RuEn

Форум

Спектакль "Лев Толстой. Сцены" в ГИТИСе

5 сентября 2008, 10:11, БВГ

Если от спектакля "Семь невозвратных потерь" в целом у меня осталось очень сильное впечатление, то от "Лев Толстой. Сцены" - цельного впечатления не сложилось. Но это не удивительно. Первый спектакль создан режиссером-профессионалом (педагогом), а каждая из 4-х частей второго ? разными студентами курса. Следует отметить, что двое из них еще и сами играли (правда, в чужих фрагментах).
Разные части понравились по-разному. Наиболее неудачная, на мой взгляд, 1-ая ("Петя Ростов"). Фактически, из всего фрагмента мне понравилась только игра Андрея Назимова (Петя Ростов), да и то? как бы это сказать? . Нельзя сказать, что при попытки сыграть детское поведение не бывает фальши, неудач, но, на мой взгляд, с этой задачей справляются многие. Никто больше мне в этом фрагменте не понравился, если не сказать больше. И, наверное, вина в этом в значительной степени лежит на режиссере. Сразу скажу, что как актер Михаил Станкевич показал себя значительно лучше. Я его, между прочим, заметил еще в "Потерях".
Самое сильное впечатление произвел на меня 2-ой фрагмент: "Николай Ростов", а больше всего вторая его часть, включающая диалог княжны Марии и Николая. Впрочем, и часть с участием мадемуазель Бурьен тоже хороша (тут, похоже, в первую очередь заслуга режиссера), но это так, бесплатное приложение, так сказать. А вот диалог настолько хорош, что я берусь высказать (возможно, крамольное) мнение, что ДАЛЕКО не в каждом театре можно увидеть подобное. Все сыграно на каких-то полутонах, на паузах. И вот в той, как Вы правильно назвали, "сдержанной манере". По моему, просто блестяще. И ведь это не характерный диалог! Я не знаю, чья здесь больше заслуга: актеров или режиссера, да это, пожалуй, и не важно.
Фрагмент "Анна Каренина" мне тоже очень понравился. Здесь и вклад режиссера отчетливо виден, и ребята сыграли очень хорошо. Но Игорь Лизенгевич (Каренин), все же понравился больше. Пересказывать все достоинства - неблагодарная задача, могу отметить одну маленькую деталь: в своей речи регулярно говорил "Что", а не "Што" (и не забывал об этом), а это, по-моему, очень хорошо подчеркивало пунктуальность и некоторую ограниченность Каренина.
Последний фрагмент ("Что я видел во сне") получил бы у меня твердую четверку. Больше всего запомнился игрой Михаила Станкевича (Михаил Иванович Ш.), хотя и местами он чуть-чуть переигрывал, впрочем, может мне это показалось на фоне превосходной "сдержанной" манеры игры в предыдущих 2-х фрагментах. Ольга Озоллапиня (Лиза, его дочь) тоже сыграла хорошо, Станкевич запомнился лучше.
Вот, пожалуй, и все.

Уважаемый Сигурд, а насчет "Коровы" Вы не ответили. Впрочем, может Вы участвовали уже в небольшом обсуждении этого спектакля здесь, на Форуме, я позабыл.

Спектакль "Лев Толстой. Сцены". Другое впечатление

5 сентября 2008, 15:01, Сигурд

Вы, как всегда, о хорошем! Нравится мне Ваш подход. А я вот то ли становлюсь старым брюзгой, то ли перфекционистом каким-то, и последнее время так и хочется ругаться.
Первая "Война и мир" - это римейк "Мальчиков". Согласен с Вами, Андрей Назимов хорош, и есть у него актерская природа, но задача поставлена неправильно - он пытается быть подростком, в то время как и жизненный опыт подсказывает, да и по Толстому следует, что он должен стараться казаться взрослым, как и все в его возрасте. Так что из первой части могу выделить разве что Нодара Сирадзе, игравшего Долохова. Вот он был точен, интересен, а главное, наполнен и сдержан.
Таким образом, я плавно перейду к Вашей похвале второму отрывку по "Войне и миру". Спорить не буду, но мне, вероятно, повезло меньше. Построен отрывок на режиссерских штампах, в таком случае артисты должны быть безупречны, а такое случается далеко не всегда даже с одними и теми же артистами. Причин этому много - ребята только что с каникул, в рабочий ритм могли еще не вскочить, новая площадка, которую надо еще освоить и привыкнуть к ней и т.д.
А вот про "Анну Каренину" спорить буду, ибо совсем этот отрывок мне не понравился и даже больше, местами возмутил. Работу режиссера видно, но складывается впечатление, что это посчитали достаточным для вынесения на публику. А довести эту работу до конца? Вплоть до того, что комната с ковром (а придумка хорошая, интересная) начинается ровно посередине сценической площадки, то есть прямо посередине окна. И вместо того, чтобы работать на общий смысл, получается демонстрация этой самой "придумки". Понятный и интересный прием - сначала один и тот же отрезок времени мы видим от его лица, потом от ее. Но тогда в чем различие? Тогда помимо разделения слов я хочу видеть и различие точек зрения, различие отношения к одним и тем же событиям. Грубо говоря - когда мы видим первую часть от его лица - он положительный персонаж, а она если не отрицательный, то хотя бы "заблудшая душа". В то время как во второй, ее части, положительный персонаж уже Анна, а Алексей Александрович - старый зануда. Но этого же нет. Две половины друг от друга не отличаются! Вашу похвалу артисту Лизенгевичу разделю отчасти, он показался мне хорошим, искренним, а вот по поводу "что" не могу сказать с уверенностью, но, вроде бы (каюсь, читал давно и уж совсем не очень хорошо помню) у Льва Николаевича про это есть.
И наконец, последняя часть, котораю у Вас заслужила "хор", а для меня стала настоящей отрадой в этот вечер. Во-первых, законченная история, прожитая артистами от начала до конца. Во-вторых, наконец-то кусочки, сыгранные от первого лица. Согласен с Вами, Станкевичу наша с Вами пресловутая "сдержанность" придала бы дополнительных хороших красок. Озоллапиня тоже хороша, и еще запомнилась его невестка в исполнении Васильевой - за два микроскопических появления все понятно про персонажа, про цели и поступки, про происходящие в ней переживания. И чудесная норвежская студентка в роли шведской жены.
Подведу итог, и, может быть, будет понятнее мое предпочтение четвертой части. Все эти "Алексей Александрович пошел туда-то", "княжна Марья думала так-то", как мне кажется, не позволяют безусловно хорошим, способным ребятам играть друг с другом, больше направляя в себя, нежели чем в партнера, в ситуацию, в действие. И если Женовач, большой мастер, в "Захудалом роде" прекрасно этим приемом пользуется без всякого ущерба для развития истории и отношений, то его ученики, взяв этот прием за основу, восприняли не суть, но только внешнюю сторону. Что еще более странно, поскольку от четырех разных человек я ожидал более разных подходов к одному автору, поиска своих с ним отношений. Но это уже мои личные заморочки, к делу отношения не имеющие, но позволяющие, однако, сделать довольно спорный вывод: если в подготовке актеров режиссерский факультет ГИТИСа по прежнему в лидерах, то собственно, интересных режиссеров-то там появляется все меньше и меньше. Такие вот, если вкратце, впечатления.

P.S. Про "Корову". Когда-нибудь я осмелюсь и пойду. Платонов один из моих любимых авторов, а мне настолько не понравился "Донкий Хот", что я боюсь.

Re: Спектакль "Лев Толстой. Сцены". Другое впечатление

5 сентября 2008, 16:36, БВГ

С удовольствием прочел Вашу оценку.
В первом отрывке, пожалуй, соглашусь с Вами почти во всем. Вы привели те аргументы, до которых я не додумался: я не мог понять, чем же хорошая игра Назимова мне чем-то не нравится. Наверное, как раз в том, что Вы сказали. Про Нодара Силадзе я просто забыл, мне он тоже понравился.
По поводу 3-го отрывка Вы привели интересные доводы. Я, конечно, подумаю еще, но, похоже, Вы правы. Но! На Вашем представлении перед началом выступал Женовач? Он ведь сказал, что весь спектакль ? результат чтений Толстого в течение всего года, и что они 'специально ничего не делали? (почти дословно привожу). Так что в этом, может, и есть ответы на Ваши замечания? Может быть, и форма от 3-го лица отсюда же? Не было времени переиначить?
А по поводу 4-го отрывка, я помню, что мне он понравился, но вот что именно - не запомнилось. Поэтому я и высказался в пользу 4. Может, дело в том, что форма от 3-го лица мне почти не действовала на нервы, а поэтому я его и не выделил. А скорее всего просто все "затмил" диалог во втором отрывке.

9 сентября иду на "Битву жизни" в СТИ. Вы уже видели?

"Донкий Хот" не видел, а вот "Демон. Вид сверху" видел (а говорят, это очень похоже). Так вот "Корова" - абсолютна отлична. Не хочу повторяться, вот почитайте. Это я сразу после просмотра
http://fomenko.theatre.ru/forum/?page=80

Всего наилучшего.
P.S. Я уезжаю на выходные на дачу, так что смогу продолжить переписку только в понедельник.

Re: Спектакль "Лев Толстой. Сцены". Другое впечатление

11 сентября 2008, 23:08, Сигурд

Нет, дорогой мой БВГ, ну как это "'специально ничего не делали". То есть выучили слова и пошли? Нет, простите, не понимаю. На том спектакле, который я посетил, Женовач говорил какие-то обычные для ГИТИСа слова, я не запомнил подробностей. А весь пафос моего недовольства в том и заключается, что ни один из студентов-режиссеров даже и не сделал попытки найти свой подход к Льву Николаевичу, воспользовавшись любезно предоставленным мастером примером. Этому обстоятельству я и огорчаюсь. На предыдущем курсе было три спектакля, поставленных студентами. "Поздняя любовь", "Как вам это понравится", "Ехай". Ни один из них не был похож на "Мальчиков". Конечно, там задача проще, ибо драматургия. Но на то он и ГИТИС, а не профессиональный театр, чтобы учиться, пробовать то, что потом никто и никогда не даст попробовать. Тем более за целый год.

Как там "Битва жизни"? Я был на самом первом прогоне, поэтому мнение свое считаю неполным, неактуальным к данной минуте и недействительным. Планирую на октябрь.

Спектакль "Лев Толстой. Сцены".

12 сентября 2008, 14:30, БВГ

Это сообщение без текста

Re: Спектакль "Лев Толстой. Сцены".

12 сентября 2008, 14:34, БВГ

Слова "специально ничего не делали" я понял так, что мастера-педагоги не ретушировали спектакли для показа зрителям. Это, на мой взгляд, подтверждается искренней реакцией Женовача на удачные моменты в игре ребят (я об этом рассказывал выше).
По поводу студентов-режиссеров я, пожалуй, с Вами соглашусь. В принципе (не по этому спектаклю). Их уровень как режиссеров, пожалуй, сильно отстает от актерского уровня. Я на курсе, который стал теперь СТИ, смотрел "Как это понравится" и "Об-ло-мов-щина". В обоих, мне кажется, уровень режиссуры мешал, подчас, раскрываться ребятам (хотя во втором случае режиссер был далеко не студент).
По поводу "Битвы жизни". Честно скажу, в антракте был готов впервые для СТИ признать абсолютную неудачу. Однако несколько пронзительных сцен в финале сильно поколебало эту решимость.
Могу сказать, что СТРАШНО не понравилась: Женовачем введен прием "будто бы репетиция". Актеры играют с текстами пьесы в руках, иногда просто читают, подчас сбиваясь. Такое ощущение, что этот прием просто мешает ребятам показать все свои способности (хорошо известные Вам). А во втором действии они все реже заглядывают в текст и все становится нормально.
Я даже, как мне кажется, понял замысел Женовача: это не только попытка "уйти" от слишком нравоучительных и затянутых текстов Диккенса. В первом действии почти все действующие лица живут по придуманным ими самими схемам. Вот и сбиваются, заглядывают в свои, так сказать, записи. Причем чем более надумана схема, тем сильнее сбиваются, путаются персонажи (вот именно, не актеры; они точно выполняют замысел). Самая надуманная схема у д-ра Джедлера (Сергей Качанов) ? и он больше всего сбивается. Самая близкая к жизни схема у слуги (Обласов) ? так на него в первом действии было просто приятно смотреть. А во втором действии персонажи начинают либо сильно корректировать свои схемы, либо вообще от них отказываются. Вот и оживает спектакль
Вроде бы ребята этот замысел и выполняют правильно, но... Смотрится это ужасно. Возможно, со временем этот прием "отточат". Не знаю.
Но финал все "тяготы" 1-го действия снимает полностью. Я, по крайней мере, вышел с хорошим настроением.

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности