RuEn

Форум

Светлые души - отлично, только за писателей обидно ))

30 января, 05:06, ДСС

Посмотрели совсем свежий спектакль «Светлые души, или О том, как написать рассказ».
Главное впечатление: смотреть новый спектакль фоменок безусловно стоит!
Но, обо всем по порядку.
На мой взгляд, главная неудача – режиссерская трактовка роли Лектора/Писателя. Актер Алесандр Моровов играет этакого легкомысленного паяца. Или даже того хуже: интеллигент, который паясничает - раньше в Советском союзе это был такой стандартный типаж для изображения бестолкового интеллигента.
Мол, вы же понимаете, сочинительство – это такая (хи-хи) легкомысленная тема. Хотя, тема творчества писателя вполне себе серьезная. Если вспомнить Василия Шукшина, так и вообще трагическая тема. А поскольку спектакль по рассказам Шукшина, то и Лектор, и Писатель (герой инсценировки рассказа «Воскресная тоска»), вполне естественно, воспринимаются как альтер эго Шукшина.
Собственно, об этом (пресловутые муки творчества) прямым текстом говорит и сам герой рассказа «Воскресная тоска»: «Меня охватывает тупое странное ликование (как мне знакомо это предательское ликование). Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив не меньше Сереги».
В общем, глядя на Лектора/Писателя – не то, что Станиславский, но даже трехлетний ребенок не поверит, что этот человек знает, как написать рассказ. Более того, этому персонажу вообще все равно – как сочинять рассказ, о чем сочинять и зачем сочинять.
Наверно, можно было попробовать играть с оглядкой на экранные образы, созданные самим Шукшиным. Ну, или на худой конец попробовать сыграть Евгения Цыганова, который играет Шукшина. (Шутка, конечно, но Цыганов удивительным образом выглядит абсолютно достоверно в любой своей роли, играет как дышит).
Повторюсь, что образ Лектора/Писателя – это неудача именно режиссерской трактовки, потому что дальше в инсценировке рассказа «Светлые души» Александр Моровов (Михайло) играет прекрасно.
Вторая инсценировка «Кукушкины слезки» оставляет странное ощущение неловкости. (Каюсь, я в этом момент с тоской подумал о том, что в антракте скорее всего уйду).
Вот смотришь на актеров, они говорят такими специальными нарочитыми голосами, стараются, изображают героев Шукшина. А ты смотришь на колесо телеги, которое крутится, крутится (отличная, кстати, придумка художника-постановщика Юлианы Лайковой!) и с неловкостью ждешь, когда же это закончится.
Но! Дальше рассказ «Беспалый» и полный восторг! Все прекрасно. И тонкий подтекст имени Фрейда «игры в доктора», и точное попадание актеров в характеры. А когда начинается сцена деревенского застолья в зале уже абсолютное счастье. И отдельная, специальная награда для зрителей – это персонажи Галины Кашковской и Михаила Крылова. У обоих всего по одной реплике, но глаз невозможно оторвать.
Рассказ «Внутренне содержание» - и опять абсолютно точное попадание, опять отличная игра с тонкими актерскими интонациями. Вениамин Краснянский, Денис Аврамов, Елизавета Бойко, Александра Кесельман – все прекрасны!
Рассказ «Версия» еще одна бесспорная удача. Михаил Крылов и Галина Кашковская играют блестяще и с наслаждением. И это наслаждение передается зрителям. Реальный пример. Настолько была живая игра актеров, что, когда герой Михаила Крылова восклицает: - А вот, кто поедет со мной в город? - одна девушка с нашего ряда громко и с чувством выкрикнула: - Я, я поеду! Только меня никто не зовет!
Мы сначала решили было, что это «подсадная», тем более что девушка встала и решительно направилась к сцене. Но, тут же возник молчаливый охранник, который ловко ее притормозил. А Михаил Крылов не менее ловко выкрутился, сымпровизировав: - Нам не девушка, нам мужик нужен в попутчики!
В общем, идите и смотрите! И будет вам счастье. Начиная с «Беспалого» и до самого конца спектакля – точно!
#светлыедуши

Re: Светлые души - отлично, только за писателей обидно ))

30 января, 12:18, БВГ

У нас с Вами совпали впечатления о режиссёрской работе Крылова (хотя как актер он превосходен), только Вы более точно указали недостатки первых сцен с Лектором. Разница в том, что мне и "Беспалый" в основном не понравился (ну, возможно, кроме некоторых моментов). Т.е. фактически всё первое действие мягко говоря не произвело на меня впечатление. Но вот уходить я точно не собирался. Сижу до конца всегда, каким бы тяжелым ни было впечатление от первого действия. И уже неоднократно моё терпение вознаграждалось. Вот представьте, если бы Вам и второй рассказ не понравился и Вы ушли. Вы бы не получили удовольствие от замечательного рассказа "Внутреннее содержание", да и всё второе действие мимо Вас прошло бы. :)

Re: Светлые души - отлично, только за писателей обидно ))

31 января, 03:22, ДСС

У Булгакова есть рассказ "Воспаление мозгов", который я очень люблю. Люблю именно за то, что он филигранно передает внутренне состояние писателя, все эти пресловутые муки творчества и ужас, от одной мысли - что больше ничего сочинить не получится. (https://lit-ra.su/mihail-bulgakov/vospalenie-mozgov/). Лучшая инструкция для актера о том, как играть писателя.
Небольшой отрывок.
Я закрыл глаза, чтобы ничего не видеть, и стал говорить:
— Предположим, так. Начало: жара, и я иду, и вот мальчишка. Прыгает. Беспризорный. И вдруг выходит из-за угла заведующий детдомом. Светлая личность. Описать его. Ну, предположим, такой: молодой, голубые глаза. Бритый? Ну, скажем, бритый. Или с маленькой бородкой. Баритон. И говорит: «Мальчик, мальчик». А что дальше? «Мальчик, мальчик, ах, мальчик, мальчик…» «И в фартуке», — вдруг сказали тяжелые мозги под фуражкой. «Кто в фартуке?» — спросил я у мозгов удивленно. «Да этот, твой детдом».
«Дураки», — ответил я мозгам.
«Ты сам дурак. Бесталанный, — ответили мне мозги, — посмотрим, что ты будешь жрать сегодня, если ты сей же час не сочинишь рассказ. Графоман!»
— Молчать, я погибаю! — приказал я мозгам и открыл глаза.
........
Через 10 минут я сидел под пальмами в тени Филиппова, укрывшись от взоров света. Передо мной поставили толстую кружку пива. «Сделаем опыт, — говорил я кружке, — если они не оживут после пива, — значит конец. Они померли — мои мозги, вследствие писания рассказов, и больше не проснутся. Если так, я проем 20 рублей и умру. Посмотрим, как они с меня, покойничка, получат обратно аванс»…
Эта мысль меня насмешила, я сделал глоток. Потом другой. При третьем глотке живая сила вдруг закопошилась в висках, жилы набухли, и съежившиеся желтки расправились в костяном ящике.
«Живы?» — спросил я.
«Живы», — ответили они шепотом.
«Ну, теперь сочиняйте рассказ!»
«Предположим так, начал я, пламенея. — …Улица гремела, со свистом соловьиным прошла мотоциклетка. Желтый переплетенный гроб с зеркальными стеклами (автобус)!»…
«Здорово пошло дело, — заметили выздоровевшие мозги, — спрашивай еще пиво, чини карандаш, сыпь дальше… Вдохновенье, вдохновенье».

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.