RuEn

Форум

Продолжение мы стали нервничать

3 марта 2005, 23:08, Безымянный

Тема оказалась интересной. Поэтому предлагаю начатиь ее с новой страницы.
Хочу ответить Андрею. К сожалению, представитель Мастерской слегка опередил меня и высказал многое из того, что хотелось сказать мне. Но все же....
Прежде всего о большой и малой сцене.
>Я думаю,что со мной никто не станет спорить,что малая сцена-это гипер-идеальная сцена для Петра Наумовича;...

Да. С этим спорить трудно. Хочу только заметить, что малая сцена хороша для любого хорошего режиссера или артиста.
Но почему Вы не хотите понять, что Петр Наумович и его питомцы ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ. Она достигли небывалых высот на малой сцене. И вот им стала интересна задача достигнуть таких же высот на сцене большой. Почему Вы хотите это им запретить (скажем мягче, отговорить)?
Здесь есть еще один аспект. Фоменки всячески пытаются сбросить "метку" элитарного театра (это чувствуется из многократных высказываний на эту тему). А это можно сделать только на большой сцене.
К сожалению, сейчас больше не могу писать. Продолжу попозже.

Никто больше никуда не нервничает

4 марта 2005, 15:00, Мастерская Фоменко

Уважаемый БВГ,

Спасио большое за вашу поддержку. Очень многие вещи вы формулируете настолько точно, что диву даешься. Тут некоторые в театре начинают подозревать, уж не виртуал ли вы кого нибудь из наших :-)

С огромным интересом читаем вашу дискуссию. Вот только давайте заголовок сменим, ладно? А то мы и правда сами начнем нервничать из-за обилия нервности в форуме :-))

Re: Никто больше никуда не нервничает

5 марта 2005, 19:12, Безымянный

Уважаемая Мастерская.
Честно говоря, было приятно прочитать Ваше последнее сообщение. Особенно понравилась шутка про виртуала. Эти "подозрения" еще более усилились бы, если бы кто-нибудь не поленился и посмотрел начало Форума. Ведь именно я написал первое сообщение. Но, видит Бог, я представляю только самого себя. Никого знакомого в театре нет. То, что я открыл Форум - простая случайность. Просто посчастливилось. Да. Но вот теперь, пожалуй, и "не отмоешься", никто не поверит. Но, шутки в сторону.
То, что я, видимо, в какой-то мере угадал позицию театра в вопросе о большой сцене, нужно благодарить развернувшуюся дискуссию. Сначала меня просто раздражали этакие снобистские (как мне казалось в то время) разговоры в фойе завсегдатаев вашего театра, дескать, как ужасно смотрится спектакль на большой сцене. Ведь мое "открытие" Вашего Театра (да, с большой буквы) началось именно с большой сцены (относительно недавно, в мае 2003). На большой сцене, в Вашем "Месяце...", я неожиданно для себя понял прелести т.н. "психологического" театра. Я тогда не видел и не вижу сейчас никаких ╚противопоказаний╩ к большой сцене для Вашего Театра. На мой дилетантский взгляд один из ваших ╚фирменных╩ и очень эффективных приемов √ своевременная, выразительная пауза - будет работать на любой сцене. Конечно, есть спектакли только для малой сцены (например, ╚Деревня┘╩). Но вот ╚Война и мир┘╩, ╚Месяц┘╩, по-моему, превосходно будут смотреться на большой сцене, практически (скажем аккуратно) не потеряв выразительности.
Как только открылся Форум, я тут же поспешил поднять дискуссию на эту тему. И тут же, почти единогласно, был, фигурально выражаясь, ╚освистан╩. Со мной никто не согласился. Приводилось много доводов, но ни один из них мне не кажется убедительным. Впрочем, одна причина, относительно недавно высказанная г-жой Ridenko, звучит интересно, правда слегка мистически: эмоциональная энергия, выделяемая артистами, при большом количестве зрителей рассеивается и отдельный зритель получает меньше. Идея любопытная (я без смеха). Но подобная причина в равной степени относится к любому театральному действу. И уж если и тут Мастерская сможете взять верх ┘!!!
Я привык уважительно относиться к оппонентам (ну не могу же я быть прав, когда все остальные не правы!). Стал анализировать, подсознательно искать единомышленника. Ну и нашел┘ в лице Мастерской. Почему? Прежде всего, бросается в глаза Ваше стремление уйти от "элитного" театра. А оно прослеживается буквально во всем: и в открытии прямой записи по Интернету, и в борьбе со спекулянтами, да и во многом другом. Далее, к такому же выводу подталкивают многочисленные ╚пробы пера╩ на больших сценах.
Следующим звеном в моих рассуждениях явились ╚Три сестры╩. Для меня совершенно очевидно (прошу простить за дилетантские рассуждения), что в этом спектакле Театр активно опробывает новые выразительные средства. Заключительное звено в рассуждениях мне подсказал Форум: действительно, лучшие спектакли (кроме созданного сразу для большой сцены спектакля ╚Волки и овцы╩) исчезли из репертуара. Вывод получился один: Петр Наумович со своими питомцами готовит новый ╚творческий прорыв╩: достигнуть такого уровня, чтобы спектакль на большой сцене спотрелся с тем же впечатлением, что и на малой.
Пользуясь случаем, хочу напрямую спросить Мастерскую (понятно, если возможно ответить, если не ответите √ не обижусь): при постановке ╚Трех сестер╩ предполагалось ли, что в современных условиях нищенского, подчас бес исходного существования интеллигенции (прежде всего в ╚глубинке╩) эта многократно сыгранная в советское время пьеса зазвучит актуально., что слова ╚В Москву, в Москву┘╩ приобретут вдруг такое звучание. Или это мое чисто субъективное восприятие. И еще. Когда Человек в пенсне периодически восклицает ╚Пауза, пауза┘╩, а актеры ╚не замечают╩ этого, я невольно воспринимал это как некоторую пародию на ╚обвинение╩ в ваш адрес (неоднократно высказываемое критикой): мол, в Мастерской Фоменко актеры злоупотребляют паузами. Интересно, что-то похожее подразумевалось ли?
С уважением. БВГ

Re: Продолжение мы стали нервничать

4 марта 2005, 02:03, Безымянный

Элитарный театр - что это такое? Если так называть любое явление искусства, которое не имеет ничего общего с Аншлагом и прочими, сделанными на потребу невзыскательным
вкусам, зрелищами, чтивом, фильмами, то пусть уж Мастерская останется элитарной. Но вообще-то элитарное искусство - это трудное для восприятия явление, это то, что заставляет аудиторию работать, прилагать очень большие усилия, душевные, умственные, чтобы постичь замысел творцов. В этом смысле Фоменко замечательно балансирует - его искусство высокое, но при этом он находит способы так воздействовать на зрителя, что тот и не замечает, какую интеллектуальную и художественную нагрузку выдерживает во время спектакля. И в какой это будет форме - большой или малой, нам, зрителям, наверное, все равно. И, кстати, для меня лично именно Фоменко открыл прелесть малой сцены - в других театрах никакого особенного эффекта от близости сценического действа как-то не замечалось. Так что, очень бы хотелось, чтобы сосуществовало и то, и другое, главное, чтобы все было так же прекрасно.

Re: Продолжение мы стали нервничать

4 марта 2005, 10:03, Безымянный

Конечно же Вы правы. Я просто в попыхах опечатался. Конечно же "элитный театр", а не элитарный.
Я целиком согласен с Вашим последним сообщением. А вот фраза
"Так что, очень бы хотелось, чтобы сосуществовало и то, и другое, главное, чтобы все было так же прекрасно. "
вообще очень точно передает мою идею.
К сожалению, писать сейчас некогда. Я, между прочим, еще не ответил на Ваше предыдущее послание. Есть, как мне кажется, интересные мысли.
С уважением. БВГ

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.