RuEn

Форум

Шоу, Сокуров и Мастерская. Попытка сопоставления

9 июня 2005, 18:36, БВГ

Сначала собственно о пьесе Шоу. К сожалению, я ее не успел прочесть полностью до просмотра спектакля для "чистоты восприятия", но у меня сложилось впечатление, что собственно пьесу Шоу написал с одним мировозрением, а вступление через значительный период уже с другим. В нем он попытался сместить оценки восприятия пьесы, но дух ее, видимо, не сумел до конца изменить. Таким образом, каждый постановщик "Дома..." сталкивался с дилеммой: если следовать букве (т.е. тексту) пьесы, то получалось следование первоначальному духу пьесы, для того же, чтобы получилось следование духу вступления (т.е. тому, что хотел в конечном итоге донести до зрителя Шоу) нужно было значительно отойти от "буквы".
Именно последнее и проделал с блеском Сокуров. У него получилось следование духу пьесы в понимании Шоу. Получилась некая экранизация библейского потопа (помните заключительные кадры), где в доме-ковчеге собралось "каждой твари по паре" (кстати, в эту концепцию превосходно укладывается боров, цапля, какие-то еще животные мелькали в кадре; хорошо укладывается и "библейский" вид Капитана). Ну и распад общества хорошо показан.
Используя возможности кино, Сокуров сделал войну действующим лицом пьесы (а именно игнорирование войны английским обывателем √ главная боль вступления Шоу). Что-то подобное сделать в театре ЧИСТО ТЕАТРАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ вряд ли возможно.
Короче, Сокуров превосходно реализовал замысел Шоу. О художественных достоинствах фильма и кое-что о премьерном спектакле Мастерской в следующем письме.

Так что ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Шоу, Сокуров и Мастерская. Попытка сопоставления (продолжение)

12 июня 2005, 15:11, БВГ

Теперь о художественных достоинствах фильма (с моей точки зрения).
Прежде всего, меня поразили первые кадры: если бы я случайно включил телевизор в этом месте, я бы решил, что смотрю грузинский фильм, почему-то сразу вспомнился Пиросмани. Интересно, такая аналогия возникла только у меня? Это было абсолютно не похоже на то, что я видел у Сокурова раньше.
Теперь об актерах. Совершенно восхитителен Доктор, превосходно сыгран Босс Менген, понравилась мне и Элли (между прочим, временами мне она напоминала Наталью Мартынову, исполнительницу этой роли в Мастерской). Да, конечно хорош Гектор. Но актер, играющий эту роль, по-видимому "обречен" на успех. В принципе, все актеры сыграли хорошо, просто Сокуров так выстроил их образы, что меня не все не впечатлили. Умом я понимаю, что обе дочери Капитана осознанно представлены такими (я бы сказал "законченными декадентками"), и может быть именно такими их и надо представлять, но после обворожительных актрис Мастерской они выглядят (для меня, по крайней мере) малоубедительно. На удивление невыйграшно выглядел Капитан. Он явно "проигрывает" Бадалову. Впрочем, если его рассматривать как патриарха Ноя, то таким он и должен быть.
К очевидным достоинствам фильма относятся и документальные (или псевдодокументальные) вставки, и очень точное использование музыки. В целом в фильме, на мой взгляд, почти нет недостатков. Некоторая сумбурность отдельных эпизодов может быть вполне списана на декадентский характер общества, представленного в Доме. Но вот "послевкусием" для меня лично остались вот те псевдогрузинские эпизоды (а их было несколько).

А теперь несколько слов о премьерном спектакле Мастерской. Как я уже писал ранее, для передачи того смысла, который в пьесу хотел вложить Шоу, по моему мнению, требуется значительное изменение текста пьесы. Но в Мастерской не принято (насколько мне известно) сильно изменять текст автора. Далее. Чтобы показать бездушность (или беззаботность) обитателей Дома перед лицом гибели сотен тысяч людей на войне (а именно эту мысль настойчиво проводит Шоу во вступлении) надо ДОСТАТОЧНО СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО. Чисто театральными средствами это сделать, на мой взгляд, сложновато. Самое сильное средство уже использовано Сокуровым. Каменькович использует детали, напоминающие о войне: тут и заклеенные крестом окна, и мешки, похожие на те, которыми закладывают окна во время войны, и сообщения по радио (перед началом каждого действия пьесы). Но все эти "военные атрибуты" мало эффективны. После фильма Сокурова я осознал, что совершенно напрасно пытался почувствовать в спектакле тот смысл, который Шоу пытался вложить в свое произведение (после написания вступления). Блистательная игра актеров, "остаток мироощущения" Шоу при написании пьесы, да и относительная ограниченность чисто театральных средств делало эту задачу практически неосуществимой.
Вот к таким выводам пришел я, пытаясь сопоставить впечатления от прочтения пьесы "Дом, где разбиваются сердца" и просмотров спектакля Мастерской и фильма Сокурова. Безусловно, оно очень субъективно. Чтение пьесы я закончил уже после просмотра спектакля, поэтому "чистота восприятия" была нарушена. Ну что ж, жду критических замечаний.

Re: Шоу, Сокуров и Мастерская. Попытка сопоставления (продолжение)

12 июня 2005, 17:04, Безымянный

Знаете, мне лично впервые совершенно нечего Вам сказать или добавить, или возразить. Пьесу помню плохо, о вступлении - вообще ничего, спектакля не видела. Только смотрела фильм, который для Вас все-таки явился продолжением темы, а для меня совершенно независимым произведением. Следующим номером программы у меня, надеюсь, будет спектакль, а потом уж текст. Тогда, может, что-нибудь созреет.

Re: Шоу, Сокуров и Мастерская. Попытка сопоставления (продолжение)

12 июня 2005, 17:48, БВГ

Ясно. Что ж, жду с нетерпением. Когда, кстати, идете?

А что скажете Вы, г-н Барин. Судя по Вашим сообщениям, Вы недавно перечитали пьесу. Меня, конечно, больше всего интересует, правильно ли я ╚оценил╩ ее. Мне очень ╚мешал╩ просмотренный спектакль. И из всего написанного больше всего сомневаюсь в тезис ╚дух собственно пьесы при написании отличался от духа, который хотел вложить в него Шоу во вступлении╩. Мне так показалось, а как Вам?

Я помню, что не ответил еще на Вашу реплику ╚про Чапаева╩. Ей богу, абсолютно некогда. Сейчас сижу на работе, пытаюсь ╚заставить╩ бухгалтерскую программу работать так, как надо. И когда ╚мозга за мозгу совсем заходит╩, заглядываю в Форум. Не знаю, сумею ли еще сегодня заглянуть. А ответ попробую написать по дороге, на КПК.

Re: Шоу, Сокуров и Мастерская. Попытка сопоставления (продолжение)

12 июня 2005, 18:10, Безымянный

Возьму некоторый тайм-аут - надо перечитать вступление. Но кое-какие соображения - по поводу чеховских мотивов - уже имеются. Спектакля я, кстати, тоже пока не видел.

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности