Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
«Седьмой подвиг Геракла» или наша история
Давно я при просмотре спектакля Мастерской не столько наслаждался игрой актёров или находками режиссёра, сколько напряжённо осмысливал увиденное и вспоминал, вспоминал...
Началось все со вступительного зонга, который почти мгновенно напомнил мне выход на авансцену Театра на Таганке Высоцкого со своей песней например в «Гамлете», да и во многих других спектаклях этого Театра в 70-е годы. Да и в дальнейшем многое из обсуждаемого спектакля напоминало типичный «полузапрещенный» спектакль Таганки, как тогда говорили «с фигами в кармане».
Пьеса написана в 1963 г., ну а опубликована только в 1987. Вполне понятно, что ТАКАЯ пьеса не могла быть не то что поставлена, а даже не могла увидеть свет в те годы. Многое из произнесённого в ней имело вполне реальные аналогии в тогдашнем СССР.
• «слава Элиде» однозначно ассоциируется со «Слава КПСС» (упоминавшимся в то время на каждом шагу; «Партия - наш рулевой»);
• Рождение трёх телят от одной коровы «по указанию» Авгия - с необдуманным массовым «внедрением» в сельское хозяйство кукурузы («Кукуруза - царица полей»);
• Гордость за «наши быки» (полагаю при множественности и неоднозначности этого образа одним из главных аналогов в реальной жизни - наши ракеты) невольно вызвало в памяти строфу Высоцкого: «зато мы делаем ракеты и покоряем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей»;
• Восстание рабов, которое надо кроваво подавить - с расстрелом рабочих в Новочеркасске в 1962 г.;
• И в пьесе и в реальной жизни преследовались «всякие поэты, художники»;
• Подарки Эврисфея Авгию безусловно перекликались с многочисленными подарками руководителям нашей страны (особенно это стало популярно в эпоху Брежнева ) ну и т.д.
Сам Геракл с определенного момента у меня стал четко ассоциироваться с Ельциным, пожалуй после его фразы: «вот совершим подвиг и пойдём пировать». Нестор принёс способ очистки «конюшен», разработанный в течении продолжительного времени в других странах (напрашивается сравнение с демократией), но Геракл решил «воспроизвести» его за одну ночь. В результате мы имеем то, что имеем. Конюшни чисты, но полуразрушены, люди ликуют «три дня» (как не вспомнить собственную эйфорию после падения ГКЧП) и прославляют героя, а многочисленные симплегады «остаются живы» и обладая огромным опытом приспособленчества, быстро захватывают (мы это теперь понимаем) лучшие куски общего пирога. И к сожалению сбываются слова Авгия: «целое поколение не о нашей гордости, быках, будет думать, а о том что всё вокруг дерьмо» (увы, дословно не запомнил, но суть в этом)
Спектакль имеет подзаголовок «старомодная комедия». Смотреть действительно смешно, но вот выходишь со спектакля глубоко задумавшись... но хватит о печальном.
Немного о художественных достоинствах спектакля.
1) Мне очень понравились песенные вставки. Они были очень к месту, весьма осмысленные
2) Превосходная находка режиссера - комментарии Аты (богини лжи). Вроде бы и простые слова произносит герой, а после её комментария сразу по-другому их воспринимаешь. И часто очень смешно.
3) Некоторые эпизоды превосходно воспроизводят какие-то детали реалий того времени. Например, пробежка персонажей, возглавляемая Авгием, мне живо напомнила производственную гимнастику, на которую в середине 70-х дружно выгоняли в 11 часов утра почти в каждом коллективе.
В спектакле было много интересных и веселых сцен. Упомнить все невозможно. Смотрите, уверен, не пожалеете.
#СедьмойПодвигГеракла #НашаИстория