Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
"Три года", премьера СТИ
Вот, не завели ребята из СТИ до сих пор Форума? Приходится высказываться здесь.:-) А может оно и к лучшему: на нашем Форуме последнее время какое-то затишье.
Скажу сразу: нельзя сказать, что премьера СТИ ?Три года? оставила у меня неизгладимые впечатления, никакого сравнения с ?Мариенбадом? или ?Захудалым родом?, например. Но удовольствие от спектакля я получил, ну и появились некоторые мысли. Итак.
1. Прежде всего, об игре актеров. Девушки, на мой взгляд, в этот раз значительно ?переиграли? ребят. Замечательна Калашникова в роли Юли, особенно хороша была она в самом начале, когда обсуждала предложение Алексея. Ну и потом ?держала марку?. Как всегда хороша Рудь (роль умирающей сестры Алексея). Опять у нее далеко не самая выигрышная роль (как и в ?Захудалом роде?), но играет она очень достойно, образ ее героини надолго запоминается. Понравилась мне и Шашлова в роли Полины.
Теперь о мужских ролях. Не могу однозначно оценить Верткова в роли главного героя (Алексея Лаптева). Вроде бы и роль выстроена правильно, грамотно, придраться не к чему, а вот нет потрясения. Очень достойно отыграл свою маленькую роль Качанов (отец Алексея). Особенно он хорош в заключительных эпизодах, когда изображает ослепшего старика. К сожалению, очень разочаровал Аброскин в роли Федора, брата Алексея. Очень неубедительно, местами он даже очевидно переигрывает (например, в сцене ?помутнения рассудка?). Об остальных мужских ролях не осталось значимых впечатлений.
2. О сценографии. Она в спектакле достаточно сложная, поэтому и изложение моего варианта его расшифровки получилось слегка запутанное. Но, увы, короче не получилось, прошу прощения. Сцена уставлена кроватями, на которых перед началом спектакля все персонажи как бы спят. Кровати ? старого образца, со спинками из металлических прутьев и расставлены в несколько этажей, причем часть стоит вдоль авансцены, а остальные ? перпендикулярно (т.е. спинками к зрителю). То, что каждая ?кровать? - в том числе и отдельное место (дом, комната, беседка, в зависимости от контекста) стало понятно сразу, но вот в целом задумка режиссера (почему именно кровати?) долгое время для меня была непонятна. Намек на ?постельную? основу всякой любви? Да нет. Слишком просто, плоско, да и не похоже на правду. Намек на то, что жизнь героев проходит как во сне? Ну, может частично?, но как-то мелковато. Только где-то к концу стало проясняться, что основным смысловым элементом являются не сами кровати, а их спинки (аналог решетки). Уже после спектакля, при обдумывании этой идеи я вспомнил, что почти все кровати были обращены спинками к зрителям и только 5 стояли вдоль сцены (т.е. как бы ?открыты?, не зарешечены для зрителей). Собственно говоря, расположение можно посмотреть на сайте СТИ. Важно взаимное расположение кроватей: одна обособлена и открыта полностью, 2 как бы сдвоены (одна перед другой) и тоже открыты полностью, и еще 2 частично закрыты спинками других кроватей. На обособленной кровати лежала все первое действие (до своей смерти) больная Нина, одна из сдвоенных кроватей принадлежала Юли, и она (Юля) в течение ВСЕГО спектакля НИ РАЗУ не покидала ?открытого? пространства. На другой из сдвоенных кроватей В НАЧАЛЕ спектакля лежал Алексей. Частично ?открытые? кровати принадлежали любовнице Алексея Полине и их совместному знакомому Ярцеву. Мой вариант расшифровки идеи режиссера и сценографа следующий: лишь Нина и Юля обладают чистыми, открытыми душами. Скрывать им нечего, они не подвержены ни комплексам, ни каким-либо ?измам?. А вот остальные герои в той или иной степени 'в плену' либо каких-нибудь комплексов (Алексей, например, подавлен жестоким воспитанием в детстве, подозревает Юлю в том, что она вышла замуж по расчету), либо ?измов? (Костя ?бредит? социальной революцией), ну, или им есть, что скрывать, совесть их не чиста (муж Нины). Все они постоянно стремятся 'укрыться'. Отец Алексея, например, почти весь спектакль даже не выходит за пределы своей ?кровати'. Сам Алексей почти сразу после женитьбы начинает регулярно скрываться на зарешеченных пространствах, а во втором действии (когда кровать Нины уже освободилась) пытается ?лечь? на нее, но ?не выдерживает? открытого пространства и ложится под кровать, под кроватную сетку. Интересно, например, что Панауров (муж Нины) почти весь спектакль 'прятался' на 'закрытых кроватях', а в середине 2-го действия, когда ему уже нечего было скрывать, спокойно заснул на одной из 'открытых кроватей'. Несколько особняком стоят Полина и Ярцев: им присущи и подлинные чувства и некоторая 'закрытость'. Вот почему и 'кровати' их закрыты частично.
3. И в заключении о 'финальной' сцене: артисты вышли на заключительные аплодисменты, замерли групповым портретом и не уходили за кулисы. Продолжительные аплодисменты, естественно, стали через какое-то время стихать, а зрители ? потихоньку, похихикивая, расходиться. На моей памяти это второй случай вмешательства в заключительные аплодисменты. Когда-то спектакль ?Вор? в Ленкоме заканчивался объявлением по динамикам: 'Уважаемые зрители, просим не аплодировать'. И прекрасно помню, что мне эта 'акция' не понравилась: очень хотелось поблагодарить артистов за замечательный спектакль. Ну а 'акция' СТИ, на мой взгляд, была просто выражением одной из тем спектакля: очень часто дело, начатое с энтузиазмом (любовью) становится в тягость. Вот и мы, зрители, начав аплодировать с энтузиазмом, почувствовали через некоторое время неловкость. И нельзя сказать, что это мне понравилось. Наверное, все-таки заключительные аплодисменты "принадлежат" зрителям, они здесь главные. И не надо вмешиваться в этот процесс, пусть даже в высокохудожественных целях.
Re: "Три года", премьера СТИ
Только сейчас прочитала Ваш отзыв. Очень интересные наблюдения, со всем согласна.
Рядом со мной сидела семейная пара, которая казалась очень счастливой. И она для меня "переиграла" спектакль, в котором даже финал "поживем-увидим" не кажется оптимистичным.
Любопытно прочитать ваши впечатления от спектакля "Река Потудань". Мне очень нравится этот рассказ Платонова и игра ребят замечательная, глубокая, нервная. Очень сильный спектакль.
Re: "Три года", премьера СТИ
Уважаемый БВГ, очень обрадовалась Вашему сообщению про СТИ. Я как раз-таки посмотрела Мариенбад и Вы как всегда оказались правы! Актеры играли с таким удовольствием, что зал не мог этим не заразиться! (я чуть-чуть написала про этой в нашей старой ветке, но она видимо уже давно "ушла вниз")
Повторюсь, но нельзя не заметить шикарную игру Рудь и Шашловой, а Мириам мне понравилась еще в "Роде")) мужской состав тоже был интересен - и совершенно по-новому. В общем для себя сделала вывод, что обязательно посмотрю еще спекакли - для начала Мальчиков, а потом Игроков.
В общем театр, который мне показался "куском Лондона" в центре Москвы - настолько он необычен с этим длинным столом, яблоками и зелеными программками - становится одним из интереснейших мест для меня.
Re: "Три года", премьера СТИ
Попробуйте попасть на "Реку Потудань" - потрясающий спектакль.
Re: "Три года", премьера СТИ
Очень рад, что Вам понравилось. "Три года", в принципе, тоже можно занести в список спектаклей, которые стоит посмотреть.