Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Захудалый род
С большим опасением шел я на эту премьеру: почему-то засомневался в силах молодых актеров. К счастью, мои опасения оказались напрасными. Студия Женовача очередной раз подтвердила высокий класс.
1) Прежде всего, меня порадовала точность передачи образов. Режиссером каждому персонажу подобран такой рисунок роли, а актерами он настолько достоверно преподнесен, что веришь: вот именно такими представлял я княгиню Варвару Никоноровну, Ольгу Федотовну, Рогожина, Зинку, графа Функендорфа. Я опять, как и в "Мариенбаде", не могу почти никого выделить в худшую сторону. Ну, разве внучка княгини не оставила ярких впечатлений, но так у нее и роль такая "неблагодарная". Отдельный вопрос о Червеве в исполнении Сергея Аброскина. Играет Сергей замечательно, у него получился человек, уверенный в своих взглядах, в своей вере, но не часто находящий взаимопонимание в окружающих и испытывающий от этого определенную неловкость. Это вполне оправдано, выглядит достоверно, но при этом непонятно: как ТАКОЙ человек смог "сломать" духовно такую женщину, как княгиня. И вот что интересно: когда после спектакля перечитывал роман, интонации Сергея так и звучали в ушах.
Кто из ребят понравился больше остальных? Прежде всего, безусловно, Мария Шашлова (княгиня): очень сложная роль и молодая актриса блестяще ее сыграла. Далее √ Александр Обласов (Петро Грайворона и Зинка) (правда, роли характерные, ╚благодатные╩, но все равно, сыграны превосходно, особенно Зинка), Алексей Вертков (Дон-Кихот Рогожин), Григорий Служитель (граф Функендорф) ┘, ну и остальные. Молодцы!
2) Очень впечатляет сценография и лаконичность режиссерского решения. Превосходно смотрятся и впечатляют "мгновенные групповые фотографии", режиссер не злоупотребляет ими, но применяет всегда к месту.
3) Уважаемая ridendo! Я вынужден признать свою неправоту в рассуждениях о своем неприятии романа. Есть у Лескова и злободневные для современной жизни проблемы и юмор (помимо упомянутого мной Дон-Кихота). Вот только для того, чтобы обратить внимание на них, мне потребовался иной вид искусства! Удивительное дело. Ну да ладно. Остановимся на злободневных проблемах. О низкопоклонстве перед всем западным, иностранным говорить не интересно; в Российской истории оно присутствовало почти всегда, иногда превращаясь в свой (такой же глупый) антипод (╚Россия √ Родина слонов╩). Поговорим об отношение к вере. Совершенно очевидно, что Лесков выступает за веру без крайностей, за ту, что исповедовала княгиня. Понятно, что ему претит псевдо богомольность Хотетовой (господи, сколько же таких хотетовых развелось в наше время!). Но он одновременно, мне кажется, ясно показывает опасность для думающего и истинно верящего человека другой крайности, того, что исповедует Червев.
4) В заключении хочу высказать одно наблюдение. Вот я посмотрел 5 спектаклей Студии (╚Мариенбад╩, ╚Мальчики╩, ╚Как Вам это понравится╩, ╚Об-ло-мов-щи-на╩, ╚Захудалый двор╩). В целом все спектакли понравились, но вот по ╚чистоте╩ игры они отличаются. К ╚Мариебаду╩ и ╚Захудалому роду╩ нет ни малейших претензий, ни слова фальши и почти каждый актер хотя бы в одном фрагменте ╚засверкал бриллиантом╩. В ╚Мальчиках╩ была небольшая группа ребят, которые не оставили ярких впечатлений, но остальные сыграли блестяще и во всем спектакле не чувствовалось фальши. В ╚Об-ло-мов-щи-не╩ уже были отдельные моменты, где чувствовалась легкая фальшь (например, в каком-то суетливом бегании). В ╚Как Вам это понравится╩, на мой взгляд, почти все первое действие фальшь звучала то у одного артиста, то у другого. Правда, во втором действии ребята опять ╚засверкали╩ и со спектакля я шел уже в хорошем настроении. Объяснение этим фактам можно найти, если посмотреть на режиссеров этих спектаклей: ╚Мариебад╩ - Каменькович, ╚Мальчики╩ и ╚Захудалый двор╩ - Женовач, а остальные спектакли ставили более молодые режиссеры. Причем режиссеры тоже талантливые. В ╚Как Вам это понравится╩ столько оригинальных режиссерских находок! Но вот в работе с молодыми актерами (почти сверстниками), вероятно, опыта не хватает.
Вот что я хотел сказать об этом замечательном спектакле. Надеюсь, остальные меня дополнят.
Re: Захудалый род
Добавлю пока немногое. Главное - это то, что я пошла на спектакль второй раз с желанием просто увидеть это снова. Не могу сказать, что за месяц он как-то изменился, и, к сожалению, прошел не без помарок, из которых главная - сбивчивость актеров в тексте. И хотя понятно, что очень трудно в таком спектакле без этого обойтись, да еще при такой погоде, однако на впечатлительного зрителя действует болезненно. Потому что главное действующее лицо в этом спектакле - текст. Чаще всего - просто обращенный в зал замершими на месте актерами, неторопливо, по очереди ,ведущими свой рассказ и лишь иногда вставляя "картинки и разговоры", без которых Алисе так трудно было читать книжки. И все это делается так завораживающе, так деликатно и ненавязчиво, что честное слово, с ними просто сживаешься, и без них потом просто плохо. Если передать одним словом основное ощущение от спектакля - то это достоинство. Во всем: в сдержанности, в этих рамках-окнах, которые как бы и героев вводят в рамки и не дают им очень уж распуститься, в черном цвете декораций и костюмов - словно трауре по уходящему, в общей статичности, и при этом понимаешь и те нематериальные рамки, в которые герои загоняют свои страсти. Представьте себе, как нужно сделать такой спектакль и как нужно в нем играть, чтобы зритель хотя бы просто не заскучал. И что может быть скучнее рассказа о хороших людях? Ну таких хороших, что не подкопаешься. С ними как на райском облаке - а что может быть скучнее? И вот же - не скучно! То ли нам так этого не хватает, и, наевшись, мы все-таки когда-нибудь пресытимся, то ли действительно настоящее добро не надоест никогда.
Удивительный, совершенно уникальный спектакль. Не иначе, как им с самого верху диктовали. Вот и вышла - "яблочная зефирка", секрет изготовления которых утрачен, казалось, навсегда. А секрет этот, видимо, довольно прост - очисти душу, вложи ее без остатка и работай, работай, работай.
Re: Захудалый род
Замечательные слова Вы привели. Очень точно. Я, пожалуй, не помню, чтобы Вы так отзывались о каком-то спектакле. Ну, разве, о ╚Трех сестрах╩. А как же ╚студенческий уровень╩? Помните, Вы нечто подобное сказали о ╚Мариенбаде╩. Ребята выросли, или для ТАКОГО спектакля это уже не важно? И еще. В антракте и после спектакля поговорили немного с соседкой. Для нее это был первый спектакль Студии, но ее знакомые сетовали, что, мол, ребята не изменяются, не растут. А Вы что думаете об этом?
Re: Захудалый род
Да, Вы знаете, это - ДРУГОЙ спектакль, где "ребячество" ощущается гораздо меньше. По ряду причин, как мне кажется. Во-первых, из-за Шашловой, которой практически удалось от этого избавиться, а она все-таки доминирует в спектакле. Во-вторых, те самые рамки. В-третьих, меньше актеров на сцене, и нет ощущения молодежной тусовки. Ну, и last but not least - сам материал "старит". Хотя, конечно, местами и звучали "задорные детские голоса", но это, боюсь, пока неизбежно. На пару лет.
Re: Захудалый род
Помните, Вы говорили о замечательном ╚послевкусии╩ спектакля. Как это верно! То и дело он сейчас вспоминается.
Что-то никто нас не поддерживает. Наверное, многих остановили эти мало ╚подъемные╩ цены. Но я, например, нисколько не жалею потраченных денег. Спектакль стоит того.
Re: Захудалый род
Да. Не хотите почитать подбору статей в Театральном смотрителе? Вот ссылочка http://www.smotr.ru/
По-моему, очень прилично написаны.
Re: Захудалый род
По-моему, так даже очень хорошо написаны. Поражаюсь совпадениям - не только в таких очевидных вещах, как рамки, но и, например, в мысли о "богопротивности" этого дела, на которую выходишь очень замысловатым путем. Вот только одно могу добавить, что, кажется, никто не сказал. Кризис обрушивается на княгиню не после бесед с Червевым, а когда она узнает, что его отправили на Белые берега (Соловки?). Этот момент как-то незаметно проходит и ускользает и у Лескова, и в спектакле. А я это очень хорошо понимаю, потому что сама это когда-то пережила. Разница только в том, что была тогда подростком, и мотивом было не христианство. Но сама схема совпадает полностью: встреча с человеком, каких не бывает, и первое потрясение и ощущение небывалого восторга и счастья от того, что существуют такие люди; затем известие о преследовании его властью, ужас и отчаяние, и мгновенная ломка всей былой картины мира. Но мне здорово повезло. В отличие от княгини я не оказалась в полном душевном одиночестве, да и по малолетству не было и быть не могло ощущения, что жизнь прожита и прожита в полном заблуждении.
Re: Захудалый род
А Вы заметили, что и Ваша мысли о достоинстве, благородстве неоднократно упоминается: ╚душевное благородство╩, ╚Он √ отмечен высоким и благородным стилем╩.
Какое отличие от критики ╚Трех сестер╩. Вы помните, тогда критики несли такую ахинею, что я просто диву давался. Не замечать очевиднейших вещей! И ругать спектакль, который справедливо в дальнейшем награжден 2-мя масками!
А по поводу ╚ломки╩ княгини Ваша мысль интересная. Похоже, Вы правы. По крайней мере, это объясняет многое. Но вот только, по-моему, она еще до этого известия решает, что не может доверить детей Червеву. Надо еще раз перечитать.
А как Вам Червев в исполнении Аброскина?
Re: Захудалый род
Вообще-то, я в этом случае по-разному понимаю благородство и достоинство. Такой вот простой пример, как Борис Друбецкой. Весьма даже достойный человек (пока, конечно, не дошло дело до женитьбы): недаром князь Андрей купился. А благородство у Лескова слишком уж очевидно, чтобы о нем говорить. Некоторая же недостойность все же проглядывает - я имею в виду несдержанность некоторых героев, которые позволяют себе моментами вести себя не очень достойно. Буйный Рогожин, не слишком достойно ведущий себя по отношению, например, к поднадоевшей жене. Ольга Федотовна заграницей. Про Грайворону так и говорить нечего. Дело тут, конечно, в том, какой смысл вкладываешь в слова. Для меня достоинство еще и некоторый стиль поведения, не только внутренние качества. И достоинство спектакля для меня в том, что он не отступает от выбранной цели, а цель эта не слишком благодарное дело, когда речь идет о зрелище.
Что же касается Червева, то да, княгиня испугалась за безопасность и благополучие своих детей, но вспомните - он первый отказался и даже не дал ей подумать, несмотря на ее просьбу. Но ведь она действовала в полном согласии с собой прежней, то есть, до того, как в ее душе свершился этот переворот. А потом уже пришла к тому, что удел ее, все понимающей, но не могущей следовать, только смирение. Кстати, фамилия Червева для Лескова очень значима: мне где-то попался отрывок, (из письма?), где он писал о неком "черве", под которым подразумевалась душевное и умственное стремление к истине. Но плохо помню, а соврать боюсь. Найти же пока не удалось.
А Аброскин хорош. Кто-то, правда, жаловался, что его дальше второго ряда не слышно, но тут уж не знаю, что сказать. Если играть это в большом зале, то надо что-то менять, ведь как-то можно и негромкость сделать слышимой.
Re: Захудалый род
Здравствуйте, хочу продолжить разговор о спектакле "Захудалый род". Спектакль произвел сильное впечатление. Очень ярко играет Мария Шашлова. Из мужских ролей понравился Зинабей (не помню, как правильно писать, извините). Не понравился Сергей Аброскин. Временами мне было просто страшно: казалось, он забыл текст и с трудом его вспоминает, что очень мешало воспринимать смысл сказанных им слов. Переворот, совершаемый княгиней Протазановой в финале, из-за невнятности Червева вызывает удивление и недоверие. Только блестящая игра М.Шашловой делает это преображение понятным и уместным. Другая неудача - роль Анны Рудь. На мой взгляд, виной тому плохой реквизит. Она держит в руках тетрадку и читает ее. Ну разве так должен выглядеть семейный альбом князей Протазановых! Это должен быть альбом - книжка в кожаном переплете с застежками, с желтоватыми шуршащими страницами. Это же семейная реликвия, поэтому держать такой альбом нужно бережно, листать неспеша, с трудом вчитываясь в текст, ведь многие слова устарели и т.п. Неудачный, слишком условный реквизит порождает бесцветную роль внучки княгини.
В целом, спектакль наводит на многие размышления. По-моему, основная мысль в конце спектакля: как я могу кого-то осуждать, если я сам несовершенен и совершенен только бог. Княгиня Протазанова доходит до отчаяния - она не хочет никого ни осуждать, ни прощать, а следовательно, она изымает себя из жизни. В ее трактовке, "захудалый род" - это несовершенство всего человеческого рода. Живые картины, милые сценки, подробности семейного быта куда дороже такой тяги княгини к духовному совершенству.
Re: Захудалый род
Спасибо, что продолжили разговор о ╚ЗР╩, а то обсуждать этот замечательный спектакль хочется еще и еще, а мы с ridendo, вроде бы, уже все обсудили.
Не согласен по поводу оценки игры Аброскина. Сыграл он достаточно убедительно, таким Червев вполне может быть. Правда, остается вопрос, как ТАКОЙ Червев смог переубедить княгиню. Но раздражения он не вызывал, я даже зааплодировал как-то раз.
По поводу игры Рудь. Мне кажется, что, и самый лучший и опытный актер не смог бы ╚вытянуть╩ эту роль. Слишком она неблагодарная. И реквизит тут ни причем (наоборот, что-то другое смотрелось бы еще хуже). Вообще то, актриса, пожалуй, правильно сыграла свою роль: она была практически незаметна, а ведь что еще надо от рассказчика?
А по поводу основной мысли спектакля надо обдумать Ваше предложение, тут сразу не ответишь