RuEn

Форум

Смерть театра Фоменко

11 апреля 2005, 09:26, Bondi

Театр Фоменко, на мой взгляд,
совершенно безжизненный театр. Когда я
смотрю спектакль, мне кажется, что
актеров слегка придушили, а потом
выпустили на сцену, предварительно
поставив на завод, и они тихо и
неторопливо играют, пока батарейки
"Energizer" не придут в исходное
состояние. Фотография, где гражданка
Кутепова сидит рядом с куклой, точно
передает "кукольное" ощущение от всех
спектаклей театра. При этом театр вовсе
неплохой, играют замечательно, но
"Волки и овцы" везде во всех спектаклях
превращаются в водевиль "Посмотрите,
как мы играем, узнаете фирменный
стиль?" И играть они могут бесконечно,
десятилетиями один и тот же спектакль,
и как я уже писал в "автор сюда" и
через 10 лет во времена окончания
нефтяного бума мы увидим ту же героиню
с тем же текстом.

У театра чудная манера ничего не видеть
и ничего не замечать. Поставить
Островского, потом Чехова, потом опять
Островского, это же работа на столетие,
скороговоркой прочитать вслух Толстого,
а потом кто-нибудь на тот свет
отправится, и канал "Культура" почтит
память великих актеров, живущих другим
временем, другими проблемами, так
отличных от настоящих.

А наша же реальная жизнь отличается от
того искусства, которое нам предлагает
театр. Я уже писал в "автор сюда", что
после окончания училища один актер
играет в деревне в хлеву перед свиньями
(реальная история), другой поет в
ресторане перед чавкающей и
отрыгивающей публикой (спросим дружно у
актеров театра Фоменко, о ком идет
речь), в провинции талантливые актеры
спиваются, а в Москве свобода
творчества лишь на гениталии, а все
остальное ограниченно Басманным судом.
В провинции же все по-другому,
школьницы стоят не более 150 рублей, а
уж искусство и вовсе бесплатно. Я уж не
вспоминаю о Чечне, о которой очевидцы
рассказывают удивительные "Овечьи
истории", все Благовещенски - они
сейчас, рядом, в этот момент. И ведь
многие пишут об этом, пьесы, статьи,
книги (сам работал редактором, знаю), а
напечатать невозможно - в планах
издательства либо Сорокин, либо "Голая
пионерка".

Остается лишь театр, поскольку именно
он всегда был "правдой искусства". И
лучший театр Фоменко - тут преуспел
основательно. Обладая огромным
потенциалом, лидер талантов закрылся в
своей табакерке и на "многие лета!"
стал играть про нашу жизнь в прошлом
веке. Вот и интересно мне, чем живут
актеры, которые так удобно устроились в
жизни, и что хотят сыграть. Если бы
бездари были, то с них и не было бы
спроса, а они так талантливы, - потому
и спрашиваю, - не скучно ли им жить на
сцене такой сладенькой жизнью?


-> В ответ на замечание БВГ

Re: Смерть театра Фоменко

12 апреля 2005, 10:41, rybnikov

Петр Фоменко нехищный талантливый режиссер. И он достаточно тихо делал свое дело, ставя неплохие постановки в разных театрах и обучая актеров. Однажды решил из своих учеников создать театр, пока эта студия не была взята в оборот хищным телевидением и прессой, спектакли были неплохие, ка только хищники стали трепать театр, он стал как все( с некоторыми отличиями конечно, но уже не такими значительными, еще немного, и мы получил Ленком или Современик). Кутеповы активно снимаются для модных журналов, весь состав театра задействован в сериалах и на подработках в других театрах. Название студии превращено в бренд. Сам основатель, мне кажется чуствует себя неважно, и в душе в ужасе от происходящего. Дальше будет только хуже.Правда скоро появиться студия Женовача, и снова повториться печальный фоменковский путь. Актеров за это винить не стоит, всем хочется жить в хороших квартирах и получать деньги. Ждать катарсиса или гражданской позиции на спектаклях не стоит, лучше сосредоточиться на своей собственной работе и жизни.

Это верно

14 апреля 2005, 15:35, Bondi

В самую точку, это печально, об этом и пишу, Вы меня поняли лучше всех.

А Вы в этом уверены, г-н Bondi?

12 апреля 2005, 09:56, Безымянный

Г-н Bondi!
Вы выдвинули достаточно серьезные обвинения в адрес Мастерской.
Что ж, давайте их разберем. Вкратце Ваше высказывание можно свести к 5-ти пунктам.
1. ╚Театр Фоменко, ┘ совершенно безжизненный театр╩, актеры, будто бы двигаются ╚на подзарядке╩.
2. ╚┘играть они могут бесконечно, десятилетиями один и тот же спектакль╩. Жирным шрифтом я выделил ключевые, как мне кажется, слова.
3. Далее Вы обвиняете театр (т.е. Мастерскую) в оторванности от жизни: ╚У театра чудная манера ничего не видеть и ничего не замечать╩. Приводите несколько жизненных примеров (против них, конечно, я ничего не имею). И самая замечательная фраза: ╚А наша же реальная жизнь отличается от того искусства, которое нам предлагает театр╩ (Вам это ничего не напоминает?)
4. Далее сообщается, что ╚многие пишут об этом, пьесы, статьи, книги ┘ а напечатать невозможно - в планах издательства либо Сорокин, либо "Голая пионерка"╩. (Выделены вторые ключевые слова). И следует весьма интересная мысль: ╚Остается лишь театр, поскольку именно он всегда был "правдой искусства"╩.
5. Наконец, Вы задаете актерам театра прямой вопрос ╚┘ чем живут актеры, которые так удобно устроились в жизни, и что хотят сыграть. ┘ не скучно ли им жить на сцене такой сладенькой жизнью?╩

Вроде бы ничего не забыл. Вот так, попунктно, и будем рассматривать Ваше высказывание.
Пункт ╧1 абсолютно непонятен. Я искренне пытался понять, что же Вы хотите сказать, но так и не сумел. Может, Вы приведете пример ╚жизненного╩ театра? Мы все будем Вам крайне признательны. На мой же взгляд более жизненного театра трудно сыскать. Может Вы сформулируете поточнее признаки ╚жизненности╩ театра?
На п.╧5 Вам ответят представители Мастерской.

П. ╧2 (с его ключевами словами) оставим на последок.

Самым серьезным ╚обвинением╩, конечно, является п.╧3. Приступим к нему.
Если Вы еще не вспомнили, что напоминает выделенная фраза, то я напомню: под примерно таким лозунгом в начале 50-х травили Шостаковича, Хачатуряна, других театральных деятелей. Попытка показывать на сцене только ╚правду жизни╩ привела наш театр в такой тупик, из которого он сумел выбраться лишь в 60-е. Без фантазии, без воображения, на одном ╚голом╩ отображении ╚правды жизни╩ театр начинает умирать. Принцип ╚утром в газете, вечером √ в куплете╩ можно отнести к телевидению, документальному кино, литературе, к кино художественному (в конце концов). Но не к театру! Чем больше в театре условности, тем лучше работает воображение, а значит тем сильнее эффект воздействия театрального действия. Это один аспект данной проблемы.
Другой аспект. Вы что, не смотрели ╚Трех сестер╩? Вы что, не понимаете, что именно безысходность провинциальной жизни стало у Петра Фоменко лейтмотивом прочтения этой ╚заезженной╩ в советское время пьесы? Я Вас просто не понимаю. И противоположный пример из жизни Мастерской. В ╚Мотыльке╩ Мастерская попыталась поднять современную проблему ╚неуставных╩ отношений в армии. Ну и какой результат? Ни превосходная игра актеров (и Кутеповой, и Степанова), ни некоторая притчевость (точнее интересный перифраз ╚Отелло╩) не ╚спасают╩ спектакль. А губит его именно ╚заезженность╩ темы.
И третий, последний аспект этой проблемы. Война в Чечне, наркомания, теракты, детская беспризорность, нищенское существование народа в России, коррупция, война в Чечне┘ и так по кругу. Об этом твердит круглые сутки телевидение, кричат газеты. И ведь, главное, все попусту. Те, от которых зависят решения этих проблем, ╚непробиваемы╩. В кино - засилье американских боевиков, фильмов ужасов. Это с одной стороны. А с другой √ непритязательный, на гране пристойности юмор на телевидении, американские комедии, где юмор чересчур часто находится ниже пояса. Да и во многих театрах (как Вы правильно заметили) юмор тоже частенько крутится вокруг нижней половины туловища. Существует определенная категория людей, которым уже нет сил смотреть на все эти ужасы современной жизни, юмор ╚ниже пояса╩ не приносит разрядки. И на этом фоне Театр Петра Наумовича Фоменко √ глоток чистой родниковой воды в пустыне. И после этого у Вас поднимается рука писать такие послания!!!

Но, несмотря на все изложенные аспекты поднимаемой Вами проблемы, если бы п.╧3 присутствовал только один √ к нему можно было бы отнестись с пониманием и уважением. Если бы не одно маленькое, но гаденькое НО... Да-да. Ключевые-то слова в пп.╧╧2 и 4 свидетельствуют об одном: главная причина всех этих ╚забот╩ о связи театра с жизнью √ неудача с реализацией своего произведения. Почти в каждом из Ваших выступлений черным по белому читался меркантильный интерес. И, поверьте, все это смотрится по меньшей степени странно.
Не забывайте, г-н Bondi, что участники Форума прежде всего Зрители. И наша ╚профессиональная обязанность╩ чувствовать фальшь. Вот когда Вы излагали свой ╚крик души╩, или писали о бедах провинциальных театров √ фальши не было. А во всех остальных сообщениях чувствуется фальшь (даже в первоапрельской наколке, когда Вы подкололи почти всех участников Форума; не скрою, я тоже вначале принял это предложение за чистою монету). Увы.
Я не имею возможности судить, есть ли у Вас талант. Но если даже он присутствует, не растрачивайте его на желчные выступления. Борьба со всем светом еще никого не приводила к хорошему. Еще раз повторяю: обращайтесь к Рощину и Казанцеву. Если у Вас действительно есть талант, только они могут помочь Вам. Больше, пожалуй, никто.

P.S. Уже после того, как я все это написал, мне вдруг бросилась в глаза одна странность: если не ошибаюсь, во всех своих описаниях творчества Мастерской Вы ссылаетесь только на один спектакль (╚Волки и овцы╩). А Вы смотрели еще что-нибудь? А если нет, то какое имеете моральное право на критику, тем более такую безапелляционную!?

Одержимость

14 апреля 2005, 15:33, Bondi

Вы напрасно так реагируете. Я сам из театральной семьи, хорошо знаю, как смертельно обижаются любящие театр и работающие в нем люди на негативное отношение к спектаклям и вообще любую критику, знаю, в какой нищете живут люди искусства, однако здесь я пишу о другом, - я сам был свидетелем умирания театрального коллектива изнутри и просто понимаю, что как только жизнь постепенно уходит из спектаклей, то постепенно проявляется те черты искусственности, о которых я уже писал.

Вообще говоря, театр "перегорает" изнутри, никто из актеров уже не хочет каких-либо потрясений на сцене, сил меньше, а подрастающего поколения больше, как правило именно в этот период фактическое умирании театра совпадает с наивысшими оценками прессы, гастролями в Париже, постановками Чехова, лимузинами на премьерах и так далее.

После этого театр еще существует долго, мучительно ищет "режиссерские находки" вроде нелепого Чехова, бегающего по сцене, приглашают разных режиссеров, пытаются "угадать" с репертуаром и так далее...

Re: А Вы в этом уверены, г-н Bondi?

12 апреля 2005, 13:14, Безымянный

Господа интеллигенты!

Ну как же, ей Богу, можно столь всерьёз реагировать на слова персонажа, дважды употребляющего в своём последнем послании слова "как я уже писал"? Вы что же, никогда не встречали таких людей? Им же все на свете должны! И от всего-то они, бедные, зависят: от заскорузлой общественности, от низкого уровня вкуса населения страны, от планов издательств, в конце концов. И не понимают они, к сожалению, как это возможно: просто достойно и спокойно делать своё дело, ни на что не сетуя и ни на кого не жалуясь - именно так, как делает своё дело Мастерская Петра Фоменко. Тут, право, не стоит вступать ни в какие диспуты - по-моему, всё и так ясно. Давайте лучше поздравим Ирину Пегову - это гораздо приятнее!

Re: Смерть театра Фоменко

11 апреля 2005, 17:44, Безымянный

Уважаемый Bondi, пишу сюда редко, но сегодня решила поделиться своим мнением о театре.Я стала его поклонницей именно потому, что театр живой,а не безжизненный,как Вы пишете.Посмотрев как раз"Волки и овцы" я поняла, что Островский может быть живым и очень современным!Русские писатели 19 столетия доказали временем,что они современны, да и человек не меняется по своей сути,несмотря на бурный технический прогресс.В его душе кипят те же страсти, он решает те же проблемы выживания в этом мире,что и 100,200,500 лет назад.А классики потому и классики,что смогли очень глубоко вскрыть все это в своих произведениях.На мой взгляд, в современных пьесах нет такого многообразия героев,ситуаций,кипения человеческих страстей, как в произведениях Чехова,Островского и т.д.Между тем я не синий чулок от театра, стараюсь следить за работами молодых режиссеров, актеров,обязательно смотрю все новые спектакли Центра Рощина и Казанцева и мне многое там очень нравится.Но Фоменки играют нашу с вами жизнь сегодня и о сегодняшнем, дают почувствовать современному зрителю,что это о нем родимом все, избегая затертых и обесцененных тем наркомании,проституции, войны.Театр интересует прежде всего Человек!С Человека все начинается:и плохое и хорошее,и страшное и великое.Здесь, я думаю,никогда не появится пьесы, где мусолят какую-нибудь одну тему в угоду моде или театральной тусовке. Они каждую работу проускают через свои души, и это чувствую я, сидя на их спектаклях!

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности