не очень приветствуется. По большому счету я тоже за то, чтобы без подзвучки играли. Но здесь это было сделано специально, стало решением. Минимум средств: все это на коленке делалось принципиально. Поэтому работа абсолютно не формате нашего театра.
– Как на сцене появилась музыкальная группа? И как стилистически подбиралась музыка?
– Миша Волох, трубач – это мой пионервожатый. Мы случайно встретились в «Мастерской». Он играет здесь концерты с нашей актрисой Моникой Санторо. Когда договорились посотрудничать, Миша привел гитариста, тот подтащил контрабасиста – и мы назвали их «Бесы». Миша с Антоном сочинили пару музыкальных тем, и мы вместе уже работали над аранжировкой. Хотелось, чтобы стилистически это было в сторону Лёни Федорова, «Аукцыона», питерского подполья.
Мы с Полиной Агруеевой придумывали дома все, как будет, а потом я приходил к ребятам и мы свои наработки соединяли. Неделя домашней работы. Неделя с музыкантами. И так полгода.
– То есть Агуреева по сути была вашим соавтором?
– Без Полины я бы ничего не сделал!
– Есть «родство» между нелепыми людьми, в симпатиях к которым признаются Полина Агуреева, Виктор Рыжаков, и вашим смешным человеком?
– Ну, он смешной, потому что задается вопросами о бытии, а надо расслабиться и отдохнуть, как в Европе делают: есть работа, дом, машина – все, успокойся, живи себе без напряга. Но наш, русский человек, сидит – раньше во всяком случае, до 90-х, когда нам Макдональдс завезли и Интернет запустили – сидел и долбился в стену, пытался понять, как жить. Есть Бог или нет? Если нет, то как двигаться? Какой путь душа изберет? «Смешной человек» делает шаг в сторону того, чтобы с собой бороться, и осознает, что сам – говно, а не все вокруг.
– Люди, которые носятся с идеей, к которой он приходит в финале, может быть, отчасти безумны?
– Я не задавался вопросом, безумный он или нет. У Достоевского всегда есть гипербола, люди написаны карнавально, жирными мазками, а не бытово, как часто играют в американских фильмах или в наших сериалах. Если человек кроткий, то он совсем кроткий, без всяких лишних рефлексий, если запутавшийся, то до конца запутавшийся.
– Почему вы не любите исполнительский театр?
– Для роли нужна личность, для спектакля – диалог режиссера с артистом. В «Калигуле» Петра Наумовича, например, у Олега Меньшикова есть четкий рисунок мысли, которую Фоменко с ним прорабатывал, но при этом я вижу артиста, который с этой мыслью в диалоге! Он то соглашается с ней, то конфликтует. Как будто Меньшиков с Фоменко очень горячо спорят о Камю, и все это в рамках спектакля и роли. Театр – это тройная история: актер, режиссер, зритель.
– В одном из интервью вы утверждали: «какой ты человек – такой ты и артист». Но ведь люди бывают совершенно невыносимые, а на сцене от них глаз не оторвать. Как это коррелируется?
– Например, по любой работе Олега Даля, даже если это сказочный принц, видно, что он с адом внутри. У Олега Борисова, какую бы жесткую гниду он ни играл, глаза добряка, простака, как он сам про себя говорил. По ролям Олега Янковского всегда можно сказать, что он человек, который знает себе цену. Какой ты человек, такой ты и артист. Посмотрите, как Антон Шагин играет Пер Гюнта: понятно, что у него сердце горит и в жизни. На сцене сразу видно: этого человека прет, а этот просто старается. Если десять лет артист играет одно и то же во всех ролях, значит, он и как личность стоит на месте – личность никуда не двигается. Он в «заморозке» находится, «замороженный» человек.
– Здесь, в Мастерской Фоменко, есть личности, которые вас особо притягивают?
– Да, я женился на одной.
Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000