Спектакль «Божественная комедия»
Великая поэма Данте Алигьери на сцене Мастерской Петра Фоменко
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»
Мы, к счастью, перемещаемся не в природные чащи, а в московский театр, благостно раскинувшийся на набережной, где совсем недавно вышел премьерный спектакль режиссёра Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации», погружающий зрителя в философские концепции и сознание индивида XIV века.
Знаменитый opus magnum главного итальянского мастера и первого поэта Возрождения Данте Алигьери датируется началом аж четырнадцатого века и даёт возможность людям уже двадцать первого века прикоснуться к умонастроениям Средневековья. Однако, что может вынести современный человек эпохи постмодерна из классического текста более чем семисотлетней давности, пусть и в блестящем переводе Михаила Лозинского? Для полного осознания необходимо быть глубоко погружённым и в историю Средних веков, и быть очень хорошо знакомым с христианской парадигмой, так как именно сквозь каноническую классификацию «смертных грехов» мы идём вместе с автором, высвечивая гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие.
В понимании смыслов на помощь и приходит театр, где, пусть и в чуть сжатом формате, около двух часов, зритель переносится во времена Данте, да еще и почти в формате аттракциона 5D. Режиссёр спектакля Юрий Титов ломает условную четвёртую сцену и помещает зрителей как бы внутрь происходящего, внутрь самого спектакля, а крутящаяся вокруг своей оси сцена становится прекрасно созвучна и самой задумке Данте с адом, представленным в виде кругов. С каждым новым кругом преисподней зритель сталкивается со всё более страшными грехами, получая эффект полного погружения. Разыгрываемое на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко действо происходит очень близко от публики — некоторые сцены разворачиваются прямо на ступенях, в проходе. Буквально, только руку протянуть — и ты, условно, конечно, но попадешь в ад или в рай.
О чём же здесь? Сам автор, Данте Алигьери (в замечательном исполнении автора инсценировки, режиссёра и актёра Юрия Титова) вместе с римским поэтом Вергилием (Николай Орловский) совершают путешествие, или, как сейчас бы сказали, роуд-трип в загробный мир, дабы обрести веру и внутреннюю гармонию, а также поведать об увиденном людям. По пути на каждом из этапов они встречают давно почивших знаменитых персонажей прошлых эпох.
В первом круге, в лимбе, пространстве для душ, не попавших ни в рай, ни в ад, мы увидим Гомера и Горация, Аристотеля, Сократа и Платона, — все добродетельные нехристиане автоматически, увы, попадали именно сюда, так как им не посчастливилось родиться в христианскую эпоху. Во втором круге — круге сладострастия — зрители видят знаменитую пару любовников Франческу (Александра Кесельман) и Паоло (Владислав Ташбулатов), воспылавших друг к другу запретной в те времена страстью. Согласно истории, Франческа полюбила младшего брата своего мужа. Застав их, воспалённый супруг заколол любовников на месте. Эта сцена создана особенно блестяще: если у Данте во втором круге кружит адский ветер, символизирующий вихрь страстей, в котором все согрешившие во имя любви призваны лететь бесконечно, то в спектакле возлюбленные вместе, в любовном порыве, мягкой дымке и лёгком дуновении ветра, что даёт некоторую надежду, — к счастью, мы уже не в Средневековье. Отдельно хочется отметить нетривиальное музыкальное сопровождение спектакля. Авторы решили не ограничиваться, казалось бы, наиболее уместной здесь классикой: Вагнером, Вивальди и Уэббером, но разбавили их необычной для контекста музыкой 50 Cent и The Doors, что пришлось очень кстати.
«Оставь надежду всяк сюда входящий», — нет, это точно не про спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Напротив, постановка получилась блестящая, сильная, искромётная, в некоторых моментах, как ни удивительно, учитывая специфику произведения, даже весёлая. Что радует, перед спектаклем не так уж обязательно даже браться за главный труд всей жизни Данте Алигьери. Создатели постановки постарались сделать её понятной для всех.
Источник: https://porusski.me/2024/10/07/09-spektakl-bozhestvennaya-komedia/
Мы, к счастью, перемещаемся не в природные чащи, а в московский театр, благостно раскинувшийся на набережной, где совсем недавно вышел премьерный спектакль режиссёра Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации», погружающий зрителя в философские концепции и сознание индивида XIV века.
Знаменитый opus magnum главного итальянского мастера и первого поэта Возрождения Данте Алигьери датируется началом аж четырнадцатого века и даёт возможность людям уже двадцать первого века прикоснуться к умонастроениям Средневековья. Однако, что может вынести современный человек эпохи постмодерна из классического текста более чем семисотлетней давности, пусть и в блестящем переводе Михаила Лозинского? Для полного осознания необходимо быть глубоко погружённым и в историю Средних веков, и быть очень хорошо знакомым с христианской парадигмой, так как именно сквозь каноническую классификацию «смертных грехов» мы идём вместе с автором, высвечивая гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие.
В понимании смыслов на помощь и приходит театр, где, пусть и в чуть сжатом формате, около двух часов, зритель переносится во времена Данте, да еще и почти в формате аттракциона 5D. Режиссёр спектакля Юрий Титов ломает условную четвёртую сцену и помещает зрителей как бы внутрь происходящего, внутрь самого спектакля, а крутящаяся вокруг своей оси сцена становится прекрасно созвучна и самой задумке Данте с адом, представленным в виде кругов. С каждым новым кругом преисподней зритель сталкивается со всё более страшными грехами, получая эффект полного погружения. Разыгрываемое на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко действо происходит очень близко от публики — некоторые сцены разворачиваются прямо на ступенях, в проходе. Буквально, только руку протянуть — и ты, условно, конечно, но попадешь в ад или в рай.
О чём же здесь? Сам автор, Данте Алигьери (в замечательном исполнении автора инсценировки, режиссёра и актёра Юрия Титова) вместе с римским поэтом Вергилием (Николай Орловский) совершают путешествие, или, как сейчас бы сказали, роуд-трип в загробный мир, дабы обрести веру и внутреннюю гармонию, а также поведать об увиденном людям. По пути на каждом из этапов они встречают давно почивших знаменитых персонажей прошлых эпох.
В первом круге, в лимбе, пространстве для душ, не попавших ни в рай, ни в ад, мы увидим Гомера и Горация, Аристотеля, Сократа и Платона, — все добродетельные нехристиане автоматически, увы, попадали именно сюда, так как им не посчастливилось родиться в христианскую эпоху. Во втором круге — круге сладострастия — зрители видят знаменитую пару любовников Франческу (Александра Кесельман) и Паоло (Владислав Ташбулатов), воспылавших друг к другу запретной в те времена страстью. Согласно истории, Франческа полюбила младшего брата своего мужа. Застав их, воспалённый супруг заколол любовников на месте. Эта сцена создана особенно блестяще: если у Данте во втором круге кружит адский ветер, символизирующий вихрь страстей, в котором все согрешившие во имя любви призваны лететь бесконечно, то в спектакле возлюбленные вместе, в любовном порыве, мягкой дымке и лёгком дуновении ветра, что даёт некоторую надежду, — к счастью, мы уже не в Средневековье. Отдельно хочется отметить нетривиальное музыкальное сопровождение спектакля. Авторы решили не ограничиваться, казалось бы, наиболее уместной здесь классикой: Вагнером, Вивальди и Уэббером, но разбавили их необычной для контекста музыкой 50 Cent и The Doors, что пришлось очень кстати.
«Оставь надежду всяк сюда входящий», — нет, это точно не про спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Напротив, постановка получилась блестящая, сильная, искромётная, в некоторых моментах, как ни удивительно, учитывая специфику произведения, даже весёлая. Что радует, перед спектаклем не так уж обязательно даже браться за главный труд всей жизни Данте Алигьери. Создатели постановки постарались сделать её понятной для всех.
Источник: https://porusski.me/2024/10/07/09-spektakl-bozhestvennaya-komedia/
Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010