«Фоменки» в поисках истины и сцены
Свой четвертый сезон «Мастерская Петра Фоменко» открыла премьерой тургеневского «Месяца в деревне» в постановке Сергея Женовача. Почти пятичасовой спектакль пока бездомного и вместе с тем одного из лучших в Москве театра обрел пристанище на тихой улице Плющихе в ДК «Каучук». Как и прежде, новую работу «фоменок» отличают внимание к психологическим подробностям, аристократизм, который кажется врожденным, и зрелость, которой по праву могут позавидовать сегодня многие академические труппы с традицией и историей.
«Месяц в деревне», переносящий нас в атмосферу лета в дворянской усадьбе середины прошлого века, репетировали именно летом и именно в деревне, да не просто в деревне, а в Любимовке имении Станиславского. Кажется, что именно оттуда красноватая духота задрапированной сцены и белый, почти условный фрагмент усадьбы, который скорее напоминает античные развалины, сверкающие на фоне полуденного марева (сценограф Владимир Максимов). Изысканные костюмы Алены Сидориной как будто душат героев в плену корсажей, приличий, синтетики, родственных и дружеских связей, принятых правил и недомолвок, хотя наружу сквозь аккуратные швы и изящество дворянской усадебной беспечности рвется слепая разрушительная страсть, вспыхнувшая в эти дни, как сухая соломинка от увеличительного стекла.
Наталья Петровна прима «фоменок» Галина Тюнина, которой уже не раз и в кино, и на сцене доводилось входить в terra incognita неразделенной любви, где, как в Зазеркалье, все дарит надежду и все обманывает, все доступно и все оборачивается против тебя, и ты уже не только не имеешь власти над собственной судьбой, но и не представляешь, что способен сделать в следующую минуту. Она играет не коварство и любовь нескольких жарких дней из жизни провинциальной помещицы, а сухую лихорадку, высокую нервность, взвинченный вихрь, который не утихнет, пока не испепелит душу дотла. В таком состоянии один вид любимого человека может принести больше страданий, чем безнадежное осознание того, что он может любить другую.
В спектакле не раз открывается двойное дно. Тщательное подчеркивание возраста и в тексте, и в перечне действующих лиц быстро теряет свой смысл, и не только потому, что играют ровесники (только «пришелец» Кирилл Пирогов в роли студента Беляева, как и положено ему в этом раскладе, действительно моложе своих коллег). Жизнь и сцена наделяют своих героев возрастом, отнюдь не совпадающим с количеством прожитых лет. И если Наталья Петровна женщина, у которой еще «не было молодости», то ее семнадцатилетняя воспитанница Верочка, вмиг познавшая, в каком нерасплетаемом колтуне могут перепутаться любовь, ревность, вероломство, стыдливость, девушка, у которой уже никогда не будет молодости. Полина Кутепова в роли Верочки выглядит здесь гораздо взрослее Натальи Петровны. И словно в насмешку над всей этой коллизией 37-летняя Ли-завета Богдановна, которую играет Ксения Кутепова, как две капли воды похожая на свою сестру (их сходство почти всегда становится предметом обыгрывания в спектаклях «фоменок» и лишним козырем в руках режиссера), кажется совершенно розовым инфантильным существом, чья душа никогда не повзрослеет и никогда не покинет солнечную полянку счастливого неведения. Слово здесь почти по-чеховски не столько несет в себе истинный смысл, сколько скрывает его, как тонкий слой пепла, под которым тлеет, но не затухает огонь разрушительной страсти, опаливший не только Наталью Петровну, но и всех, кто был с ней рядом. Впрочем, чего здесь нет, так это чеховской «мирихлюндии» в самые мучительные для Натальи Петровны моменты в зале очень часто звучит смех, а актеры, кажется, и не страшатся этого смеха, словно специально подчеркивая, сколько смешного и нелепого таится в трагическом. Все тайное, старательно и тщетно скрываемое за фразами, становится явным во «внутренних» монологах, которые режиссер делает резко заостренными и громко произнесенными вслух, когда, не в силах больше сосуществовать друг с другом в одной плоскости, герои тургеневской комедии словно разлетаются под бетховенскую скрипку в параллельные миры и там, догадываясь, подозревая, ревнуя и выслеживая, понимают друг о друге больше, чем в своем притворно-откровенном общении. Их удел не выдержать этого пожара, уехать, бежать на край света, выйти замуж за первого попавшегося, остаться ни с чем, словом, разлететься по сухой земле, на которую так и не упала ни одна живительная капля взаимности.
Не стараясь понравиться всем, не ставя перед собой задачу быть непременно актуальными, «фоменки» неторопливо и тщательно исследуют вечные проблемы души, бережно сохраняя те самые традиции русского театра, об утрате которых не устают повторять мэтры отечественной сцены. В планах театра спектакль ни много ни мало по «Войне и миру», который при благоприятном стечении обстоятельств Петр Фоменко доделает уже на собственной сцене.
«Месяц в деревне», переносящий нас в атмосферу лета в дворянской усадьбе середины прошлого века, репетировали именно летом и именно в деревне, да не просто в деревне, а в Любимовке имении Станиславского. Кажется, что именно оттуда красноватая духота задрапированной сцены и белый, почти условный фрагмент усадьбы, который скорее напоминает античные развалины, сверкающие на фоне полуденного марева (сценограф Владимир Максимов). Изысканные костюмы Алены Сидориной как будто душат героев в плену корсажей, приличий, синтетики, родственных и дружеских связей, принятых правил и недомолвок, хотя наружу сквозь аккуратные швы и изящество дворянской усадебной беспечности рвется слепая разрушительная страсть, вспыхнувшая в эти дни, как сухая соломинка от увеличительного стекла.
Наталья Петровна прима «фоменок» Галина Тюнина, которой уже не раз и в кино, и на сцене доводилось входить в terra incognita неразделенной любви, где, как в Зазеркалье, все дарит надежду и все обманывает, все доступно и все оборачивается против тебя, и ты уже не только не имеешь власти над собственной судьбой, но и не представляешь, что способен сделать в следующую минуту. Она играет не коварство и любовь нескольких жарких дней из жизни провинциальной помещицы, а сухую лихорадку, высокую нервность, взвинченный вихрь, который не утихнет, пока не испепелит душу дотла. В таком состоянии один вид любимого человека может принести больше страданий, чем безнадежное осознание того, что он может любить другую.
В спектакле не раз открывается двойное дно. Тщательное подчеркивание возраста и в тексте, и в перечне действующих лиц быстро теряет свой смысл, и не только потому, что играют ровесники (только «пришелец» Кирилл Пирогов в роли студента Беляева, как и положено ему в этом раскладе, действительно моложе своих коллег). Жизнь и сцена наделяют своих героев возрастом, отнюдь не совпадающим с количеством прожитых лет. И если Наталья Петровна женщина, у которой еще «не было молодости», то ее семнадцатилетняя воспитанница Верочка, вмиг познавшая, в каком нерасплетаемом колтуне могут перепутаться любовь, ревность, вероломство, стыдливость, девушка, у которой уже никогда не будет молодости. Полина Кутепова в роли Верочки выглядит здесь гораздо взрослее Натальи Петровны. И словно в насмешку над всей этой коллизией 37-летняя Ли-завета Богдановна, которую играет Ксения Кутепова, как две капли воды похожая на свою сестру (их сходство почти всегда становится предметом обыгрывания в спектаклях «фоменок» и лишним козырем в руках режиссера), кажется совершенно розовым инфантильным существом, чья душа никогда не повзрослеет и никогда не покинет солнечную полянку счастливого неведения. Слово здесь почти по-чеховски не столько несет в себе истинный смысл, сколько скрывает его, как тонкий слой пепла, под которым тлеет, но не затухает огонь разрушительной страсти, опаливший не только Наталью Петровну, но и всех, кто был с ней рядом. Впрочем, чего здесь нет, так это чеховской «мирихлюндии» в самые мучительные для Натальи Петровны моменты в зале очень часто звучит смех, а актеры, кажется, и не страшатся этого смеха, словно специально подчеркивая, сколько смешного и нелепого таится в трагическом. Все тайное, старательно и тщетно скрываемое за фразами, становится явным во «внутренних» монологах, которые режиссер делает резко заостренными и громко произнесенными вслух, когда, не в силах больше сосуществовать друг с другом в одной плоскости, герои тургеневской комедии словно разлетаются под бетховенскую скрипку в параллельные миры и там, догадываясь, подозревая, ревнуя и выслеживая, понимают друг о друге больше, чем в своем притворно-откровенном общении. Их удел не выдержать этого пожара, уехать, бежать на край света, выйти замуж за первого попавшегося, остаться ни с чем, словом, разлететься по сухой земле, на которую так и не упала ни одна живительная капля взаимности.
Не стараясь понравиться всем, не ставя перед собой задачу быть непременно актуальными, «фоменки» неторопливо и тщательно исследуют вечные проблемы души, бережно сохраняя те самые традиции русского театра, об утрате которых не устают повторять мэтры отечественной сцены. В планах театра спектакль ни много ни мало по «Войне и миру», который при благоприятном стечении обстоятельств Петр Фоменко доделает уже на собственной сцене.
Ольга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Актер мирного сосуществования«Дом Актера», 05.1997
- О свойствах страстиНаталья Крымова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 03.1997
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- «Месяц в деревне», или Двадцать лет под кроватьюНаталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Месяц в деревне. Почти ДостоевскийЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- Кто боится женской любви?Маруся Карабасова, «Московский Комсомолец», 22.12.1996
- В тени утраченного раяОльга Игнатюк, «Культура», 14.12.1996
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- Бесстрастный этюдГригорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- ПолупасторальИрина Глущенко, «Дом Актера», 12.1996
- «Месяц в деревне»«Домовой, № 12», 12.1996
- «Фоменки» выходят в большую жизньРоман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
- И всюду страсти роковые┘Татьяна Исканцева, «Куранты», 6.11.1996
- Архаичная рок-опера и современный XIX векДина Годер, «Итоги», 5.11.1996
- Пасторальный этюд о страстиЕлена Николаева, «Новое время», 4.11.1996
- «Дать волю┘»«Экран и сцена, № 46», 11.1996
- Месяц в селе СтепанчиковоАлла Иванова, «Век, № 44», 11.1996
- «Месяц в деревне» новая работа Сергея ЖеновачаАлена Солнцева, «Огонек, № 44», 11.1996
- «Две женщины» нового времениНина Агишева, «Московские новости, № 44», 11.1996
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Без скидокАлена Злобина, «Общая газета», 24.10.1996
- «И всюду страсти роковые┘»Майя Карапетян, «Вечерняя Москва», 23.10.1996
- Тургеневские девушки вечны, потому что они верны«Комсомольская правда», 22.10.1996
- Комедия здесь и сейчасОльга Горгома, «Сегодня», 18.10.1996
- Молодой месяцЛариса Юсипова, «Коммерсант», 10.10.1996