Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
А интересно Кириллу за музыку к Питер FM платят
Российского кино не будет
Региональные кинотеатры могут просто от него отказаться
Конфликт между екатеринбургскими кинопрокатчиками и Российским авторским обществом (РАО) получил развитие. В ответ на требование РАО начать выплаты авторских вознаграждений композиторам, чья музыка звучит в фильмах российского производства, местные кинотеатры заявили, что готовы отказаться от демонстрации отечественных лент. Они утверждают, что в таком случае рентабельность бизнеса существенно снижается и более выгодно прокатывать иностранные фильмы. Вместе с тем участники рынка сомневаются в том, что демарш со стороны екатеринбургских прокатчиков будет доведен до логического завершения.
Российское авторское общество √ некоммерческая общественная организация, осуществляющая реализацию и охрану авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. В том числе среди функций РАО √ управление имущественными правами авторов на коллективной основе (публичное исполнение, воспроизведение путем записи, тиражирование произведений). В 2005 г. общая сумма сборов РАО составила, по информации общества, 1 117, 993 млн руб.
В течение длительного времени Российское авторское общество пытается взыскать с кинотеатров Екатеринбурга гонорары авторов музыки к российским лентам. Так, в ноябре прошлого года суд обязал кинотеатр ╚Салют╩ выплатить отчисления в размере 170 тыс. руб. автору музыки к фильму ╚Ночной дозор╩. Аналогичная ситуация повторилась и в начале лета. Уральский филиал РАО подал иски к ряду кинотеатров Екатеринбурга о выплатах гонорара композитору фильма ╚9 рота╩ Дато Евгенидзе. Основой для этих исков послужило положение постановления правительства РФ ╚О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства╩, согласно которому автор музыкального произведения, созданного специально для фильма, при публичном его исполнении имеет право на вознаграждение в размере 3% от валового сбора. Причем 3% √ минимальная ставка, а в реальности она может достигать и 6-7%.
Руководство екатеринбургских кинотеатров с этим требованием не согласно, считая, что такие отчисления существенно снижают рентабельность проката отечественных лент. По этому поводу Национальная ассоциация кинотеатров (НАК), представляющая интересы екатеринбуржцев, направила открытое письмо в Гильдию продюсеров России. В частности, в нем говорится о том, что из-за необходимости этих отчислений прокатная плата по российским фильмам для кинотеатров достигает 53%, тогда как для иностранных фильмов этот показатель √ 50%. Таким образом, по мнению владельцев кинотеатров, у них возникают дополнительные расходы. В связи со сложившейся ситуацией участники конфликта заявили о том, что готовы отказаться от проката российских фильмов.
Впрочем, в разговоре с RBC daily представители кинотеатров Екатеринбурга уже не были столь категоричны. ╚В принципе отказаться полностью от российских фильмов мы не готовы, √ сообщил RBC daily директор сети кинотеатров ╚Премьер-зал╩ Александр Прохоров. √ Но мы видим возможность стабилизировать ситуацию. Если продюсер будет заранее договариваться с композитором с учетом пожеланий кинотеатров, на такие меры идти не придется╩. Глава НАК Евгений Рогозин также согласен с высказыванием г-на Прохорова. По их мнению, прокат фильмов без авторских отягощений может стать разумным решением проблемы.
Однако навстречу им пока никто не идет. Как рассказал RBC daily гендиректор Гильдии продюсеров России Юрий Плечев, подобные изменения, если и должны происходить, то на законодательном уровне. ╚Возможно, существующее законодательство об авторском праве и архаично, но наша позиция заключается в том, чтобы решить эту проблему в соответствии с законом, а именно вносить соответствующие поправки, √ сказал он RBC daily. √ Тем более что на данный момент такими правами, как композитор, не обладают другие создатели фильма √ ни режиссер, ни драматург╩.
По мнению юристов, сейчас у кинотеатров действительно нет права ╚продавливать╩ решение о том, чтобы именно продюсеры взяли на себя труд отчислений композиторам. ╚Требовать заключать прямые договоры они могут только с позиции сторон, желающих о чем-то договориться, но не с позиции, которая как-либо оформлена законодательно, √ прокомментировал RBC daily юрист компании Baker & McKenzie Андрей Минков. √ Но и прямого запрета на то, чтобы авторы непосредственно заключали договоры с кинотеатрами, не существует. Просто РАО это делать проще, благодаря своей разветвленной структуре╩.
В самом РАО считают, что участники конфликта не смогут добиться своего. ╚На мой взгляд, екатеринбургские кинотеатры не правы, отказываясь от выплаты процентов, √ сказала RBC daily зампред правления РАО Екатерина Ананьева. √ Они обязаны выплачивать вознаграждение, поскольку именно они демонстрируют фильм публично, а не кто-либо другой╩. Кроме того, собеседница RBC daily высказала сомнение в том, что кинотеатрам удастся ╚перевести сотрудничество с композиторами на другие рельсы╩.
Эксперты кинорынка считают, что выбранная кинотеатрами политика может оказаться неэффективной. Так, по словам генерального директора компании ╚Нева-фильм╩ Олега Березина, кинотеатры попросту не могут сейчас диктовать свои условия дистрибьюторам и отказываться от проката российских лент. ╚За рубежом в среднем доход от проката для владельцев фильма составляет 10%, и в России этот показатель 10%, √ прокомментировал он RBC daily. √ Так что отказываться от них они не могут╩. Сходного мнения придерживается и Юрий Плечев из Гильдии продюсеров. А по мнению Инны Муриной, директора In-Chart Research Group, впервые проблема авторских отчислений композиторам получила столь широкий резонанс. Она не исключает, что в связи с тем, что сейчас к екатеринбургским кинотеатрам присоединяются участники рынка из других городов, проблема может перерасти из частной в корпоративную.
Отдел экономики
rbc.ru
Анна Попова, Никита Баталов, 26.07.2006