Сельская сага Петра Фоменко
Артисты его мастерской способны сыграть даже корову
Сегодня имя этого режиссера у всех на слуху. Его приглашают на все фестивали, о нем говорят с придыханием. И не только как о руководителе уникального молодежного коллектива, объехавшего со своими спектаклями едва ли не весь мир, но как о лидере современного психологического театра, сравнивая его с Товстоноговым, Эфросом, Ефремовым┘
Создается впечатление, что судьба долгие годы испытывала Петра Наумовича на прочность. Один только он знает, чего ему стоили бесконечные скитания из театра в театр с клеймом диссидента. Его спектакли часто прикрывали, резали по живому, и это стоило ему немало здоровья, надорвало сердце.
Всю жизнь он мечтал иметь свой театр. Началось это давно, когда он, будучи студентом педагогического института, организовал театральную студию и показывал такие смешные капустники, что сейчас на КВН они бы проходили на «ура». Потом руководил студией в МГУ, которую в 60-е годы с треском разогнали. И вот теперь этот «опасный» для советского режима художник стал востребован всеми. Он и сам не заметил, как превратился в одну из культовых фигур, ничего специально для этого не делая. Просто Фоменко никогда не изменял себе, не суетился, не приспосабливался ни к какой общественно-политической системе, а старался говорить своими спектаклями правду. О времени, о нас самих, о жизни, которая намного богаче и разнообразнее, чем бесконечная борьба за власть на всех уровнях.
Неподкупная искренность Петра Наумовича порой поражает. Так, однажды на юбилее художественного руководителя театра «Эрмитаж» Михаила Левитина уже признанный всеми мэтр, не успев купить подарка, снял с себя┘ крест и отдал его коллеге. В этом жесте выразился весь Фоменко: тому, кого он любит, готов отдать последнее. Вот почему так несказанно повезло первому актерско-режиссерскому курсу Петра Наумовича в ГИТИСе, с которым он решил не расставаться и сделать из ребят настоящих артистов. Думаю, что ни один из коллективов не выдержал бы восьми лет скитаний по чужим площадкам и давно бы распался, не будь у него такого бескорыстного и мудрого лидера.
Теперь, когда у фоменковцев появилось свое здание на Кутузовском проспекте, где можно увидеть серьезный репертуар, в основном состоящий из классики, каждому зрителю стало ясно: Фоменко замечательный педагог, способный открывать в артисте такие психологические глубины, о которых он сам и не догадывается. Будучи приверженцем системы Станиславского и в то же время не чураясь яркой художественной формы, Фоменко всегда ставит перед своими воспитанниками трудно выполнимые задачи, так как уверен они должны уметь играть все, вплоть до коров, огородного пугала и колодца с журавлем. Естественно, неодушевленные предметы на полном серьезе не сыграешь, и тут в ход идут юмор и страсть к буффонаде, которые так отличали Фоменко в юности. Причем здесь каждый исполнитель отлично смотрится и выигрывает только в ансамбле со своими партнерами. В этом я убеждалась неоднократно. Например, в интересных по-своему фильмах «Мания Жизели» и «Время танцора» Галина Тюнина и Юрий Степанов сыграли достаточно хорошо, но в их образах не было той самой изюминки, которую они находили вместе с Фоменко. Может быть, поэтому его артисты не очень-то стремятся сниматься в кино. Хотя деньги им нужны на одну зарплату муниципального театра не проживешь.
Но совмещать работу в кино с двенадцатичасовыми репетициями в мастерской Фоменко почти невозможно, так как любой пропуск в период выпуска нового спектакля чреват дальнейшими осложнениями. Не в смысле «нагоняя» от худрука, а в смысле дальнейшей нестыковки с уже сыгравшимися артистами. Каждый театральный прогон накануне премьеры похож на тренировки футбольной команды перед ответственными соревнованиями, где заранее просчитываются и отрабатываются все возможные варианты во время будущей игры на поле.
В спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня» полем игры для артистов стала крошечная сценическая площадка, где каждый элемент декорации был рассчитан буквально до миллиметра, даже верхнее пространство сцены и то было задействовано в развитии сюжета. На подвешенном за веревки стульчике сидел воробышком сельский учитель, к которому, как к Богу, обращались за советом неграмотные сельчане, а натянутая под потолком сетка во второй части спектакля превращалась в поднебесье, куда отправлялись «жить» ушедшие на войну и убитые там деревенские мужики.
На этот раз Фоменко вместе с художником Владимиром Максимовым действовали по принципу: поменьше дорогого оформления, побольше актерского и зрительского воображения. К примеру, что такое трактор? Это опрокинутый огромный ящик с торчащими оттуда ногами Тракториста в здоровенных кирзовых сапогах, которые дрыгаются в такт тарахтящему мотору. А так как зрители сидели, можно сказать, на носу у артистов и любая неправда со стороны исполнителей могла разрушить хрупкую иллюзию деревенского быта, то представляете, какая у них должна была быть правда чувств и вера в предлагаемые обстоятельства┘
В свое время, когда Лев Додин ставил «Братья и сестры» по Федору Абрамову, его артисты на два месяца уезжали на родину писателя, жили в деревне, осваивали северный говор, манеру поведения крестьян, а потом все это использовали в спектакле, который шел подряд два вечера. У Фоменко все действие повести Бориса Вахтина вмещается в два с половиной часа без антракта и называется «этюдами». Скромность, конечно, украшает мастера, но все-таки почему именно к сельской прозе обратился сегодня Петр Наумович, а не поставил, к примеру, спектакль о сексуальных меньшинствах?
Каким бы сегодня Фоменко ни считался модным режиссером, он не склонен муссировать извращения человеческой природы, шокировать зрителя, ибо в первую очередь его интересует цельная личность, живущая в гармонии с миром и самим собой. Таких героев он нашел в маленькой деревушке на берегу реки, где каждое утро бабы, подоткнув подолы домотканых юбок, стирают белье, доят коров, ругают своих мужей на чем свет стоит, а потом, раскинувшись на траве, на три голоса выводят: «Верила, верила я, что не разлюбишь меня┘». Сюда же приходят на любовные свидания красавица Полина и гроза всех деревенских девок Михеев. Тут они зачнут своего первенца (как потом выясняется, двойняшек), и строптивая гордячка вынуждена будет выйти замуж за рыжего буяна. А потом, когда он уйдет на войну и погибнет смертью храбрых, Полина поймет, что жизнь без него ей не в радость и только там, на неструганых, шершавых досках речных мостков, она была по-настоящему счастлива┘
День сменяет ночь, ночь сменяет день, один эпизод следует за другим, жизнь проходит, и только в финале люди понимают, как она коротка и какое это было счастье жить на этой земле. Вот такую деревенскую сагу поведал зрителям Петр Фоменко и как будто живой водой окропил всех в этом маленьком зале на 80 мест.
Впрочем, искусство берет не количеством, а качеством, это уж точно знает такой не похожий на других, влюбленный в свое дело режиссер.
Создается впечатление, что судьба долгие годы испытывала Петра Наумовича на прочность. Один только он знает, чего ему стоили бесконечные скитания из театра в театр с клеймом диссидента. Его спектакли часто прикрывали, резали по живому, и это стоило ему немало здоровья, надорвало сердце.
Всю жизнь он мечтал иметь свой театр. Началось это давно, когда он, будучи студентом педагогического института, организовал театральную студию и показывал такие смешные капустники, что сейчас на КВН они бы проходили на «ура». Потом руководил студией в МГУ, которую в 60-е годы с треском разогнали. И вот теперь этот «опасный» для советского режима художник стал востребован всеми. Он и сам не заметил, как превратился в одну из культовых фигур, ничего специально для этого не делая. Просто Фоменко никогда не изменял себе, не суетился, не приспосабливался ни к какой общественно-политической системе, а старался говорить своими спектаклями правду. О времени, о нас самих, о жизни, которая намного богаче и разнообразнее, чем бесконечная борьба за власть на всех уровнях.
Неподкупная искренность Петра Наумовича порой поражает. Так, однажды на юбилее художественного руководителя театра «Эрмитаж» Михаила Левитина уже признанный всеми мэтр, не успев купить подарка, снял с себя┘ крест и отдал его коллеге. В этом жесте выразился весь Фоменко: тому, кого он любит, готов отдать последнее. Вот почему так несказанно повезло первому актерско-режиссерскому курсу Петра Наумовича в ГИТИСе, с которым он решил не расставаться и сделать из ребят настоящих артистов. Думаю, что ни один из коллективов не выдержал бы восьми лет скитаний по чужим площадкам и давно бы распался, не будь у него такого бескорыстного и мудрого лидера.
Теперь, когда у фоменковцев появилось свое здание на Кутузовском проспекте, где можно увидеть серьезный репертуар, в основном состоящий из классики, каждому зрителю стало ясно: Фоменко замечательный педагог, способный открывать в артисте такие психологические глубины, о которых он сам и не догадывается. Будучи приверженцем системы Станиславского и в то же время не чураясь яркой художественной формы, Фоменко всегда ставит перед своими воспитанниками трудно выполнимые задачи, так как уверен они должны уметь играть все, вплоть до коров, огородного пугала и колодца с журавлем. Естественно, неодушевленные предметы на полном серьезе не сыграешь, и тут в ход идут юмор и страсть к буффонаде, которые так отличали Фоменко в юности. Причем здесь каждый исполнитель отлично смотрится и выигрывает только в ансамбле со своими партнерами. В этом я убеждалась неоднократно. Например, в интересных по-своему фильмах «Мания Жизели» и «Время танцора» Галина Тюнина и Юрий Степанов сыграли достаточно хорошо, но в их образах не было той самой изюминки, которую они находили вместе с Фоменко. Может быть, поэтому его артисты не очень-то стремятся сниматься в кино. Хотя деньги им нужны на одну зарплату муниципального театра не проживешь.
Но совмещать работу в кино с двенадцатичасовыми репетициями в мастерской Фоменко почти невозможно, так как любой пропуск в период выпуска нового спектакля чреват дальнейшими осложнениями. Не в смысле «нагоняя» от худрука, а в смысле дальнейшей нестыковки с уже сыгравшимися артистами. Каждый театральный прогон накануне премьеры похож на тренировки футбольной команды перед ответственными соревнованиями, где заранее просчитываются и отрабатываются все возможные варианты во время будущей игры на поле.
В спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня» полем игры для артистов стала крошечная сценическая площадка, где каждый элемент декорации был рассчитан буквально до миллиметра, даже верхнее пространство сцены и то было задействовано в развитии сюжета. На подвешенном за веревки стульчике сидел воробышком сельский учитель, к которому, как к Богу, обращались за советом неграмотные сельчане, а натянутая под потолком сетка во второй части спектакля превращалась в поднебесье, куда отправлялись «жить» ушедшие на войну и убитые там деревенские мужики.
На этот раз Фоменко вместе с художником Владимиром Максимовым действовали по принципу: поменьше дорогого оформления, побольше актерского и зрительского воображения. К примеру, что такое трактор? Это опрокинутый огромный ящик с торчащими оттуда ногами Тракториста в здоровенных кирзовых сапогах, которые дрыгаются в такт тарахтящему мотору. А так как зрители сидели, можно сказать, на носу у артистов и любая неправда со стороны исполнителей могла разрушить хрупкую иллюзию деревенского быта, то представляете, какая у них должна была быть правда чувств и вера в предлагаемые обстоятельства┘
В свое время, когда Лев Додин ставил «Братья и сестры» по Федору Абрамову, его артисты на два месяца уезжали на родину писателя, жили в деревне, осваивали северный говор, манеру поведения крестьян, а потом все это использовали в спектакле, который шел подряд два вечера. У Фоменко все действие повести Бориса Вахтина вмещается в два с половиной часа без антракта и называется «этюдами». Скромность, конечно, украшает мастера, но все-таки почему именно к сельской прозе обратился сегодня Петр Наумович, а не поставил, к примеру, спектакль о сексуальных меньшинствах?
Каким бы сегодня Фоменко ни считался модным режиссером, он не склонен муссировать извращения человеческой природы, шокировать зрителя, ибо в первую очередь его интересует цельная личность, живущая в гармонии с миром и самим собой. Таких героев он нашел в маленькой деревушке на берегу реки, где каждое утро бабы, подоткнув подолы домотканых юбок, стирают белье, доят коров, ругают своих мужей на чем свет стоит, а потом, раскинувшись на траве, на три голоса выводят: «Верила, верила я, что не разлюбишь меня┘». Сюда же приходят на любовные свидания красавица Полина и гроза всех деревенских девок Михеев. Тут они зачнут своего первенца (как потом выясняется, двойняшек), и строптивая гордячка вынуждена будет выйти замуж за рыжего буяна. А потом, когда он уйдет на войну и погибнет смертью храбрых, Полина поймет, что жизнь без него ей не в радость и только там, на неструганых, шершавых досках речных мостков, она была по-настоящему счастлива┘
День сменяет ночь, ночь сменяет день, один эпизод следует за другим, жизнь проходит, и только в финале люди понимают, как она коротка и какое это было счастье жить на этой земле. Вот такую деревенскую сагу поведал зрителям Петр Фоменко и как будто живой водой окропил всех в этом маленьком зале на 80 мест.
Впрочем, искусство берет не количеством, а качеством, это уж точно знает такой не похожий на других, влюбленный в свое дело режиссер.
Любовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000