Семейные ценности (отрывок)
ИВАН ВЫРЫПАЕВ И ПОЛИНА АГУРЕЕВА
Иван Вырыпаев, драматург, театральный, а теперь и кинорежиссер, и актриса Полина Агуреева вместе три года. Их сыну Пете полтора. «Я дал 200 интервью, говорит Иван, и ни разу не говорил о личной жизни». Что ж, поговорим об искусстве и любви.
Иван."Полина актриса Театра Фоменко, одного из лучших в Европе, а в нашей стране уж точно. Я занимаюсь современной драмой. К сожалению, о ней ходят непонятные слухи. Что все в ней странно и авангардно. Сам я, конечно, так не считаю. Мы оба занимаемся театром, и прежде делали это каждый на своей территории. Однажды мы поехали на Дон вместе с Полиной и ее семьей. Она донская казачка, хотя с семи лет живет в Москве. Меня поездка впечатлила фантастически. Я еще глубже понял значение романа Шолохова «Тихий Дон». Такое буйство красок, невероятные облака, выжженная степь, эйфорическое состояние. И люди, которые там живут, не замечая ничего. История фильма «Эйфория» возникла там. Главной в ней была Полина, и это был первый повод поработать вместе. Тогда мы уже были мужем и женой. Она была беременна. Я придумывал сценарий, думая о ней, советуясь с ней. Можно сказать, она мой соавтор. Когда мы встретились в первый раз на репетиции, это было необычно, странно. Странно не потому, что мы муж и жена тут проблем не возникало. А потому, что мы разного театра люди. Но мы быстро поняли, что у нас есть единое понимание искусства и различное понимание технологии. На съемках были разногласия, но мы их преодолели.
HB. Полина носитель энергии тех мест?
Иван. Конечно. Она прекрасно поет в фильме этого нет, но она поет великолепно, по-настоящему, как поют казачки. Она вся оттуда. Ей не нужно было как-то специально работать над образом.
Полина. Когда я была маленькая, мы жили в городке Михайловка Волгоградской области, мама там работала в школе. Это очень свободное место дионисийского толка. Ваню так оно вдохновило, что он сразу сел писать. Это была безумная идея, но у безумных идей больше вероятности стать реальностью, чем у идей практических. Быстро написал сценарий, быстро нашлись деньги Ванины друзья Саша Шеин и Георгий Лордкипанидзе, продюсеры компании «2план», решили делать эту картину.
Иван. Мы выбрали место, где снимался фильм «Они сражались за родину», километров за двести пятьдесят от Волгограда. Фильм был задуман ярким и без спецэффектов. Есть люди, которым трудно его смотреть из-за красок.
«Эйфория» Ивна Вырыпаева действует на мужчин и женщин с одинаково убойной силой. Он снял совершенный и чудовищный фильм длиной в час. Плакать в нем начинаешь минуте на десятой и заканчиваешь настоящей истерикой на титрах. Слезы очень мешают рассматривать пейзажи, которых там превеликое количество. Как в программе BBC про тигров. Словом, трудности не в красках.
HB. Сюжет фильма довольно болезненный. А тут еще и ваши семейные дела. Не мешало? Уживалось?
Полина. На территории творчества действуют другие законы┘
Иван. В какой-то момент перестаешь помнить, что это твоя жена. Я считаю Полину серьезным художником. Она не из тех актрис, которые исполняют роли. Она из тех, кто размышляет, делает философское обобщение. Но после фильма идеи «продолжить сотрудничество» не было, я просто написал пьесу «Июль». Полина репетировала ее с другим режиссером, но ему надо было уехать, и я включился а кто еще? Теперь мы репетируем трудно. Такого трудного спектакля у меня не было никогда. С фильмом не сравнить, его снять было легче легкого. Дополнительная сложность в том, что ты приходишь домой, но работа не заканчивается.
HB. Продолжаете спорить и обсуждать?
Иван. У нас прекрасная семья, старомодная, сознательно патриархальная. Мы любим наш дом, оберегаем. Но театр все-таки влезает. Если я на другую актрису сорвался, она пришла домой и мужу сказала: «Этот идиот, придурок», муж ответил: «Не обращай внимания» и все. А мы оба приходим. Один дом┘ да, трудно. И технически трудно. У нас маленький ребенок, дом за городом, ехать далеко, машина, водитель. Надолго ребенка с няней не оставишь, ребенок привязан к Полине, поэтому мы все время спешим домой.
Ваня уступает Полине место у диктофона и кричит издали: «Не рассказывай, какой туалетной бумагой я пользуюсь».
HB. Иван тут рассказал про ваши патриархальные отношения┘
Полина. Да? Он так сказал? Ничего подобного, мы существуем в борьбе и в жизни, и в творчестве. Это неплохо. Борьба может быть разрушительной, а может быть продуктивной. Я воспринимаю отношения с Ваней как дружбу. Если ты дружишь с человеком, ты можешь говорить с ним о трудностях и проблемах.
HB. Как материнство совмещается с кинопроцессом?
Полина. «Эйфорию» снимали, когда Пете исполнилось девять месяцев. Взять с собой его было невозможно: не было условий. Мне хотелось бы гораздо больше времени проводить с ним, но и от работы я не могу отказаться. Жертвую съемками и интервью. Я хочу с ним дружить начиная не с десяти лет, а прямо сейчас.
HB. Вы вместе три года. Как преодолели этот первый барьер?
Полина. Сейчас наши отношения друг к другу равноценны. И, конечно, мы влияем друг на друга. Мне хотелось бы в человеческом смысле взять что-то от Вани. И чтобы Ваня что-то взял от меня.
Я разделяю женскую сущность и человеческую. Любовь их счастливое соединение, примирение животной природы и духовной. Нет больше на земле таких состояний, где они могут мирно сосуществовать. Как женщине мне приятно быть слабой, когда обо мне заботятся. Но когда вступает человеческая ипостась, возникают совсем другие категории общаешься с мужчиной как с другом.
HB. Что привнес Иван в вашу личную актерскую мастерскую?
Полина. У Вани свой театр, отличный от того, что всегда существовал у меня внутри. Я чувствую в этом что-то подлинное, живое, настоящее. Я, как выпестованный Петром Наумовичем Фоменко человек, являюсь открытой системой и считаю важным воспринимать новое потому что это единственный способ роста. В профессии и в человеческом смысле. Ванин театр театр текста, отсутствия персонажа. Мне интересен его подход, но как люди мы с ним кардинально противоположны.
HB. То есть ценности одни, а воспитание разное?
Полина. Воспитание, психотип. Начиная с того, что он клинический экстраверт, а я интроверт. Единственное общее то, что мы одинаково чувствуем, где подлинное, где фальшивое.
Ничем не выдавая своей «экстравертности», Ваня тихо, но настойчиво ходит рядом. Проверяет не сказала ли жена чего лишнего? Говорит, что из Полины в журналах всегда делают вамп или безумную мотоциклистку, а его оставляют таким скромным, неброским. Словом, настоящим писателем.
HB. Многие творческие женщины, выйдя замуж, пытаются ради забавы или самоутверждения освоить мужнину профессию. Не пытались писать?
Полина. Нет! Писательство это особый дар. Я не имею к нему никакого отношения. Мы поздно встретились, мы оба были сформировавшимися. Из-за этого нам сложнее менять друг друга, хотя это необходимо. Я понимаю, что талант дается свыше, он не объясним разумом. Любовь тоже стихийное бедствие. Позже понимаешь, почему оно возникло, но это всегда неожиданность. Данность. Бремя прекрасное, но трудное. Так же, как и любовь к детям.
Иван."Полина актриса Театра Фоменко, одного из лучших в Европе, а в нашей стране уж точно. Я занимаюсь современной драмой. К сожалению, о ней ходят непонятные слухи. Что все в ней странно и авангардно. Сам я, конечно, так не считаю. Мы оба занимаемся театром, и прежде делали это каждый на своей территории. Однажды мы поехали на Дон вместе с Полиной и ее семьей. Она донская казачка, хотя с семи лет живет в Москве. Меня поездка впечатлила фантастически. Я еще глубже понял значение романа Шолохова «Тихий Дон». Такое буйство красок, невероятные облака, выжженная степь, эйфорическое состояние. И люди, которые там живут, не замечая ничего. История фильма «Эйфория» возникла там. Главной в ней была Полина, и это был первый повод поработать вместе. Тогда мы уже были мужем и женой. Она была беременна. Я придумывал сценарий, думая о ней, советуясь с ней. Можно сказать, она мой соавтор. Когда мы встретились в первый раз на репетиции, это было необычно, странно. Странно не потому, что мы муж и жена тут проблем не возникало. А потому, что мы разного театра люди. Но мы быстро поняли, что у нас есть единое понимание искусства и различное понимание технологии. На съемках были разногласия, но мы их преодолели.
HB. Полина носитель энергии тех мест?
Иван. Конечно. Она прекрасно поет в фильме этого нет, но она поет великолепно, по-настоящему, как поют казачки. Она вся оттуда. Ей не нужно было как-то специально работать над образом.
Полина. Когда я была маленькая, мы жили в городке Михайловка Волгоградской области, мама там работала в школе. Это очень свободное место дионисийского толка. Ваню так оно вдохновило, что он сразу сел писать. Это была безумная идея, но у безумных идей больше вероятности стать реальностью, чем у идей практических. Быстро написал сценарий, быстро нашлись деньги Ванины друзья Саша Шеин и Георгий Лордкипанидзе, продюсеры компании «2план», решили делать эту картину.
Иван. Мы выбрали место, где снимался фильм «Они сражались за родину», километров за двести пятьдесят от Волгограда. Фильм был задуман ярким и без спецэффектов. Есть люди, которым трудно его смотреть из-за красок.
«Эйфория» Ивна Вырыпаева действует на мужчин и женщин с одинаково убойной силой. Он снял совершенный и чудовищный фильм длиной в час. Плакать в нем начинаешь минуте на десятой и заканчиваешь настоящей истерикой на титрах. Слезы очень мешают рассматривать пейзажи, которых там превеликое количество. Как в программе BBC про тигров. Словом, трудности не в красках.
HB. Сюжет фильма довольно болезненный. А тут еще и ваши семейные дела. Не мешало? Уживалось?
Полина. На территории творчества действуют другие законы┘
Иван. В какой-то момент перестаешь помнить, что это твоя жена. Я считаю Полину серьезным художником. Она не из тех актрис, которые исполняют роли. Она из тех, кто размышляет, делает философское обобщение. Но после фильма идеи «продолжить сотрудничество» не было, я просто написал пьесу «Июль». Полина репетировала ее с другим режиссером, но ему надо было уехать, и я включился а кто еще? Теперь мы репетируем трудно. Такого трудного спектакля у меня не было никогда. С фильмом не сравнить, его снять было легче легкого. Дополнительная сложность в том, что ты приходишь домой, но работа не заканчивается.
HB. Продолжаете спорить и обсуждать?
Иван. У нас прекрасная семья, старомодная, сознательно патриархальная. Мы любим наш дом, оберегаем. Но театр все-таки влезает. Если я на другую актрису сорвался, она пришла домой и мужу сказала: «Этот идиот, придурок», муж ответил: «Не обращай внимания» и все. А мы оба приходим. Один дом┘ да, трудно. И технически трудно. У нас маленький ребенок, дом за городом, ехать далеко, машина, водитель. Надолго ребенка с няней не оставишь, ребенок привязан к Полине, поэтому мы все время спешим домой.
Ваня уступает Полине место у диктофона и кричит издали: «Не рассказывай, какой туалетной бумагой я пользуюсь».
HB. Иван тут рассказал про ваши патриархальные отношения┘
Полина. Да? Он так сказал? Ничего подобного, мы существуем в борьбе и в жизни, и в творчестве. Это неплохо. Борьба может быть разрушительной, а может быть продуктивной. Я воспринимаю отношения с Ваней как дружбу. Если ты дружишь с человеком, ты можешь говорить с ним о трудностях и проблемах.
HB. Как материнство совмещается с кинопроцессом?
Полина. «Эйфорию» снимали, когда Пете исполнилось девять месяцев. Взять с собой его было невозможно: не было условий. Мне хотелось бы гораздо больше времени проводить с ним, но и от работы я не могу отказаться. Жертвую съемками и интервью. Я хочу с ним дружить начиная не с десяти лет, а прямо сейчас.
HB. Вы вместе три года. Как преодолели этот первый барьер?
Полина. Сейчас наши отношения друг к другу равноценны. И, конечно, мы влияем друг на друга. Мне хотелось бы в человеческом смысле взять что-то от Вани. И чтобы Ваня что-то взял от меня.
Я разделяю женскую сущность и человеческую. Любовь их счастливое соединение, примирение животной природы и духовной. Нет больше на земле таких состояний, где они могут мирно сосуществовать. Как женщине мне приятно быть слабой, когда обо мне заботятся. Но когда вступает человеческая ипостась, возникают совсем другие категории общаешься с мужчиной как с другом.
HB. Что привнес Иван в вашу личную актерскую мастерскую?
Полина. У Вани свой театр, отличный от того, что всегда существовал у меня внутри. Я чувствую в этом что-то подлинное, живое, настоящее. Я, как выпестованный Петром Наумовичем Фоменко человек, являюсь открытой системой и считаю важным воспринимать новое потому что это единственный способ роста. В профессии и в человеческом смысле. Ванин театр театр текста, отсутствия персонажа. Мне интересен его подход, но как люди мы с ним кардинально противоположны.
HB. То есть ценности одни, а воспитание разное?
Полина. Воспитание, психотип. Начиная с того, что он клинический экстраверт, а я интроверт. Единственное общее то, что мы одинаково чувствуем, где подлинное, где фальшивое.
Ничем не выдавая своей «экстравертности», Ваня тихо, но настойчиво ходит рядом. Проверяет не сказала ли жена чего лишнего? Говорит, что из Полины в журналах всегда делают вамп или безумную мотоциклистку, а его оставляют таким скромным, неброским. Словом, настоящим писателем.
HB. Многие творческие женщины, выйдя замуж, пытаются ради забавы или самоутверждения освоить мужнину профессию. Не пытались писать?
Полина. Нет! Писательство это особый дар. Я не имею к нему никакого отношения. Мы поздно встретились, мы оба были сформировавшимися. Из-за этого нам сложнее менять друг друга, хотя это необходимо. Я понимаю, что талант дается свыше, он не объясним разумом. Любовь тоже стихийное бедствие. Позже понимаешь, почему оно возникло, но это всегда неожиданность. Данность. Бремя прекрасное, но трудное. Так же, как и любовь к детям.
«Harper's Bazaar», 10.2006
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000