Пётр Фоменко
Основатель, художественный руководитель театра с 1993 по 2012 год
13 июля 1932—9 августа 2012
Народный артист РФ,
Лауреат Государственных премий РФ
Лауреат Государственных премий РФ
Пётр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. В 1955 году закончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году — режиссёрский факультет ГИТИСа (курс был набран Н. М. Горчаковым, мастера курса — Н. П. Охлопков и А. А. Гончаров).
В 60-е годы Фоменко ставит спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.
В 70-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он режиссёр, а с 1977 по 1981 — главный режиссёр Ленинградского театра Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г. Никитина (оба — 1975), «Лес» А. Островского и «Свадьба. Юбилей» А. Чехова (оба — 1979), «Теркин-Теркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У. Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» К. Тренёва (1977) в Малом театре.
Одновременно с работой в театре Фоменко много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли как: «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1969 и 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину. Кроме того Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: «На всю оставшуюся жизнь» по «Спутникам» В. Пановой (1974–1975) на студии Лентелефильм, «Почти смешная история» по сценарию Э. Брагинского (1976–1977) на Центральном телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии Мосфильм.
Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссер уходит в педагогику. В гитисовских аудиториях увидели свет такие спектакли, созданные Фоменко со своими студентами, как: «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А. С. Пушкину, «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. Сиротой — 1986), «Волки и овцы» А. Островского (1992), «Свадьба» А. П. Чехова (1996).
За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников Фоменко, среди которых режиссеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.
В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 80–90-е годы на сценах различных театров такие спектакли как: «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1993) и «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1996) в театре им. Евг.Вахтангова; «Калигула» А. Камю в театре им. Моссовета (1990), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон» (1994) и другие.
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Пётр Наумович Фоменко. На афише театра — поставленные режиссёром спектакли: «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001), «Безумная из Шайо» Ж. Жироду (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2004), «Три сестры» А. П. Чехова (2004), «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж. -Б. Мольера (2006), «Как жаль» по пьесе Г. Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» (2006), «Бесприданница» А. Н. Островского (2007), мюзикл Ю. Кима «Сказка Арденского леса» по У. Шекспиру со стажерской группой нашего театра (2008) и «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина (2009). Принимал участие в выпуске спектаклей «Театральный роман» и «Заходите, заходите». Последние годы жизни репетировал «Бориса Годунова» А. С. Пушкина.
Постановки Петра Фоменко в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.
Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Сам Петр Наумович в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2005 — Командора ордена искусств Франции, в 2004 году удостоен премии Президента РФ, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).
Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Скончался 9 августа 2012 года, меньше чем через месяц после своего 80-летнего юбилея.
В 60-е годы Фоменко ставит спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.
В 70-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он режиссёр, а с 1977 по 1981 — главный режиссёр Ленинградского театра Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г. Никитина (оба — 1975), «Лес» А. Островского и «Свадьба. Юбилей» А. Чехова (оба — 1979), «Теркин-Теркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У. Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» К. Тренёва (1977) в Малом театре.
Одновременно с работой в театре Фоменко много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли как: «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1969 и 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину. Кроме того Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: «На всю оставшуюся жизнь» по «Спутникам» В. Пановой (1974–1975) на студии Лентелефильм, «Почти смешная история» по сценарию Э. Брагинского (1976–1977) на Центральном телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии Мосфильм.
Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссер уходит в педагогику. В гитисовских аудиториях увидели свет такие спектакли, созданные Фоменко со своими студентами, как: «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А. С. Пушкину, «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. Сиротой — 1986), «Волки и овцы» А. Островского (1992), «Свадьба» А. П. Чехова (1996).
За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников Фоменко, среди которых режиссеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.
В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 80–90-е годы на сценах различных театров такие спектакли как: «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1993) и «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1996) в театре им. Евг.Вахтангова; «Калигула» А. Камю в театре им. Моссовета (1990), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон» (1994) и другие.
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Пётр Наумович Фоменко. На афише театра — поставленные режиссёром спектакли: «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001), «Безумная из Шайо» Ж. Жироду (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2004), «Три сестры» А. П. Чехова (2004), «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж. -Б. Мольера (2006), «Как жаль» по пьесе Г. Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» (2006), «Бесприданница» А. Н. Островского (2007), мюзикл Ю. Кима «Сказка Арденского леса» по У. Шекспиру со стажерской группой нашего театра (2008) и «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина (2009). Принимал участие в выпуске спектаклей «Театральный роман» и «Заходите, заходите». Последние годы жизни репетировал «Бориса Годунова» А. С. Пушкина.
Постановки Петра Фоменко в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.
Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Сам Петр Наумович в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2005 — Командора ордена искусств Франции, в 2004 году удостоен премии Президента РФ, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).
Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Скончался 9 августа 2012 года, меньше чем через месяц после своего 80-летнего юбилея.
- Фильмография
по данным Кино-театр.ру - «Пиковая дама» — реж. Пётр Фоменко, 2013
- «Театральный роман. Записки покойника» — реж. Пётр Фоменко, Кирилл Пирогов, 2012
- «Триптих» — реж. Пётр Фоменко, 2012
- «Фома. Поцелуй через стекло» — реж. Александр Авилов, 2007
- «Волки и овцы» — реж. Пётр Фоменко, Олег Корвяков, 2004
- «Одна абсолютно счастливая деревня» — реж. Олег Корвяков, Пётр Фоменко, 2003
- «Таня-Таня» — реж. Олег Корвяков, Пётр Фоменко, 2001
- «Чтобы помнили» — реж. Леонид Филатов, Ольга Медынская, Аркадий Тигай, Владимир Борисов, Александр Адабашьян, Лиля Сендецкая, Людмила Гордиенко, Владимир Качан, Евгений Цымбал, Вадим Фоменко, Родион Луговцов, Виталий Максимов, 1996-2002
- «Без вины виноватые» — реж. Пётр Фоменко, 1994
- «Николай Акимов» — реж. Лев Цуцульковский, 1991
- «Повести Белкина. Гробовщик» — авторский текст, реж. Пётр Фоменко, Алла Тарасова, Алексей Чернобай, 1990
- «Пиковая дама» — реж. Алексей Бураго, Пётр Фоменко, Людмила Хмельницкая, 1988
- «Чёрный монах» — Песоцкий Егор Семенович, отец Татьяны, реж. Иван Дыховичный, 1988
- «Поездки на старом автомобиле» — Петя, реж. Пётр Фоменко, 1985
- «Повести Белкина. Метель» — реж. Пётр Фоменко, 1984
- «Этот милый старый дом» — реж. Лев Цуцульковский, Пётр Фоменко, 1983
- «Джентльмены из Конгресса» — Сол Фицморис, реж. Вениамин Смехов, Марина Ишимбаева, 1982
- «Повести Белкина. Выстрел» — реж. Пётр Фоменко, Лидия Ишимбаева, 1981
- «Любовь Яровая» — реж. Пётр Фоменко, Алина Казьмина, 1981
- «Почти смешная история» — реж. Пётр Фоменко, 1977
- «Король Матиуш Первый» — реж. Пётр Фоменко, Мария Муат, Анна Некрасова, 1976
- «На всю оставшуюся жизнь» — реж. Пётр Фоменко, 1975
- «Детство. Отрочество. Юность» — реж. Пётр Фоменко, 1973
- «Семейное счастье» — реж. Пётр Фоменко, 1971