RuEn

Форум

Роскошь искусства

11 августа 2006, 11:48, Маленький Будда

(Наверное, все зависит от приоритетов, кому это интересно, слава богу, что и за эти деньги фоменок показали. И если бы они были плохи, то на последующие спектакли залы были бы не такие полные. Причем, что интересно на фоменок в Питере пошли люди, которые не так часто в театр ходили в последнее время. А тут посчитали это довольно важным событием.)

Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург
Время новостей.
Пресс-конференция, посвященная итогам гастролей в Петербурге одного прекрасного московского театра. Восторги изъявляются, благодарности рассыпаются -- от хозяев гостям и обратно, как-то даже все малопрофессионально со стороны журналистов -- вместо вопросов рассказы про то, как мы вас любим, и ╚приезжайте к нам еще╩. Не ╚прессуха╩, а заседание общества взаимного восхищения. Мирно-плавное течение которого вдруг нарушила жлобоватого вида девица: мол, спасибо, вы, конечно, молодцы, но как можно было делать такие дорогие билеты -- студентам и пенсионерам они не по карману!

О, как тут все оживились. Возглавляющий театр выдающийся режиссер темпераментно заклеймил генерацию халявщиков, которые и за пятьдесят рублей билет покупать не станут -- им бы только бесплатно пролезть. И в кино билет стоит двести -- а почему в театр должен быть дешевле? И припомнил шаляпинское ╚даром только птички поют╩. Директор театра с чувством признался, что дома, в Москве, всегда пускает студентов постоять в проходе, но тут они в гостях и не диктуют порядок. И что гастроли бывают спонсорские и коммерческие: в первом случае билеты хоть просто так раздавай, а во втором, без спонсора, организаторы стремятся окупить расходы и заработать -- петербургские как раз такие. Не выдержала ведущая актриса: ╚Нас предупреждали, что здесь -- никаких контрамарок, и все равно правдами и неправдами администраторы всех проводили и сажали на свободные места╩. Дальше только про то и разговор. Что, конечно, делает честь интеллигентности сотрудников театра. Хотя на самом деле им точно не в чем оправдываться.

Вольно англичанину Норманну Лебрехту в своей знаменитой книжке ╚Кто убил классическую музыку?╩ конструировать модель: корыстные агенты взвинтили гонорары звезд, с которых они имеют процент, поэтому театры вынуждены повышать цены на билеты, в результате залы пустеют; но поскольку театры существуют на деньги налогоплательщиков, те должны иметь возможность оные театры посещать. Логика, безупречная в просвещенном UK, у нас не работает. У нас поди разбери, кто платит налоги в бюджет, кто этот бюджет пилит, кто честный труженик, кто олигарх, кто зэк, кто блюститель закона, а кто вор и негодяй. Рассуждения про права налогоплательщиков в здешней местности столь же продуктивны, как либеральные вопли насчет того, что президент-де -- нанятый менеджер, обязанный избирателям отчетом... Что пользы от чудесных формул, если они не имеют отношения к объективной реальности, данной нам в ощущениях, -- и неизвестно, приблизятся ли к ней когда-нибудь. Таким образом, отношения культуры и социума в России нельзя рассматривать с точки зрения протестантской идеи взаимных обязанностей и взаимоотчета.

Однако в последние годы, по мере построения у нас (прежде всего в Москве, где принципиально больше денег, чем в прочей РФ) консьюмеристского общества искусство все больше становится частью индустрии entertainments. И в нем начинают действовать те же законы, что и на Западе, где человек, заплативший двести евро за билет, по определению будет доволен, потому что за двести евро плохого не продают. Теперь и отечественного зрителя побуждают выложить несколько тысяч заклинаниями ╚самый громкий (успешный, шокирующий, скандальный и т.п.) спектакль сезона╩. Таковы приемы маркетинга. С другой стороны, в СМИ существуют так называемые новости культуры (прежде всего одноименная передача на соответствующем канале). Идеология этих новостей: премьера и вернисаж, конечно же, лучше, чем если упал самолет или мужики подрались у пивного ларька. Следовательно: что в мире культуры случилось -- то и хорошо уже по факту того, что оно случилось. В результате искажается истинная картина, утрачиваются иерархия ценностей, критерии различения хорошего и дурного. Причем сразу с двух сторон: продавцы искусства наперебой нахваливают свой товар, а журналисты (не критики -- анализ востребован все меньше!) радостно им вторят.

Что ж, если Олег Табаков с гордостью говорит, что МХТ готов выйти на самоокупаемость, а в Ленкоме и ╚Сатириконе╩ аншлаги -- значит, работают нормальные экономические механизмы купли-продажи, спроса-предложения, и не будем им мешать.

Тем не менее кое-где, параллельно с дорогостоящими entertainments, все-таки существует и настоящее искусство -- изумительное, тонкое, глубокое, рождающееся Божьей милостью и самоотверженным трудом. Почему же людей, дарящих современников такой драгоценностью, заставляют чуть ли не извиняться за то, что чудо это -- не общедоступно? Ему и не положено быть таковым.

Повторю, флагманом отношения к искусству как к качественному сжигателю времени в ряду прочих буржуазно-пищеварительных развлечений стала Москва. Где платить, в общем, согласны, причем и за настоящее, и за подделки. В прочей же России раздаются вышеописанные плебейские вопли насчет неподъемной ╚для масс╩ цены на билеты. Каковые, конечно, есть рудимент ленинского лозунга ╚Искусство должно принадлежать народу╩, который давно пора закопать поглубже вместе с самим Лениным.

Не должно!

В самом деле: одно дело заправить пленку в кинопроектор, поставить CD... да хоть бы и живьем выйти на сцену кривляться в антрепризном чесе, и совершенно другое -- каждый вечер наново, сегодняшними физическими силами и душевными затратами творить спектакль или симфонию. Такому произведению и следует стоить дорого -- потому что сложное, тонкое, изысканное искусство, возникающее в результате многолетней педагогической, режиссерской, актерской, музыкантской совместной работы, неустанной шлифовки и ювелирной отделки, не может продаваться за три рубля. Подлинное искусство -- предмет роскоши. Дешевыми надлежит быть хлебу и лекарствам, роскошь же недешева по определению.

Пора бросить наконец совковые разглагольствования про высококультурных библиотекарш в штопаных чулках и новых русских, хлопающих между частями симфоний. Множество людей с хорошим образованием, которых в детстве водили в Филармонию, на ╚Щелкунчика╩ и ╚Руслана и Людмилу╩, сейчас более-менее зарабатывают (хоть большинство -- не той профессией, что обозначена в дипломе) -- и покупают билеты, пусть и не в партер. Само собой, всегда придет сколько-то богатых дураков, но оглушительный успех, который имела в Петербурге, например, ╚Мастерская Петра Фоменко╩ (вы, наверно, догадались, что речь о ее гастролях), не дает оснований говорить, что искусство разминулось со своим настоящим зрителем ввиду его неплатежеспособности.

И наконец. Банк, спонсирующий гастроли, или Мариинский театр, устраивающий общедоступные концерты, совершают добровольные благородные жесты, за которые нужно благодарить, но которых нельзя, неприлично требовать. Такие требования -- проявление пресловутого патернализма российского сознания, помноженного на люмпенизированное советское.

В конце концов, государство свою патерналистскую функцию в этом смысле выполняет, финансируя телевидение. Нет денег -- смотри спектакли и слушай симфонии на канале ╚Культура╩. Он покамест бесплатный.
Источник: http://www.vremya.ru/2006/139/10/158135.html

Re: Роскошь искусства

11 августа 2006, 16:25, Единственная

а у меня "источник" не открывется, может что-то с сылкой?

Re: Роскошь искусства

11 августа 2006, 15:29, olidenn

"консьюмеристский патернализм в энтертайнменте"- не слишком ли?Полистатическая квазиадъюнкция с превалирующей неовербальностью - по-моему, проще и понятнее.

Re: Роскошь искусства

11 августа 2006, 16:38, Маленький Будда

Гы гы:-) Похоже журналист в далеком отрыве от "люмпенизированного сознания" и сублимировано желает выполнять патерналистские функции над своими читателями погрязшими в консьюмеристском энтертайнменте.-(

Единственная, при копировании ссылки в браузер, найдите в ссылке пробел и удалите его, чтобы ссылка была без пропусков, в которых появляется знак процентов кажется.
Статья полностью здесь, хотя можете посмотреть фотку этого Дмитрия по ссылке :-)

Re: Роскошь искусства

11 августа 2006, 17:40, olidenn

У Стругацких один персонаж заявляет:"То, что наиболее естественно, наименее всего подобает человеку".Нас с Вами тянет в театр Фоменко,но мы НЕ БУДЕМ платить полторы тыщи за билет!Долой консьюмерский энтертайнмент с его субстантивной коаддитивностью!!!

Re: Роскошь искусства

11 августа 2006, 18:48, Маленький Будда

Olidenn, у нас на гастрольные всегда дороже, так что я около 5000 руб. за пять спектаклей всё же выложила за то, что тянуло. Правда, с учетом коньячка в антракте:-)

Re: Роскошь искусства

11 августа 2006, 19:20, olidenn

Я выложу и больше,если тянет, правда, многое зависит от того, какой коньячок:-)Нет-нет, я ничего!...

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.