Мастерская и Маргарита
В Мастерской Петра Фоменко начинающие режиссёры, но при этом опытные актёры Фёдор Малышев и Полина Агуреева поставили спектакль по роману Михаила Булгакова «Мастер Маргарита» (по-видимому, в собственной инсценировке). После просмотра постановок молодых режиссёров по известным произведениям, тем более прозаическим, порой вспоминается эпизод из детства. Любящий дядя подарил мальчику раннего дошкольного возраста вполне взрослый фотоаппарат «Любитель», рассчитывая, что именинник увлечётся искусством фотографии. Это в самом деле случилось спустя несколько десятилетий, когда любительские фотоаппараты стали автоматическими, а потом и цифровыми, простыми в обращении. А подарок постигла другая судьба. За несколько дней он был разобран малышом до последнего винтика и в дальнейшем прочный остов его служил игрушечной двухконфорочной плитой для куклы в играх ещё более маленькой сестрёнки.
Так и в театре инсценировки иногда дают непредвиденные результаты – вместо ожидаемого содержательного художественного продукта получается нечто иное: игровое, интересное для определённой, например молодёжной, части аудитории, прежде всего для самих постановщиков.
Надо сказать, что в подготовке спектакля «Мастер и Маргарита» кроме режиссёров участвовал огромный коллектив (судя по программке, чуть ли не в сотню человек). Есть масштабные массовые сцены, одна из которых вовлекает также и зрителей. Это – представление в театре «Варьете», которое в вольной интерпретации показано во время антракта в фойе, в сопровождении шумного оркестра (музыкальное оформление Рафката Бадретдинова, Дениса Забияки и Ф. Малышева). Правда, обещанного «разоблачения» не удалось заметить.
Сами постановщики взяли себе «козырные» роли Маргариты (П. Агуреева) и Коровьева (Ф. Малышев). Однако весьма опытные актёры воплощают и других основных персонажей, таких, например, как Воланд (Алексей Колубков), Мастер (Томас Моцкус), Понтий Пилат (Владимир Топцов). Убедителен поэт Иван Бездомный (Дмитрий Захаров). Роль Азазелло вобрала в себя также образ ассистентки Воланда Геллы и исполняется актрисой Галиной Кашковской.
Нельзя сказать, что в этом спектакле ничего не впечатляет и ничего не запоминается. Привлекающих внимание элементов немало, и видно, что как режиссёры, так и исполнители немало пота пролили на репетициях. Впечатляет, например, сцена бала у Воланда, где гости поднимаются к Маргарите по винтовой лестнице. Запоминается довольно длительный и, надо отдать должное, ритмичный перформанс главной героини на ударных инструментах – отголоски погрома, учиненного дамой в квартире обидевших её избранника литературных критиков. Некоторые приемы, будучи в общем-то оригинальными, все же вызывают раздражение наивностью: например, Понтий Пилат весь спектакль таскает Иешуа Га-Ноцри (Павел Яковлев) на спине.
В ряде московских постановок «Мастера и Маргариты» поражает то, что этот самый остроумный, яркий роман Булгакова превращается на сцене в мрачное действо, большей частью происходящее чуть ли не в кромешной тьме (сценография и свет художника Владислава Фролова). Возможно, постановщики воспринимают произведение как мистическое, а события в нём – как проявления тёмных, потусторонних сил. Разве что в антракте становится светло. Нет каскада блистательных аттракционов, смешных реприз.
Второстепенные персонажи даны совсем пунктиром, скороговоркой. Например, дядя попавшего под трамвай литературного «генерала» Михаила Берлиоза Максимилиан Поплавский, приехавший из Киева на похороны, успевает отметиться лишь восклицанием: «Квартира в Москве!» – и играет его тот же актёр (Дмитрий Рудков), что и самого Берлиоза. Точно так же и другие персонажи второго плана не успевают обрасти «плотью», что снижает интерес к ним. Массовые сцены (например, эпизод, который должен воплотить вечеринку в «Доме Грибоедова») тоже сыграны тускло, как будто служат лишь фоном для чего-то более значительного, что, видимо, хотели высказать авторы спектакля. Однако цельного ощущения этого высказывания пока нет – возможно, оно придёт по мере «роста» спектакля в ходе дальнейших представлений.
Источник: «Литературная Россия»
Так и в театре инсценировки иногда дают непредвиденные результаты – вместо ожидаемого содержательного художественного продукта получается нечто иное: игровое, интересное для определённой, например молодёжной, части аудитории, прежде всего для самих постановщиков.
Надо сказать, что в подготовке спектакля «Мастер и Маргарита» кроме режиссёров участвовал огромный коллектив (судя по программке, чуть ли не в сотню человек). Есть масштабные массовые сцены, одна из которых вовлекает также и зрителей. Это – представление в театре «Варьете», которое в вольной интерпретации показано во время антракта в фойе, в сопровождении шумного оркестра (музыкальное оформление Рафката Бадретдинова, Дениса Забияки и Ф. Малышева). Правда, обещанного «разоблачения» не удалось заметить.
Сами постановщики взяли себе «козырные» роли Маргариты (П. Агуреева) и Коровьева (Ф. Малышев). Однако весьма опытные актёры воплощают и других основных персонажей, таких, например, как Воланд (Алексей Колубков), Мастер (Томас Моцкус), Понтий Пилат (Владимир Топцов). Убедителен поэт Иван Бездомный (Дмитрий Захаров). Роль Азазелло вобрала в себя также образ ассистентки Воланда Геллы и исполняется актрисой Галиной Кашковской.
Нельзя сказать, что в этом спектакле ничего не впечатляет и ничего не запоминается. Привлекающих внимание элементов немало, и видно, что как режиссёры, так и исполнители немало пота пролили на репетициях. Впечатляет, например, сцена бала у Воланда, где гости поднимаются к Маргарите по винтовой лестнице. Запоминается довольно длительный и, надо отдать должное, ритмичный перформанс главной героини на ударных инструментах – отголоски погрома, учиненного дамой в квартире обидевших её избранника литературных критиков. Некоторые приемы, будучи в общем-то оригинальными, все же вызывают раздражение наивностью: например, Понтий Пилат весь спектакль таскает Иешуа Га-Ноцри (Павел Яковлев) на спине.
В ряде московских постановок «Мастера и Маргариты» поражает то, что этот самый остроумный, яркий роман Булгакова превращается на сцене в мрачное действо, большей частью происходящее чуть ли не в кромешной тьме (сценография и свет художника Владислава Фролова). Возможно, постановщики воспринимают произведение как мистическое, а события в нём – как проявления тёмных, потусторонних сил. Разве что в антракте становится светло. Нет каскада блистательных аттракционов, смешных реприз.
Второстепенные персонажи даны совсем пунктиром, скороговоркой. Например, дядя попавшего под трамвай литературного «генерала» Михаила Берлиоза Максимилиан Поплавский, приехавший из Киева на похороны, успевает отметиться лишь восклицанием: «Квартира в Москве!» – и играет его тот же актёр (Дмитрий Рудков), что и самого Берлиоза. Точно так же и другие персонажи второго плана не успевают обрасти «плотью», что снижает интерес к ним. Массовые сцены (например, эпизод, который должен воплотить вечеринку в «Доме Грибоедова») тоже сыграны тускло, как будто служат лишь фоном для чего-то более значительного, что, видимо, хотели высказать авторы спектакля. Однако цельного ощущения этого высказывания пока нет – возможно, оно придёт по мере «роста» спектакля в ходе дальнейших представлений.
Источник: «Литературная Россия»
Ильдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016