Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»
Гуляем по столице с актером театра и кино
13 июня в онлайн-кинотеатре Start покажут последнюю серию сериала «Красные линии» – спин-офф популярного сериала «Бывшие». Главную мужскую роль в проекте исполнил Илья Любимов. Актер рассказал о работе в театре, любви к сталинским высоткам и чем ему нравится современная Москва
Любимов родился в районе Воробьевых гор и всю жизнь прожил на юго-западе столицы. Актер любит рассказывать о местах своего детства, зданиях и районах, построенных в советское время. Его знания о столице удивляют глубиной. Город – его родная стихия, в которой ему интересно все. Районом своего детства актер считает Теплый Стан, улицу Академика Варги. Любимов утверждает: каждому, кто хочет увидеть пример классической советской застройки 1980-х гг., следует погулять по кольцевой улице Академика Варги. «Действительно впечатляет, каким был уровень строительства в те годы. Архитекторы придумали новую модель комфорта для советского человека – практично и без изысков, но при этом учли новаторские приемы архитектуры. Это классический спальный район Москвы», – говорит актер.
Сейчас Любимов вместе с женой, актрисой Екатериной Вилковой, и двумя детьми живут на улице Строителей. Илья считает себя настоящим патриотом округа Гагаринский. Здесь он впервые попал в театр – это был Театр юных москвичей, которым на тот момент, в конце 1980-х, руководил театральный режиссер Александр Тюкавкин. Любимов помнит первый спектакль – «До свидания, овраг» по повести Константина Сергиенко, в котором играли его ровесники. «Я впервые в жизни увидел, что такое дружба и товарищество, как люди горят своим делом и объединяются, чтобы вместе сделать что-то. В тот момент я понял, что хочу быть частью этой команды, – делится он. – Меня всегда заряжал не сам театр, а люди вокруг него».
Любимов отмечает: в 1980-е гг. дети и подростки сильно отличались от нынешних. Они были более начитанными, ответственными, зрелыми, чем современная молодежь. Мастера и режиссеры ТЮМа учитывали запросы учеников. В театре ставились серьезные произведения, например «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и «Благослови зверей и детей» Глендона Суортхаута. Эта творческая среда сильно сформировала актера в юности.
Другой знаковый и, пожалуй, главный театр для Любимова в Москве – «Мастерская Петра Фоменко». Знакомство с творчеством знаменитого театрального режиссера началось для Ильи в 1989 г. с просмотра работы студентов курса Фоменко во время летней сессии – у мастера тогда учился старший брат Любимова Олег. Юного Илью очаровала личность Фоменко. «Я почувствовал, что это какой-то невероятный дядька, рядом с которым хочется быть. Этот вихрь энергетики, идей, образования – я понял, что здесь настоящая жизнь».
Любимов так хотел учиться у Фоменко, что решил поступать в его мастерскую в ГИТИС, еще не окончив школу. Когда Илья уже прошел конкурс, выяснилось, что у него нет среднего образования. «Меня зачислили вольным слушателем, с обещанием, что я в ближайшие полгода получу аттестат экстерном, что я и сделал с помощью моей мамы. Она писала мне по ночам конспекты, а я на голубом глазу потом приходил сдавать экзамены в экстернате, в районе Варшавской», – вспоминает он.
Окончив курс, Любимов стал служить в театре «Мастерская Петра Фоменко», где играет до сих пор. Он заразился философией мастера: в театре, да и в любом деле самое важное – это человек. Во время обучения ему запомнилась фраза Фоменко об уникальности каждой личности: «Все в этом мире уже было, но не было только вас». И театр, и съемочная площадка привлекают Любимова прежде всего энергетикой совместного творчества.
Между МГУ и «Москва-Сити»
Неподалеку от улицы Строителей, где проживает актер, находится одно из его любимых зданий – МГУ им. Ломоносова. История строительства университетского городка хорошо известна Илье. Главное здание МГУ выполнено в стилистике сталинского ампира, и все здания вокруг строились с тем же размахом. После смерти Сталина университетский кампус решили переделать в элитный жилой район. «Внутри Гагаринского района все должно было быть показательным, своего рода выставка достижений послевоенного СССР. Страна демонстрировала, что она возрождается», – рассказывает актер.
Помпезный образ юго-запада Москвы сохранился сегодня почти без изменений. На улице Строителей, во дворе знаменитых красных домов, где жили советские академики, все еще бьют фонтаны и все вокруг напоминает, что этот район задумывался как город-утопия, рассказывает Любимов. Он говорит, что местные жители по-настоящему ценят это место и восхищаются им. «Мне сюда удалось переманить нескольких моих друзей и коллег по цеху», – рассказывает актер и добавляет, что теперь друзья не устают повторять, какое впечатление это производит: вставать с утра и видеть прекрасный город с перспективой на МГУ, реку, Воробьевы горы.
Илья признается, что ассоциирует себя прежде всего с такой Москвой, с архитектурой и философией того времени, когда страна строила светлое будущее. Это, по его мнению, и отличает монументальную архитектуру прошлого: в ней была идея, которая заряжала людей. Впрочем, современный облик столицы актер вполне одобряет. Ему нравится следить за изменениями любимого города. «Конечно, если сравнивать Москва-сити“ и Главное здание МГУ, на меня большее впечатление производит последнее. Но я за то, чтобы город менялся, было бы странно строить сегодня в том же стиле сталинского ампира», – говорит актер.
Традиции и современность
Еще одно знаковое место для Любимова – церковь священномученика Антипы на Колымажном дворе, расположенная недалеко от Пушкинского музея. Актер несколько лет является прихожанином этого храма, одного из старейших в столице. Илья считает: при всей динамике изменений в Москве храмы должны оставаться нетронутыми, чтобы москвичи ощущали связь времен. Любимов отмечает, что сегодня московские градостроители бережно относятся к таким историческим памятникам и крайне важно не увлекаться модернизацией, но попытаться сохранить что-то свое. «Гуляя по центру Москвы, я вижу, как все облагораживается, и мне это однозначно нравится, особенно сочетание современных тенденций с традиционной московской закваской», – говорит Илья. В центре ему нравится прогуливаться с семьей, например по Чистым прудам.
Актер предпочитает передвигаться по Москве на общественном транспорте: метро, трамвае, такси и каршеринге. Собственной машиной пользуется крайне редко: «Я полноценный урбанизированный цифровой человек». Сегодня ценности горожан изменились и наличие хорошей машины перестает быть признаком успешности, отмечает Любимов. По его мнению, одна из сильных сторон Москвы – хорошо налаженная транспортная система. «Мы с Катей продали все свои многочисленные машины, просто избавились от этого комплекса нашего поколения. Сейчас у нас стоит маленький микроавтобус, чтобы ездить с семьей на дачу или за город», – рассказывает он.
Тонкие «Красные линии»
Съемки сериала «Красные линии» также проходили в Москве. В сериале рассказывается предыстория героини Полины Гагариной, амбициозной писательницы Елены Берн. Любимову досталась роль известного писателя, переживающего кризис и использующего талант Елены в собственных целях. Своего героя Илья описывает как «представителя рода маньяков». Но именно темная, разрушительная сторона персонажа привлекла актера: «Всегда интересно то, что не похоже на нас, имеет другой окрас. Шекспировские трагедии построены вокруг таких личностей, разрушающих все вокруг и самих себя. Остальных людей мы и так каждый день видим в магазине или в метро».
Любимова впечатлил молодой режиссер «Красных линий» Гамлет Дульян: «Он хорошо знал, чего хочет, и коротко и ясно объяснял мне, человеку старше и опытнее его, как и что нужно сделать». Актер восхищается трудолюбием своей коллеги по съемочной площадке Полины Гагариной: «Ей прекрасно удалось передать на экране образ невротичной и амбициозной писательницы».
Сам Любимов, имея блестящий талант рассказчика, признается, что способностью к литературе не обладает. «Писательство у меня никогда не выходило, хотя идеи возникали интересные. Конечно, я тешу себя надеждой, что какую-то идею я отнесу знакомому драматургу, он ее выпишет и что-то из этого получится!» – заключает он.
БИОГРАФИЯ
Илья Любимов родился в Москве в 1977 г. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастер – Петр Фоменко). Играет в театре «Мастерская Петра Фоменко». Карьеру на экране начинал с эпизодических ролей в кино и сериалах (сериалы «Гражданин начальник», «Дневник убийцы», фильм «Бумер»). Популярность Любимову принесла роль в сериале «Не родись красивой», вышедшем в 2005 г. В числе наиболее известных киноработ актера – романтические комедии Романа Каримова «Неадекватные люди» и «Неадекватные люди 2». С 2011 г. женат на актрисе Екатерине Вилковой.
Источник: «Ведомости. Город»
Любимов родился в районе Воробьевых гор и всю жизнь прожил на юго-западе столицы. Актер любит рассказывать о местах своего детства, зданиях и районах, построенных в советское время. Его знания о столице удивляют глубиной. Город – его родная стихия, в которой ему интересно все. Районом своего детства актер считает Теплый Стан, улицу Академика Варги. Любимов утверждает: каждому, кто хочет увидеть пример классической советской застройки 1980-х гг., следует погулять по кольцевой улице Академика Варги. «Действительно впечатляет, каким был уровень строительства в те годы. Архитекторы придумали новую модель комфорта для советского человека – практично и без изысков, но при этом учли новаторские приемы архитектуры. Это классический спальный район Москвы», – говорит актер.
Сейчас Любимов вместе с женой, актрисой Екатериной Вилковой, и двумя детьми живут на улице Строителей. Илья считает себя настоящим патриотом округа Гагаринский. Здесь он впервые попал в театр – это был Театр юных москвичей, которым на тот момент, в конце 1980-х, руководил театральный режиссер Александр Тюкавкин. Любимов помнит первый спектакль – «До свидания, овраг» по повести Константина Сергиенко, в котором играли его ровесники. «Я впервые в жизни увидел, что такое дружба и товарищество, как люди горят своим делом и объединяются, чтобы вместе сделать что-то. В тот момент я понял, что хочу быть частью этой команды, – делится он. – Меня всегда заряжал не сам театр, а люди вокруг него».
Любимов отмечает: в 1980-е гг. дети и подростки сильно отличались от нынешних. Они были более начитанными, ответственными, зрелыми, чем современная молодежь. Мастера и режиссеры ТЮМа учитывали запросы учеников. В театре ставились серьезные произведения, например «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и «Благослови зверей и детей» Глендона Суортхаута. Эта творческая среда сильно сформировала актера в юности.
Другой знаковый и, пожалуй, главный театр для Любимова в Москве – «Мастерская Петра Фоменко». Знакомство с творчеством знаменитого театрального режиссера началось для Ильи в 1989 г. с просмотра работы студентов курса Фоменко во время летней сессии – у мастера тогда учился старший брат Любимова Олег. Юного Илью очаровала личность Фоменко. «Я почувствовал, что это какой-то невероятный дядька, рядом с которым хочется быть. Этот вихрь энергетики, идей, образования – я понял, что здесь настоящая жизнь».
Любимов так хотел учиться у Фоменко, что решил поступать в его мастерскую в ГИТИС, еще не окончив школу. Когда Илья уже прошел конкурс, выяснилось, что у него нет среднего образования. «Меня зачислили вольным слушателем, с обещанием, что я в ближайшие полгода получу аттестат экстерном, что я и сделал с помощью моей мамы. Она писала мне по ночам конспекты, а я на голубом глазу потом приходил сдавать экзамены в экстернате, в районе Варшавской», – вспоминает он.
Окончив курс, Любимов стал служить в театре «Мастерская Петра Фоменко», где играет до сих пор. Он заразился философией мастера: в театре, да и в любом деле самое важное – это человек. Во время обучения ему запомнилась фраза Фоменко об уникальности каждой личности: «Все в этом мире уже было, но не было только вас». И театр, и съемочная площадка привлекают Любимова прежде всего энергетикой совместного творчества.
Между МГУ и «Москва-Сити»
Неподалеку от улицы Строителей, где проживает актер, находится одно из его любимых зданий – МГУ им. Ломоносова. История строительства университетского городка хорошо известна Илье. Главное здание МГУ выполнено в стилистике сталинского ампира, и все здания вокруг строились с тем же размахом. После смерти Сталина университетский кампус решили переделать в элитный жилой район. «Внутри Гагаринского района все должно было быть показательным, своего рода выставка достижений послевоенного СССР. Страна демонстрировала, что она возрождается», – рассказывает актер.
Помпезный образ юго-запада Москвы сохранился сегодня почти без изменений. На улице Строителей, во дворе знаменитых красных домов, где жили советские академики, все еще бьют фонтаны и все вокруг напоминает, что этот район задумывался как город-утопия, рассказывает Любимов. Он говорит, что местные жители по-настоящему ценят это место и восхищаются им. «Мне сюда удалось переманить нескольких моих друзей и коллег по цеху», – рассказывает актер и добавляет, что теперь друзья не устают повторять, какое впечатление это производит: вставать с утра и видеть прекрасный город с перспективой на МГУ, реку, Воробьевы горы.
Илья признается, что ассоциирует себя прежде всего с такой Москвой, с архитектурой и философией того времени, когда страна строила светлое будущее. Это, по его мнению, и отличает монументальную архитектуру прошлого: в ней была идея, которая заряжала людей. Впрочем, современный облик столицы актер вполне одобряет. Ему нравится следить за изменениями любимого города. «Конечно, если сравнивать Москва-сити“ и Главное здание МГУ, на меня большее впечатление производит последнее. Но я за то, чтобы город менялся, было бы странно строить сегодня в том же стиле сталинского ампира», – говорит актер.
Традиции и современность
Еще одно знаковое место для Любимова – церковь священномученика Антипы на Колымажном дворе, расположенная недалеко от Пушкинского музея. Актер несколько лет является прихожанином этого храма, одного из старейших в столице. Илья считает: при всей динамике изменений в Москве храмы должны оставаться нетронутыми, чтобы москвичи ощущали связь времен. Любимов отмечает, что сегодня московские градостроители бережно относятся к таким историческим памятникам и крайне важно не увлекаться модернизацией, но попытаться сохранить что-то свое. «Гуляя по центру Москвы, я вижу, как все облагораживается, и мне это однозначно нравится, особенно сочетание современных тенденций с традиционной московской закваской», – говорит Илья. В центре ему нравится прогуливаться с семьей, например по Чистым прудам.
Актер предпочитает передвигаться по Москве на общественном транспорте: метро, трамвае, такси и каршеринге. Собственной машиной пользуется крайне редко: «Я полноценный урбанизированный цифровой человек». Сегодня ценности горожан изменились и наличие хорошей машины перестает быть признаком успешности, отмечает Любимов. По его мнению, одна из сильных сторон Москвы – хорошо налаженная транспортная система. «Мы с Катей продали все свои многочисленные машины, просто избавились от этого комплекса нашего поколения. Сейчас у нас стоит маленький микроавтобус, чтобы ездить с семьей на дачу или за город», – рассказывает он.
Тонкие «Красные линии»
Съемки сериала «Красные линии» также проходили в Москве. В сериале рассказывается предыстория героини Полины Гагариной, амбициозной писательницы Елены Берн. Любимову досталась роль известного писателя, переживающего кризис и использующего талант Елены в собственных целях. Своего героя Илья описывает как «представителя рода маньяков». Но именно темная, разрушительная сторона персонажа привлекла актера: «Всегда интересно то, что не похоже на нас, имеет другой окрас. Шекспировские трагедии построены вокруг таких личностей, разрушающих все вокруг и самих себя. Остальных людей мы и так каждый день видим в магазине или в метро».
Любимова впечатлил молодой режиссер «Красных линий» Гамлет Дульян: «Он хорошо знал, чего хочет, и коротко и ясно объяснял мне, человеку старше и опытнее его, как и что нужно сделать». Актер восхищается трудолюбием своей коллеги по съемочной площадке Полины Гагариной: «Ей прекрасно удалось передать на экране образ невротичной и амбициозной писательницы».
Сам Любимов, имея блестящий талант рассказчика, признается, что способностью к литературе не обладает. «Писательство у меня никогда не выходило, хотя идеи возникали интересные. Конечно, я тешу себя надеждой, что какую-то идею я отнесу знакомому драматургу, он ее выпишет и что-то из этого получится!» – заключает он.
БИОГРАФИЯ
Илья Любимов родился в Москве в 1977 г. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастер – Петр Фоменко). Играет в театре «Мастерская Петра Фоменко». Карьеру на экране начинал с эпизодических ролей в кино и сериалах (сериалы «Гражданин начальник», «Дневник убийцы», фильм «Бумер»). Популярность Любимову принесла роль в сериале «Не родись красивой», вышедшем в 2005 г. В числе наиболее известных киноработ актера – романтические комедии Романа Каримова «Неадекватные люди» и «Неадекватные люди 2». С 2011 г. женат на актрисе Екатерине Вилковой.
Источник: «Ведомости. Город»
Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова